Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

И.А.Бунин. Слово о писателе.Рассказы «Лапти», «Подснежник» –

Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.

А.И.Куприн. Слово о писателе.Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» –

Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

В.В.Маяковский. Слово о писателе. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»» –

Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворения.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле» --

Своеобразие писательской манеры. Идея рассказа. Образы Афони и дедушки. Аллегорический смысл названия.

А.Сент-Экзюпери. Слово о писателе.Сказка «Маленький принц» –

Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.

ВН. ЧТЕНИЕ. И.С. Тургенев «Муму»

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

Отношение людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь.

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А.Жуковского) –

Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.

Н.А.Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда» –

Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трехстопный размер (анапест).

Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе.Баллада «Вересковый мед» –

Значение воли и убежденности для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла») –

Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») –

Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.

С.А.Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) –

Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.

ВН. ЧТЕНИЕ Мы помним… –

всего учебных часов 100 часов
3 аудиторных сочинения 6 часов
внеклассное чтение 7 часов
резерв 5 часов

Класс

Литература как искусство слова –

Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров.

Какими способами литература представляет мир

Роды литературы.

Понятия: эпос – эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое.

Гомер. Слово о писателе. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа») –

Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие).

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба» –

Борьба народа за свою независимость и свободу. Эпическое в произведении. Мотивы богатырства. Образы главных героев. Сопоставление характеров (проблема национального героя).

ВН. ЧТЕНИЕ. Народный героический эпос.

Лирика как род литературы

Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики.

Ф.Петрарка. Слово о писателе.Сонет LXXXVII.

У.Шекспир. Слово о писателе.Сонет: № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…»), сонет № 66 («Зову я смерть») –

Жанр сонета. Виды сонета.

А.С.Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Погасло дневное светило…», «К морю» –

Переживание судьбы. Выбор жизненно позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двухсложные размеры. Актуализация изученного ранее.

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль» –

Жанр общественной комедии. Актуальность пьесы. Драматический конфликт, композиция. Система персонажей (традиционные амплуа).

ВН. ЧТЕНИЕ. Эсхил «Прометей прикованный» –

Как в литературе проявляется отношение к миру

Пафос литературного произведения

Понятие о пафосе как идейно-эмоциональной оценке мира. Типы пафоса.

«Поучение» Владимира Мономаха –

Жанр поучения. Своеобразие пафоса. Основная идея произведения.

М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Бородино» –

Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Повесть «Пастух и пастушка» --

Любовь и война. Мастерство писателя в изображении картин боя. Образы героев. Своеобразие жанра.

У.Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» –

Наши рекомендации