Возможные формы работы на уроках внеклассного чтения
Одна из задач уроков внеклассного чтения – повысить интерес школьников к литературе, расширить круг чтения. Решить эту задачу помогут нетрадиционные виды уроков. Современная методика предлагает учителю такие формы работы, как: беседа, концерт, викторина, композиция, защита проекта, литературный праздник, конференция, интеллектуальная игра, инсценировка, семинар и др. Выбирая ту или иную форму, следует учитывать не только особенности литературного материала, но и уровень развития класса.
Методический материал учебника литературы по авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной дает возможность для дифференцированного использования разных форм работы на уроках внеклассного чтения.
Тема, которой открывается курс литературы 5 класса, - Фольклор». В нем рассматриваются такие жанры устного народного творчества, как пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки. Урок внеклассного чтения посвящен изучению волшебной сказки «Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что». Вопросы, предложенные авторами учебника, могут стать основой для урока-беседы по тексту, а могут использоваться как задания для организации интеллектуальной игры. Класс, разделенный на несколько команд, активно участвует в конкурсе сказителей (вопрос А – 1), в турнире знатоков (вопросы А – 2, 3, 4, 5, 6, 8), в творческом конкурсе «Домашнее задание», для которого могут использоваться вопрос А – 7 (составить рассказ на основе жизненных впечатлений) или задание В (сочинить сказку).[36] Форма игры вызывает живейший интерес у пятиклассников, нацеливает их на внимательное прочтение текста, обращение к ранее изученному теоретическому материалу. В слабом классе теоретические части вопросов А – 2, 3, 4 даются в качестве домашних индивидуальных заданий. Кроссворды, ребусы, викторины, литературные аукционы усилят соревновательный момент игры и помогут повторить другие жанры русского фольклора.
Раздел программы 5 класса «Реальность и вымысел» посвящен изучению сказки и ее влияния на мировую литературу. В него, кроме народных, вошли авторские сказки. Это произведения разных родов и жанров: повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», пьеса-сказка Е.Л.Шварца «Два клена», сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца», рассказ-фантазия В.М.Гаршина «То, чего не было». Каждое из этих произведений имеет свои особенности, но в то же время корнями уходит в традиции русской народной сказки. Поэтому, как нам кажется, завершить изучение раздела «Реальность и вымысел» следует уроком в форме интеллектуальной игры, которая поможет повторить и систематизировать этот богатый литературный материал. Пример игры включен в Приложение к работе.
Сказка В.Гауфа «Холодное сердце и «Легенда о Томасе Лермонте» скрывают в себе глубокий философский смысл. Поэтому на уроках, посвященных изучению данных произведений, лучше всего использовать форму беседы по тексту. Такой вид урока требует актуализации знаний по теории литературы, так как предполагает серьезную работу над композицией, темой, идеей, проблематикой и художественными образами. Следовательно, на таком уроке необходимо тесное взаимодействие учителя и учеников. Спланировать ход беседы, наметить основные линии анализа помогают задания учебника. Следуя их логике, учитель привлекает читательский опыт ребенка, помогает использовать знания, полученные при изучении темы «Фольклор». Например, при изучении сказки В.Гауфа «Холодное сердце» в разделе под буквой «А» содержатся такие вопросы:
· «В чем необычность начала сказки? Почему автор не говорит, что события происходили в «некотором царстве», а точно указывает и подробно описывает реальное место действия?
· Проходил ли Петер Мунк как сказочный герой традиционные испытания?
· Какова роль Стеклянного человечка в сказке? Можно ли его считать волшебным помощником?»[37]
Аналогичные вопросы содержатся и в заданиях к «Легенде о Томасе Лермонте». Они дают возможность повторить особенности фольклорных сказок (сюжетные и композиционные элементы), показать, как развивался и видоизменялся жанр сказки, выяснить, чем легенда отличается от народной сказки.
Активизировать мышление учащихся на уроках-беседах можно с помощью творческих заданий. Ребятам можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке «Холодное сердце», подобрать в Интернете материал для компьютерной презентации к «Легенде о Томасе Лермонте», инсценировать или прочитать по ролям понравившиеся эпизоды, составить и оформить сборник авторских сказок или легенд.
