М.м.пришвин. сказка-быль «кладовая солнца»
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
сош№71 г.Ярославль
Урок «Мир человека и мир природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Эпиграф: (подбирают дети).
Ход урока
1. Повторение пройденного. Викторина по изученным произведениям.
Беседа перед викториной:
Что вы знаете о сказках?
Какие особенности отличают сказки от других литературных жанров?
Хорошо ли вы ориентируетесь в пройденном материале, мы проверим с помощью викторины.
Викторина:
· Какое из названных произведений не является сказкой: «Золотой ключик», «Лебедь, рак и щука», «Иван-царевич и серый волк»?
· В чем главное отличие между двумя сказками: «Хрустальная гора» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
· Кого из отрицательных сказочных героев вы знаете?
· Какое из изученных произведений можно охарактеризовать как: волшебную сказку, пьесу-сказку, сказочную повесть?
2. Введение понятия «сказка-быль». Проверка домашнего задания.
Сегодня мы познакомимся с произведением, жанр которого определяется как сказка-быль. Вспомните определение сказки. А что такое быль?
В тетрадь: Быль – то, что было, рассказ о действительном происшествии.
Как же могут между собой сочетаться эти два противоположные понятия? (чтение отрывка из статьи учебника на с. 176) Введение темы урока.
Задание: в течение урока подумайте, какие слова из произведения М.М.Пришвина можно использовать в качестве эпиграфа к нашему разговору.
Что узнали о писателе М.М.Пришвине из статьи, прочитанной дома?
Читали ли вы его произведения раньше?
Какие особенности его произведений отмечаются в статье?
Как авторы закончили текст (учебник с.177)? (увлекательные, добрые и мудрые).
3. Работа с текстом произведения.
Где и когда происходит действие? (чтение начала). Похоже ли начало произведения на сказку?
Что знаете о Великой Отечественной войне?
Кого мы можем назвать главными героями произведения?
Задание: Опираясь на текст 1-2 глав, выполни задание из рабочей тетради (Часть 1. Раздел «Пришвин М.М. «Кладовая солнца», задание V).
Сравни характеры брата и сестры (Настю и Митрашу; какие сходные черты есть у брата и сестры, в чем они отличаются). Заполни таблицу.
Настя | Митраша | |
как автор называет героев | ||
черты сходства характеров | ||
черты различия характеров |
Какие отношения складываются между братом и сестрой? Какое они имеют значение? (дружба, взаимовыручка, взаимопомощь).
4. Дети на болоте. Беседа. Комментированное чтение. Запись в тетрадь.
На какое дело серьезное дело решились дети?
Почему автор называет их «охотниками»?
Какие опасности подстерегают их на болоте? (анализ названий: Блудово болото, Слепая елань).
Какой предстает природа? (чтение начала 4 главы).
Какие глаголы использует автор, описывая сосну и ель? Как можно охарактеризовать эти отношения? (борьба за жизнь, противостояние, соперничество) Приведите другие примеры противостояния в природе?
Природа противопоставлена человеку, она тоже живет, но совсем другой жизнью. Создавая природные образы, Пришвин использует прием «олицетворение».
В тетрадь: Олицетворение – это…
Когда природа и человек испытывают единение? (чтение отрывка «Восход солнца»).
Что чувствуют дети, что животные? Почему они испытывают одни и те же чувства?
Чтение отрывка на с. 185:
Что меняется? Как меняется?
Как развиваются события дальше?
Почему дети поссорились? Кто, по-вашему, прав в этом споре?
Как автор передает свое отношение к происходящему? (последний абзац 4 главы).
5. Подведение итогов.
Какие черты были и сказки вы увидели в первых главах?
Какие приемы изображения жизни природы и человека использует автор?
Зачем он противопоставляет людей и природу?
Какие слова из произведения можно сделать эпиграфом к нашему разговору?
6. Домашнее задание.
Дочитать произведение. Подготовить рассказ о Травке. Сравните поведение Насти и Митраши на болоте. Найти в словаре и выписать в тетрадь понятие «контраст».
Щегловская Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы
гимназия №1 г.Углич
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» - 2 часа
«Солнце, такое горячее и чистое»
Первый урок
Ход урока
I. Проверка усвоения сведений о жизни и творчестве М.М.Пришвина.
1. Рассказ о жизни писателя (по плану).
2. Ответы на вопросы:
а) в каких жанрах писал М.М.Пришвин?
б) что такое эпиграф?
3. Чем объясняется усиление сказочного начала в творчестве М.М.Пришвина после революции?
4. Какие виды сказок мы изучали? (волшебную; о животных; сказку-анекдот (бытовую).
Наша задача понаблюдать, как использует М.М.Пришвин для создания нового жанра – сказки-были – традиции известных видов народных сказок.
