Стихотворение С.А.Есенина «Белая берёза»
Ход урока
1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…». Рассказы учащихся о помощи беззащитным животным.
2. Слово учителя. Одним из любимых поэтов-лириков для любого русского человека является С.А.Есенин. Спросите своих родителей, и вы легко убедитесь в этом. Почему? Да потому что никто другой не сумел, пожалуй, так искренне, так ярко и так задушевно изобразить мир природы, который окружает нас и который мы, к сожалению, не всегда замечаем.
- Прочитайте статью об авторе, всмотритесь на его портрет и скажите, что вы уже знаете о поэте? (Свободный ответ). Прочитайте выразительно стихотворение « Берёза».
Выразительное чтение стихотворения « Берёза» учащимися.
Беседа.
- Какое настроение создаёт у вас изображённый поэтом пейзаж?
- Найдите в тексте прилагательные-эпитеты, которые помогают поэту передать это настроение?
- Прочтите внимательно последнее четверостишие. Не показалось ли вам необычным, что заря похожа на живое существо? Какие слова помогают поэту создать такое впечатление?
- Какие слова помогли автору нарисовать выразительный образ берёзы?
- Найдите в тексте повторяющиеся слова. Как вы думаете, с какой целью автор использует повторы? Обоснуйте свой ответ.
5. Слово учителя. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию. Сравнение двух стихотворений.
В русской литературе образ берёзы привлекал внимание многих поэтов. Послушайте стихотворение «Печальная берёза» А.А.Фета.
- Чем отличаются эти два стихотворения и что между ними общего?
6. Домашнее задание: выучить стихотворение С.А.Есенина «Берёза» наизусть, нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Лях Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
сош№6 г.Углич
С.Есенин «Берёза». Поэтический мир стихотворения.
Урок построен на основе сопоставления двух стихотворений: А.А.Фет «Печальная берёза» и С.А.Есенин «Берёза». Основа сопоставления – анализ художественного образа берёзы в том и другом стихотворениях: какими средствами он создаётся, какой эмоциональной окраской отличается, как выражены чувства автора.
Ход урока
Чтение стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза».
Беседа.
Какой предстаёт перед нами берёза в этом стихотворении?
Какие слова в тексте на это указывают?
Какие приёмы использует автор: метафора «И прихотью мороза разубрана она». Что позволяет передать? (пышность убранства); эпитет «печальная» (создаёт грустное настроение); сравнение «Как гроздья винограда» (помогает создать сказочное описание веток зимой).
Какое отношение автора к берёзе? (любуется).
Как вы понимаете фразу «игра денницы»? (лучи зари); Что описывает автор с помощью этой фразы? (свет и блеск).
Что называет автор красою ветвей? (снег).
Какими эпитетами можно описать берёзу? (прекрасная, восхитительная).
Почему же эта красота выглядит как траурный наряд? (Зимой берёза спит, она находится в покое, а все движение в стихотворении представлено птицами и светом).
А каково настроение автора? (радость, восхищение, сожаление, если облетит наряд).
Обратите внимание на противопоставление настроений: у берёзы – печаль, у автора – радость, но они взаимодействуют, взаимосвязаны.
Чтение стихотворения С.А.Есенина «Берёза».
Беседа.
Каков образ берёзы? Похож ли он на предыдущий? Чем именно? (находится у окна, в снежном уборе, также блестят ветки, усыпанные снегом).
Какой эпитет употребляет С.А.Есенин вместо «печальная»? (белая).
Как подчёркивается «белизна берёзы»? (сравнение: принакрылась снегом, точно серебром; распустились кисти белой бахромой, снежною каймой).
Какие ещё приёмы использует автор при описании берёзы? (метафора «и горят снежинки в золотом огне» передаёт яркость т блеск).
Обратите внимание: привычно ли воспринимать снег как серебро, а ветки называть пушистыми? Не теряет ли картина С.А.Есенина свою привлекательность? (использование точных эпитетов только украшает и придаёт простоту образу).
Обратите внимание, что в стихотворении С.А.Есенина олицетворено? (не только берёза, но и окружающая природа: тишина сонная, заря лениво обходит кругом и осыпает ветки).
Говорит ли С.А.Есенин нам прямо о красоте мира?
Каково его настроение?
Что же общего и различного в стихотворениях? (образ берёзы очень похож, но настроение авторов совершенно различно).
5. Домашнее задание: выучить стихотворение С.А.Есенина наизусть; по желанию – выучить оба стихотворения.
Роман, повесть, рассказ
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель сош№71 г.Ярославль
Пяткова Олеся Сергеевна,
студентка 4 к. факультета филологии
ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
(проходила практику в сош№71)