Работа с текстом произведения. Беседа. Комментированное чтение. Анализ.
Опишите, какой вы представляете главную героиню рассказа (внешность, предыстория, восприятие природы, богатая внутренняя жизнь, отсутствие имени). Какие детали помогли нарисовать ее психологический портрет?
Как чувствует себя героиня среди людей? Что мешает ей быть общительной?
В каком мире она живет? Что становится для нее главным развлечением? Почему ее влекут пустые дома?
Найдите описание дома, который героиня называет «Оленьими рогами». Чем он отличается от своих соседей? Каким представляет его внутреннее убранство героиня? Случайно ли этот дом облюбовали тролли?
Что вы знаете об этих таинственных существах? Как произошла первая встреча героини с троллями? Найдите этот эпизод в тексте (с.167).
Что чувствует героиня? Как автор передает ее состояние героини? Почему девочка, которая избегает людей, спешит на встречу с троллями? Найдите описание праздника. Какие детали привлекают внимание героини?
Почему тролли не рады гостье? Каким взглядом провожает девочка сказочных человечков? Чего она ждет?
Какой ответ на свою просьбу получает героиня? Как изменилась ее жизнь после этой ночи?
Подведение итогов беседы. Выразительное чтение эпизода.
Чтение отрывка на с. 171 (2 и 3 абзацы).
Что же произошло на самом деле? Может быть, встреча с троллями была всего лишь сном? Или она состоялась на самом деле? Какие доказательства вашей точки зрения есть в тексте?
Почему боль и одиночество героини сменяются радостью?
Что, по мнению автора, наполняет жизнь человека радостью? Почему в начале повествования сны и сказки отделяли героиню от мира, а в конце примирили?
Какие традиции русской классической прозы продолжает в своем произведении Ю.П.Казаков? (жанр рассказа, вера автора и его героини в добро и возможность счастья, обращение к пейзажу, исследование внутреннего мира человека).
5. Домашнее задание.Письменная работа: «Какую роль играет фантазия в жизни человека?»
Королькова Ирина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
сош№26 г.Рыбинск
Ю.П.Казаков «Оленьи рога»
Фрагмент урока
Составление заданий и вопросов
В
1.Какой представляется вам героиня рассказа?
Можно ли назвать ее доброй?
Что еще можно о ней сказать?
2. Как вы думаете, почему автор оставил героиню безымянной?
3. На героя какой из прочитанных нами авторских сказок похожа девочка из рассказа Казакова? Чем?
Г
Выберите из текста ключевые слова и словосочетания
(цвет, запах, звук, детали), с помощью которых создается картина внутреннего мира девочки.
Д
1. Посмотрите на иллюстрацию учебника.
Удалось ли художнику верно понять и запечатлеть образ девочки? Обратите внимание на колорит и летали портрета.
2. Какими вы их видите Дом с оленьими рогами,
в который вошла девочка, и троллей, сидящих за столом? Попробуйте изобразить.
Е
Вспомните, чем отличается рассказ от других эпических жанров? Поясните на примере данного произведения.
Ж
1.Прочитайте внимательно последние строки рассказа «И кто найдет ее, кто угадает, чего она ждет?». Напишите продолжение рассказа.
2.Может быть что-то подобное, фантастическое произошло и в вашей жизни? Расскажите.
Ж Вы этому верите?
В небольшой деревушке , стоящей на самом берегу Рыбинского моря, в доме, в котором когда – то жили наши деды и прадеды , мы теперь проводим лето. По вечерам большой и дружной семьей мы собираемся возле белой изразцовой печи за столом, пьем чай из ведерного медного самовара и беседуем. Самые интересные истории, как правило, рассказывают взрослые.
Я хочу рассказать вам об одном удивительном происшествии, которое сохранилось в памяти нашей семьи и передается как некая легенда из уст в уста из поколения в поколение. А произошло это так.
Было это еще в годы Великой Отечественной войны. Моя прабабушка вышла во двор взглянуть на корову, которая почему–то себя тревожно вела. Взгляд скользнул вверх, под крышу дома. Изумлению бабушки не было предела: по крутым деревянным ступенькам с поветей спускался маленький человечек, мужичок с ноготок. На ногах лапотки, штаны из мешковины с напуском, рубашечка в горошек с пояском, а на голове – колпак, из-под которого выглядывало хитрое лицо. Сколько времени прабабушка находилась в изумленном состоянии, неизвестно. Но когда она вновь подняла глаза вверх, домовенка – а это был, скорее всего, он – уже, как говорится, и след простыл, как сквозь землю провалился.
Рассказу о старичке-домовничке никто не удивился, только заметили, что не каждому он показывается. А обитает он, говорят, на чердаке, где рядами вялится рыба, громоздятся сундуки с добром и всяким домашним скарбом.
Рассказ о домовом, живущем в нашем доме, не выходит из моей головы. И, приезжая каждое лето в наше родовое жилище, мне ужасно хочется узнать, здесь ли он и как он зимует. Я тайком от взрослых задабриваю его конфетами и прошу показаться. (Казакова Лика).
ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ
«Любую книгу приятно взять в руки и почитать, а если это учебник, который хочется почитать даже родителям?! Хорошая подборка отечественных и зарубежных авторов, понимаемых и принимаемых детьми, интересные задания, которые учат рассуждать, сравнивать, делать выводы, выражать свое мнение, отношение, творить…
Замечательные иллюстрации, качественная бумага, хороший шрифт…» (Тиханова).
«Оформление учебника замечательное. Хорошо, что портреты писателей и поэтов сопровождают каждое произведение, кратко дается тот фрагмент их биографии, который непосредственно связан с данным произведением.
Произведения подобраны в соответствии с возрастом и интересами пятиклассников.
Вопросы и задания в конце каждого произведения помогают детям вспомнить прочитанное, сделать свои умозаключения, в некоторых случаях даже предлагается поискать информацию в дополнительных источниках – в энциклопедии, Интернете …» (Федулова).
«Я вспоминаю свои школьные годы, и мне бы хотелось учиться по таким учебникам литературы. Я благодарна авторам за создание такого творческого чуда. Учебник легко читать, учить стихи, да и готовить домашнее задание. Большое спасибо за то, что моя дочь учиться по учебникам этих авторов» (Платонова).