IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.

1. Прототип Герасима. Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

– Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

2. Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь?

- Герасим.

- Барыня.

- Степан, передавший приказ барыни.

- И.С.Тургенев.

- Крепостное право.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.

V. Оценки за урок.

Царева Елена Николаевна,

учитель сош№76 г.Ярославль

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

Занятие-игра «В гостях у сказки»

Сказка – это колыбель мысли.

В.А.Сухомлинский

Цель мероприятия: Закрепить и расширить знания, полученные при изучении разделов "Фольклор" и "Авторская и литературная сказка"

Используемые учебники и учебные пособия: Литература. 5 класс. Авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина.

С использованием ИКТ.

Аннотация мероприятия: Игра проводится после изучения разделов «Фольклор» и «Авторская и литературная сказка». Цель игры – закрепить полученные знания, расширить представление о сказке. Участвуют две команды: сош№71 и сош№76. Каждая из команд получает домашнее задание:

• придумать название и эмблему команды;

• подготовить предметы-загадки;

• создать диафильм по русской народной сказке (например, «Колобок» или «Репка»);

• подготовить кроссворд из семи слов по изученным произведениям.

Материалы к некоторым заданиям даны в приложении. К конспекту прилагается презентация игры.

Ход игры

1. Организационный момент. Объяснение условий игры. Представление жюри.

2. Представление команд. Название и эмблема. Максимальный балл – 6 (3 за название и 3 за эмблему).

3. Разминка «Угадай героя по предмету». Каждая команда представляет по 4 предмета, которые принадлежат какому-то сказочному герою. За правильную отгадку команда получает 1 балл (жетон).

4. Аукцион. О сказке нужно говорить на её языке. Что вы знаете о нем? Данный конкурс позволит выяснить, как хорошо вы знаете сказочные слова и выражения. Каждая команда имеет право назвать одно из традиционных сказочных выражений. Проигрывает та команда, которая первой замолкает.

5. Вставь словечко. Каждая команда получает текст, в котором пропущены некоторые слова. Дайте определение этого понятия. Вставьте в текст пропущенные слова, характерные для русских народных сказок. Максимальный балл - (1 за определение постоянных эпитетов, по 1 баллу за каждое вставленное слово).

6. Конкурс загадок (конкурс для болельщиков). Отгадай загадку. За каждый правильный ответ – 1 балл, за правильное название сказки – еще 1 балл.

7. Конкурс диафильмов. Команды представляют диафильмы к русским народным сказкам. Оценивается качество рисунков (3 балла), удачность подписей (3 балла) и мастерство «сказителя» (3 балла).

8. Кроссворд. Команды обмениваются составленными кроссвордами. Максимальный балл по количеству отгаданных слов.

9. Конкурс капитанов. Установите соответствие между произведениями, их авторами и жанрами. Максимальный балл – 5 (по количеству произведений).

10. Сочини сказку. Команда выделяет по 3 человека. Участники тянут по жребию начало сказки. Задание – по началу текста сочинить маленькую сказку за 5 минут. Максимальный балл – 5.

11. Тест. Команды получают тестовые листы. В каждом из них по 5 заданий. Максимальный балл – 5.

12. Подведение итогов игра. Награждение команд.

Приложение

К конкурсу «Аукцион». Сказочные выражения:

· Ехал он три дня и три ночи

· Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

· В некотором царстве, в некотором государстве

· Ни в сказке сказать, ни пером описать

· Не сносить тебе головы

· Долго ли коротко ли

· Выше леса стоячего, выше облака ходячего

· Мой меч – твоя голова с плеч

· Встань к лесу задом, ко мне передом

· Закатили пир на весь мир

· Я там был, мед-пиво пил

· Утро вечера мудренее

· За тридевять земель

· Ни конному, ни пешему

· Только его и видели

· И был таков

· Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли

· Это присказка покуда, сказка будет впереди

· Вот тебе сказка, а мне бубликов связка

· Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец

· Стали они жить-поживать, да добра наживать

Наши рекомендации