II. Особенности художественного мира М.М.Пришвина.
М.М.Пришвин своим творчеством утверждал идею единства человека с космосом, миром природы и другими людьми.
Какое художественное выражение имеет эта мысль в начале повествования в рассказе о Насте?
Настя – сирота, но ей помогают, о ее жизни повествует рассказчик. Настя напоминает золотую курочку, видимо, не только цветом волос или веснушками, но и заботливостью, трудолюбием. Природа выступает мерой совершенства. «Золотая», «веснушки», «золотые монетки» - ряд слов, соотносящих рассказ о девочке с упоминанием пространства, в котором происходит действие. В центре этого пространства – солнце, выступающее символом жизни, времени и тепла.
Задание. Раскрыть значение слова «символ».
Словарь: Символ – условный знак какого-то понятия, чего-нибудь.
В рассказе о Митраше учащиеся получают возможность самостоятельно отметить художественные средства изображения героя и выразить авторскую мысль о единстве человека с миром («…с хвостиком», «с золотыми веснушками», животные, их кличка Зорька, Дочка, Хрен – объединяют все живое и космос).
Как, рассказывая о жизни детей после смерти их родителей, Пришвин выражает свою любимую мысль о необходимости «пути из одиночества… к людям»? («… Их носики можно было видеть…»).
Каким еще смыслом наполняется слово «солнце» в рассказе трудолюбивой Насти о длинном дне? «Солнце» - не только жизнь, но и время. Каждый прожитый героями день уходит в вечность, «солнце» олицетворяет вечность. Люди связаны неразрывно с прошлым и будущим, с вечными общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.
Какое выражение эта философская мысль находит в развитии внешнего сюжета? В ходе сборов детей в лес.
Задание. Определить значение слова «философия».
Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Собираясь в лес, дети вспоминают, как это делали отец и мать.
Найдите использованный автором сказочный мотив запрета. В сказках какого вида он известен? Какова его функция в сказках? Мотив «запрета» характерен для волшебных сказок. Нарушивший «запрет» подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. Здесь «запрет» - не ходить в Слепую елань.
Какие события ожидают детей по законам волшебной сказки? Они должны нарушать «запрет», их ожидают испытания, которые они преодолеют.
Задание. Выразительно прочитать текст третьей главки от слов: «Лет двести тому назад…» до слов: «…а волк выл от неизбывной злобы к нему».
Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? «Деревья… боролись между собою корнями за питание».
Какое влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота? «До того близок был живым существам этот стон…».
Обобщение наблюдений по тексту: каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»? Причина несчастья деревьев – эгоистическое стремление самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности. Отрывок - миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «… великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки…» в этом смысле все люди и все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая иголочка. И оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка.
«Вот бы и нам так устроиться в жизни. Но мы, если любим всех, то забываем о каждом, и если помним каждого – то забываем всех». (Дневниковая запись М.М.Пришвина)
Задание. Какими средствами при описании утра возле Лежачего камня автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого и о самоценности существования каждого живого существа? Лес – «великий храм природы», в котором все живое тянется к солнцу: сосны – «зажженные свечи» в лучах восходящего светила. Мир полон голосов, движения, радости и тревоги. Писатель считал, что, чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».
Обладают ли дети «родственным вниманием» к миру? Что видят, слышат и понимают они в лесной жизни? Выделяют отдельное существование озабоченного тетерева Косача, наблюдают за «проснувшейся» елью и сосной, их «взаимоотношениями».
Какие сказочные мотивы можно найти в тексте этой главки? «На распутье», зловещее «кра» ворона, в жанре сказки о животных эпизод, рассказывающий о Косаче.
Домашнее задание.
Подготовить рассказ по плану.
1. Жизнь человека рассматривается в единстве с космосом, миром природы и другими людьми. Портреты детей, их жизни в деревне после смерти родителей.
2. Утверждается связь отдельной человеческой жизни с общей жизнью человечества, существованием преемственности жизненных ценностей между поколениями, памятью о прошлом.
Солнце выступает символом вечной общей жизни, символом памяти о нравственных ценностях человечества – света, тепла и красоты. Сборы в лес, утро в лесу.
3. Символика повествования (о ели и сосне) в утверждении «родственного внимания» человека к природе.
4. Художественная роль сказочных элементов повествования в утверждении мысли о мире, полном сказочных чудес, в утверждении необходимости обращения к народному жизненному опыту, сохранению представлений о добре и зле, беде и счастье.
Или другое задание.Ответить на вопросы:
1. Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве с окружающим их миром?
2. Почему, по мысли автора, необходимо единство существования в мире всего живого? Как помогает понять эту мысль история «несчастливых деревьев» и ее влияние на судьбу других обитателей леса?
Галкина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Белосельская сош Пошехонский район