Природа – храм, в котором живет человек.
Цель урока: показать красоту русской природы через эмоциональное восприятие лирики Ф.И.Тютчева и произведений русской художественной культуры.
Аннотация содержания урока: урок знакомства с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева в контексте русской художественной культуры.Организация групповой проектной деятельности учащихся. Защита проектов.
Подготовка к уроку.
Класс делится на 4 группы по 4-м временам года.
Каждая группа должна показать, каким образом то или иное время года представлено в мировой художественной культуре, подробно остановившись на стихотворениях Ф.И.Тютчева. Выступление должно включать в себя презентацию, чтение поэтических произведений, чтение и анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, помещенных в учебнике (часть 2, с.37 – 42). Группа, представляющая зиму, должна самостоятельно найти стихотворения Ф.И.Тютчева об этом времени года.
Для успешной реализации проекта лучше использовать сдвоенный урок: 1 часть – защита проекта, 2 часть – творческая работа.
На подготовку проекта может уйти от двух до трех недель (в зависимости от уровня подготовки класса). Совместно с группой выработать план выступления. Предварительно просмотреть презентации учащихся, внести необходимые коррективы, ориентируясь на цели урока. Оказать помощь в подготовке анализа стихотворений Ф.И.Тютчева, используя вопросы на с. 41 – 42.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о Тютчеве и особенностях его лирики (по материалам статьи на с.36 – 37).
Почему Тютчева называют лириком-философом?
Какое место занимает в его творчестве пейзажная лирика? Почему?
2. Постановка цели урока. Введение темы.
Помните сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»? Героиня, оказавшись на поляне у рождественского костра, совершает путешествие во времени. За короткие мгновения она увидела все времена года. Сегодня мы совершим такое же путешествие. Вспомним, чем прекрасно каждое из времен года. Обратившись к стихотворениям Ф.И.Тютчева, мы попытаемся раскрыть тайну поэтического слова, который видел в природе храм. (Введение темы урока).
В конце урока я попрошу вас написать о том, что вы услышали, поделиться своим впечатлением в творческой работе «В чем красота русской природы?»
3. Выступления групп. Защита проектов.
4. «Открытый микрофон». Обсуждение результатов проектной деятельности.
5. Творческая работа «В чем красота русской природы?».
6. Домашнее задание: Ж с.42 – 43, А с. 43 (словарная работа).
Галкина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Белосельская сош Пошехонский район
Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер»
Ход урока
1. Слово учителя. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке состоялась наша первая встреча с удивительным поэтом – лириком Ф.И.Тютчевым. Мы слышали шум бурлящей весенней воды, насладились светом яркого весеннего солнца, пережили буйную радость от звуков первого весеннего грома. Попробуем передать ощущения, которые испытали, знакомясь со стихами Ф.И.Тютчева о весне. Прочитайте, пожалуйста, выразительно стихотворение, которое вы выбрали для чтения наизусть. (Читают стихи наизусть, отвечают на вопросы задания Ж на с.42-43).
- Сегодня наше знакомство с творчеством поэта продолжается. Мастерство Ф.И.Тютчева-лирика проявляется не только в создании неповторимых миниатюр – зарисовок времён года, но и в изображении более коротких мгновений, еле уловимых смен времён суток. Послушайте стихотворение «Осенний вечер» и скажите, какие чувства вызвало оно у вас?
Выразительное чтение учителем стихотворения «Осенний вечер».
Беседа по содержанию стихотворения.
- Совпадает ли ваше представление об осеннем вечере с картиной, нарисованной автором?
- Какие эпитеты помогли автору нарисовать яркую картину вечера?
- В стихотворении почти нет глаголов. Как вы думаете, почему?
- Какие части речи преобладают? Объясните результаты своих наблюдений?
- Почему среди прилагательных-эпитетов почти нет слов со значением цвета?
- Как вы понимаете смысл слов: умильная, зловещий, томный, лазурь, кроткая?
- Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение?
- Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Постарайтесь через чтение передать своё понимание произведения.