Материал некоторых разделов диктует более сложные формы уроков. Например, урок внеклассного чтения по басням Эзопа и Ж. де Лафонтена содержит в себе большой литературный материал и задания разного типа: на понимание текста, на умение делать самостоятельные выводы, задания творческого характера. Учитывая, что это, пожалуй, единственная встреча с творчеством Эзопа и Ж. де Лафонтена, необходимо насытить ее эмоциональными впечатлениями. Легче всего сделать это через творческую работу в группах. Поэтому для проведения данного урока можно рекомендовать форму устного журнала. При подготовке материала учащиеся не только работают с методическим аппаратом учебника, но и организуют коллективную исследовательскую и творческую деятельность. Пятиклассники находят материал о самих баснописцах, готовят выразительное чтение и анализ басен, придумывают задания для викторин, ребусов, кроссвордов, создают иллюстрации к басням. Закачивается работа выпуском стенгазеты по творчеству избранного баснописца. Наиболее подготовленные группы могут представить свои работы в форме компьютерной презентации.
Раздел «Басни» завершается заданием: «Подготовь рассказ, состоящий из двух частей. Первая часть: подробный рассказ о событии, конфликтной ситуации или чьем-то неблаговидном поступке; вторая часть: чтение басни наизусть».[38] Авторы учебника предлагают устроить конкурс на лучший рассказ. Так как не все ребята имеют склонность к литературному творчеству, думается, данное задание можно использовать как часть коллективной работы над устным журналом.
Заключительным этапом урока может стать прием «открытого микрофона»: учащиеся оценивают выступление каждой группы, отмечают положительные моменты, дают рекомендации на будущее. Подводя итоги урока, пятиклассники должны определить, что нового они узнали о басне в процессе работы.
Для проведения данного урока в менее подготовленном классе можно избрать форму урока-концерта, в ходе которого исполняются басни Эзопа, Ж. де Лафонтена и И.А.Крылова. В качестве эмоционального наполнения можно предложить ребятам прослушивание аудиозаписей.
Групповая форма работы помогает школьникам приобрести первые навыки исследовательской деятельности. Эти навыки пригодятся им на уроке по творчеству Гете и Гейне. Учащимся предстоит не только познакомиться с некоторыми произведениями немецких поэтов, но и провести самостоятельное исследование разных переводов, сделать выводы о влиянии личности переводчика на творческий процесс. Наблюдения учащихся непосредственно коснутся темы и идеи стихотворения, системы образов, способов рифмовки, изобразительных средств. Таким образом, урок может приобрести форму самостоятельной работы с последующим представлением ее результатов.
В менее подготовленном классе урок можно провести в виде конкурса любителей поэзии. Учащиеся получают на дом задание подготовить пересказ статей о Гейне или Гете (по выбору), выучить наизусть одно их стихотворений и подготовить небольшой рассказ о нем (возможно использование материалов учебника). В качестве иллюстративного материала учитель может подготовить аудио- и видеоматериалы.
Завершающий курс литературы 5 класса урок «Мы помним» включает в себя объемный литературный материал. Поэтому формой урока может быть стать читательская конференция. Произведения, выбранные самими учащимися, могут стать основой для небольшого доклада о творчестве того или иного автора и особенностях произведения, предложенного в задании учебника. Чтобы облегчить работу, можно использовать дифференцированные задания: наиболее читающие ученики под руководством учителя готовят рассказ о биографии и творчестве названных авторов, учащиеся, которые хорошо владеют компьютером, оформляют на основе этих материалов презентации, остальная часть класса готовится к конкурсу чтецов. Особого внимания требует подготовка выступления по повести В.П.Катаева «Сын полка», так как из-за большого объема пятиклассники редко самостоятельно выбирают для работы это произведение. Рассказ о нем можно сопроводить выразительным чтением эпизодов или показом отрывка из кинофильма. В то же время вопросы и задания учебника позволяют построить урок в традиционной форме анализа художественного текста. На завершающем этапе урока в качестве рефлексии используется «открытый микрофон».
Таким образом, вопросы и задания, предлагаемые авторами учебника, сформулированы так, чтобы:
· привлекать к работе над новым произведением теоретико-литературные знания, полученные при изучении той или иной темы;
· развивать у школьников навыки самостоятельного чтения;
· нацеливать их на работу с дополнительными источниками информации.
