Даниель Дефо. «Робинзон Крузо»
Можно ли выжить на необитаемом острове?
1. «Погружение» в тему урока.
- Понравилось то, что прочитали дома?
- Какие эпизоды особенно запомнились? Чем?
- Глава 10 написана в виде дневниковых записей. А что такое личный дневник? Зачем его пишут?
- Почему автор предлагает нам именно дневниковые записи Робинзона?
Проверка домашнего задания:
· ответы на вопросы учебника, «тонкие» и «толстые» вопросы учащихся;
· какие советы мог бы дать Робинзон Крузо другим людям, чтобы выжить в экстремальной ситуации?
2. Чтение главы 28. Беседа по содержанию.Вопросы для обсуждения:
- Чем закончились испытания нашего героя?
- Какие чувства испытывал Робинзон, когда возвращался домой? Докажите это словами текста.
3. Работа по группам.Обсуждаем два вопроса:
· Можно ли всё-таки выжить на необитаемом острове?
· Какие жизненные уроки преподносит нам история о Робинзоне Крузо?
4. Домашнее задание: доделать итоговую творческую работу; 2) по желанию: создать рисунки или поделки к произведению.
Петрова Наталия Николаевна,
учитель Каменниковской сош Рыбинского района
Викторина «Робинзон Крузо и Пятница»
(Даниель Дефо «Робинзон Крузо»)
1. Как Робинзон Крузо спас Пятницу?
2. Как Робинзон Крузо учил Пятницу понимать себя?
3. Чему научился на острове сам Робинзон Крузо и чему научил Пятницу?
4. Какие задания выполнял Пятница по поручению Робинзона Крузо?
5. Как относился Робинзон Крузо к Пятнице?
6. За что Пятница полюбил Робинзона Крузо?
Составила Слисенко Катя, 5 класс
Викторина
«Внимательный ли ты читатель?»
(Даниель Дефо «Робинзон Крузо»)
1. Какого числа Робинзон Крузо попадает на необитаемый остров?
2. Сколько лет пришлось ему пробыть одному на острове?
3. Как звали дикаря, которого Робинзон Крузо встретил на острове?
4. Сколько примерно на этом острове шли дожди? Как назывался такой период?
5. Зачем и как Робинзон Крузо сушил виноград?
6. Какое животное обнаружил главный герой на берегу моря 16 июня?
7. Какие семена сеял Робинзон Крузо?
Щегловская Тамара Николаевна,
учитель гимназии №1 г.Углич
А.П. Платонов. О писателе.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире»
Ход урока
1. Слово учителя о писателе (можно использовать портрет писателя; презентация 5-7 слайдов о писателе).
2. Работа с текстом рассказа. Беседа. Комментированное чтение отрывков текста. Словарная работа: лексическое значение слов; понятийный аппарат: сюжет, герой и др.
Талантливость мастера. Почему в первых строках рассказа Александр Васильевич Мальцев назван лучшим паровозным машинистом?
Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверяя помощникам? Что такое талант?
С помощью каких приемов показывает автор талант мастера?:
а) введение профессиональных слов (крейцкопф); б) сравнение работы мастера с работой обычного человека; в) прямое авторское утверждение о таланте мастера.
Мальцев и помощник. Когда Мальцев называет помощника по имени? Какие чувства владеют им в этот момент?
Почему следователь не верит мальчику?
Как изображает автор следователя?
Как анализирует случившееся Мальцев и Костя?
Как относится к правде Мальцева следователь?
Две правды | |
Правда Мальцева | Правда следователя |
И я тоже прав, я не виноват. | «Он прав» (Костя). |
Что же теперь будет? | |
Установка Тесла. «Я сел на стул в усталости, во мне мгновенно сгорела душа» | Мальцева посадили в тюрьму. Проведен эксперимент над человеком. «Мы вас благодарить не будем. Вы дали плохой совет: Мальцев опять слепой». Виноват тот, кто дал плохой совет. Есть ли у следователя душа? В волнении: «Я рисковал человеком, а он не вынес риска» |
Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?
Дальнейшая судьба Мальцева. Почему он постарел, похудел? Почему он грубо отталкивает Костю с его «доброжелательными словами»?
Зачем Костя взял Мальцева на паровоз? Как передает автор ощущение слепого Мальцева, вернувшегося к привычной работе?
Что же помогло Мальцеву вновь увидеть свет?
Какой смысл вложен в слова: «Веди машину до конца, Александр Васильевич, ты видишь теперь весь свет!»
Найдите последние слова рассказа. «Я боялся остановить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».
Что нового появилось теперь в отношениях героев?
А хотели бы вы изменить эту картину, чтобы мир стал «ручным», не требовал от человека постоянной борьбы? Тогда не будет радости преодоления! Выходит, что и ярость мира прекрасна.
3. Домашнее задание: подготовить ответ на вопросы «Какое значение в жизни Александра Васильевича имеет труд?» «Как вы понимаете смысл названия рассказа?»; индивидуальное задание: подготовить сообщение «Тема правды в рассказе».
Галкина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Белосельская сош Пошехонский район