Формы работы, выбранные учителем, должны соответствовать литературному материалу и уровню подготовки класса. Подводя итоги анализа использования возможных видов уроков внеклассного чтения, приведем следующую таблицу:
Урок внеклассного чтения (название произведения) | Рекомендуемые формы работы на уроке | |
Высокий уровень подготовки класса | Слабый уровень подготовки класса | |
Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | Интеллектуальная игра | Интеллектуальная игра (упрощенный вариант) |
В.Гауф «Холодное сердце» | Беседа по тексту, викторина по сказкам, инсценировка эпизода | Беседа по тексту, комментированное чтение эпизодов, чтение в лицах |
Легенда о Томасе Лермонте | Беседа по тексту с использованием компьютерной презентации | Комментированное чтение, создание иллюстраций |
Басни Эзопа и Ж.де Лафонтена | Устный журнал | Урок-концерт: чтение наизусть, инсценировка |
Лирические произведения Г.Гейне и И.-В.Гете | Самостоятельная работа и представление ее результатов | Конкурс любителей поэзии |
Мы помним | Читательская конференция | Система индивидуальных заданий |
Методические рекомендации к урокам внеклассного чтения
На основе анализа авторской программы Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной в части планирования уроков внеклассного чтения, а также анализа методической части учебника литературы мы представляем следующие методические рекомендации по организации уроков внеклассного чтения в 5 классе.
1. Тема: «Фольклор».
Урок внеклассного чтения по русской народной сказке «Пойди туда – не знаю куда, найди то - не знаю что».
Рекомендуемая форма работы: командная интеллектуальная игра.
Теория литературы: фольклор, жанр народной сказки, виды сказок, сюжетные элементы сказки (сказочные герои, испытания героя, волшебные помощники, волшебные предметы), композиция сказки (зачин, присказка, концовка, повторения).
Домашнее задание к уроку:
1) (для класса) Перечитать статьи на стр. 15 – 17, 23 – 25;
2) (для команд) Подготовить сказителя, составить рассказ на основе жизненных событий по пословице «Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что».
Ход игры:
· Представление команд.
· Конкурс сказителей.
· Проведение конкурсов.
· Представление домашнего задания: чтение рассказа, составленного по пословице.
· Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Творческое задание (д/р): Как ты думаешь, какие интересные, необычные, сказочные события могли бы произойти во время правления Андрея-царя? Сочини об этом сказку.
Внеклассная работа: инсценировка сказки, выставка рисунков, фольклорный праздник.
2. Тема: «Авторская сказка»
Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа Холодное сердце».
Рекомендуемая форма работы: беседа по тексту.
Теория литературы: авторская сказка, сказочные приемы (сказочные герои, испытание героя, волшебные помощники, троекратное повторение), композиция произведения, основная мысль (идея) произведения.
Домашнее задание к уроку:
1) (для класса) Прочитать статью на с. 212;
2) (для любознательных) Подготовить небольшое сообщение о жизни В.Гауфа;
3) (для знатоков сказок) Подготовить вопросы для викторины по сказкам В.Гауфа;
4) (для «актеров») Подготовить чтение в лицах или инсценировку эпизода первой встречи Петера со Стеклянным Человечком.
Вопросы и задания:
· Расскажите о Вильгельме Гауфе и его сказках. Викторина по сказкам Гауфа.
· К какой группе можно отнести сказки Гауфа?
· Почему вступление к сказке не похоже на традиционный сказочный зачин? В чем отличие?
· Чем Петер Мунк похож на традиционного сказочного героя, а чем отличается?
· Расскажите, какие испытания выпадают на долю Петера.
· К кому может обратиться за помощью Петер? Что мы знаем об этих сказочных существах?
· Чтение в лицах (или инсценировка) эпизода встречи Петера со Стеклянным Человечком (со слов «Но Петер не стал долго раздумывать» до слов «…когда тебе не будет хватать ума-разума»).
· Какова роль Стеклянного человечка в сказке?
· Какую цену назначает Михель? Чьи сердца хранятся у Михеля?
· Как вы поняли название сказки – «Холодное сердце»? Подберите синонимы к слову «холодное».
· «Зачем сердце непременно должно быть горячим?» - спрашивает Михель Петера Мунка. Как бы вы ответили на этот вопрос?
· Перечитайте последний абзац сказки. Как Петер Мунк понимает счастье? Согласны ли вы с ним?
· С какими традиционными сказочными приемами мы встретились в произведении В.Гауфа? Чем отличается «Холодное сердце» от народных сказок?
· Можно ли назвать сказку В.Гауфа современной? Аргументируйте свой ответ.
Творческое задание (д/р): (по выбору) составить сборник авторских сказок (Г с.213) или нарисовать иллюстрацию к сказке В.Гауфа и защитить ее.
Внеклассная работа: подготовка праздника по сказкам В.Гауфа для учащихся начальной школы, интеллектуальная игра по сказкам.
3. Тема: «Легенда»
Урок внеклассного чтения по «Легенде о Томасе Лермонте».
Рекомендуемая форма работы: беседа по тексту с использованием компьютерной презентации.
Теория литературы: литературный жанр (сказка, легенда), фантастика, портрет героя, литературный герой, исторический герой.
Домашнее задание к уроку:
1) (классу) Перечитать статью на с. 214;
2) (для тех, кто увлечен Интернетом) Подобрать иллюстративный материал и создать презентацию к «Легенде о Томасе Лермонте»;
3) (индивидуальное задание) Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…»).
Вопросы и задания:
· Какие особенности отличают жанр легенды от других литературных жанров?
· О ком слагали легенды? Кого мы называем историческим героем, а кого литературным? Томас Лермонт – исторический или литературный герой?
· В какой обстановке мы впервые встречаемся с Томасом? Что празднуют шотландцы? Чем гордятся и чего стыдятся?
· Найдите описание героя. Какую черту его портрета можно назвать главной? Какие прозвища получил Томас? Почему?
· Как произошла встреча Томаса и королевы фей? Найдите ее описание. Какую клятву дает Лермонт королеве фей?
· С какими чудесами сталкивается герой на пути в страну фей? Похожи ли эти чудеса на сказочные? В чем отличие?
· Опишите королевство фей. В каком состязании принимает участие герой? Почему он побеждает?
· Похожи ли приключения Томаса Лермонта на приключения сказочного героя?
· Какими дарами наградила королева Томаса? Почему он называет их «страшными»? Нужны ли они в мире людей?
· Один из героев легенды лорд Дуглас сказал: «До сих пор думал я, что певец должен только увеселять пиры, но не таков ты, Томас Лермонт». Что имел в виду Дуглас?
· О чем заставляет задуматься рассказ Томаса Рифмача?
· За какие качества народ сделал Томаса героем легенды?
· Как переплелись в произведении правда и вымысел? Почему это легенда? Как бы вы охарактеризовали жанр этой легенды? (историко-мистическая)
· Выразительное чтение наизусть стихотворения Лермонтова «Желание». Сравнение его с легендой.
· Проверочная работа: Заполнить таблицу «Сказка и легенда. Основные различия»
Творческое задание(д/р): Подумайте, как могла бы выглядеть история Томаса Рифмача, если бы она была не легендой, а сказкой. Запишите эту сказку.
Внеклассная работа: литературный вечер «В мире легенды», занятие «Легенды моей семьи», литературная викторина, заочная экскурсия по Шотландии.
4. Тема: «Басня»
Урок внеклассного чтения по басням Эзопа и Жана де Лафонтена.
Рекомендуемая форма работы: «Устный журнал», групповая работа.
Теория литературы: сказка, «эзопов язык», иносказание, иносказательный смысл, аллегория, аллегорический образ, басня, мораль, виды смеха (сатира и юмор), комическая ситуация, изобразительные средства языка.
Домашнее задание к уроку:
1) («журналисты») подготовить увлекательный рассказ о баснописцах;
2) («актеры») выучить наизусть и выразительно прочитать басни Эзопа «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб» (1-ая группа) и Ж.де Лафонтена «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот» (2-ая группа);
3) («литературоведы»)опираясь на задания учебника А – 1,2,3,4 (Ч. 2, с.18), подготовить характеристику художественных особенностей басен;
4) («художники») подобрать или нарисовать иллюстративный материал;
5) («знатоки») подобрать материал для кроссвордов, ребусов, викторин по басням Эзопа и Ж.де Лафонтена;
6) («писатели») подготовить рассказ на основе одной из басен (задание А – 5, с. 19).
Ход работы:
· Вступительное слово учителя. Повторение жанровых особенностей басни.
· Выступление первой группы (Эзоп).
· Выступление второй группы (Ж.де Лафонтен).
· Подведение итогов. («Открытый микрофон»).
Творческое задание: оформить подготовленный материал в виде стенгазеты или компьютерной презентации.
Внеклассная работа: спектакль по басням И.А.Крылова, конкурс иллюстраций, интеллектуальная игра.
5. Тема: «Лирическое стихотворение»
Урок внеклассного чтения по стихотворениям Г.Гейне и И.-В.Гете.
Рекомендуемая форма работы: самостоятельная работа и представление ее результатов.
Теория литературы: лирическое стихотворение, ритм, рифма, строфа, лирический герой, пейзаж, изобразительные средства языка, контраст, ирония, аллегория, иносказание.
Домашнее задание к уроку:
1) (классу) статьи и Г.Гейне (с. 60) и И.-В.Гете (с.63), вопросы перед текстом (А);
2) выучить два стихотворения (по выбору);
3) (индивидуальное) подготовить сообщение об И.И.Шишкине;
4) (индивидуальное задание) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.-В.Гете «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого).
Ход работы:
· Работа по повторению (художественное своеобразие лирического стихотворения).
· Самостоятельная работа по сравнительному анализу переводов по опорным карточкам (по вариантам)
· Представление результатов работы 1-го варианта по стихотворению Г.Гейне «На севере диком…» : переводы Ап.Майкова, Ф.И.Тютчева и М.Ю.Лермонтова.
· Сообщение о художнике И.И.Шишкине (индивидуальное задание) и работа с иллюстрацией (задание Д с.62)
· Представление результатов работы 2-го варианта по стихотворению И.-В.Гете «Ночная песня странника»: подстрочный перевод, переводы М.Ю.Лермонтова и В.Брюсова.
· Чтение наизусть стихотворения И.-В.Гете «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого).
· Письменная работа: Каким вы представляете героя стихотворения Гете?
Творческое задание(д/р): составить сборник немецкой поэзии.
Внеклассная работа: литературная гостиная «Немецкая поэзия», заочная экскурсия «Литературная Германия».
6. Тема: «Мы помним»
Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.
Рекомендуемая форма работы: читательская конференция.
Теория литературы: роды литературы (эпос, лирика), жанры, тема, идея, проблематика произведения.
Домашнее задание к уроку:
1) (для любознательных) Что ты знаешь о Великой Отечественной войне? Может быть, в твоей семье есть ветераны войны? Расскажи о них. (задание А с.246)
2) «Пять портретов – пять судеб»: обратись к материалу учебника на с. 246 – 249. Выбери одно из произведений и выполни задания к нему.
3) Подготовь устное выступление (доклад), в котором должно состоять из трех частей: рассказ о поэте (или писателе), выразительное чтение стихотворения наизусть или чтение отрывка из повести, характеристика художественных особенностей произведения (тема, идея, сюжет, герои, особенности языка).
Ход работы:
· Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне: Какое событие нашло отражение в этих произведениях? Что знаете о войне? Почему о войне вспоминают до сих пор?
· Рассказы учащихся о родственниках-ветеранах.
· Выступления учащихся с докладами по литературному материалу.
· Комментарии и дополнения тех, кто читал это же произведение.
· «Открытый микрофон»: Что понравилось? Что следует учесть в будущем?
· Подведение итогов урока: Тема детства в произведениях о Великой Отечественной войне. Образы главных героев. Проблематика.
Творческое задание(д/р): написать письмо одному из героев прочитанных произведений.
Внеклассная работа: литературно-музыкальная композиция, интеллектуальная игра, устный журнал «Дети – герои войны».
Ответы к рабочей тетради
Загадки
Задание I. 1. Год. 2. Иголка с ниткой. 3. Небо с облаками. 4. Четыре колеса. 5. Жук. 6. Ромашки.
Сказки
Задание VI. Загадка: жеребенок, хвост крючком. Отгадка: собака.