ВН. ЧТЕНИЕ. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце» – 1 час
Басня
Аллегория и мораль в басне.
И.А.Крылов. Слово о писателе. Басни «Ворона и лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и моська» –
Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
ВН. ЧТЕНИЕ. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфрам Лессинг. Басня «Свинья под дубом» –
Этот необычный мир
Легенда
Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда –
А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» –
Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Три пальмы» –
Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») –
Летопись как одни из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» –
Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
ВН. ЧТЕНИЕ. Легенда о Томасе Лермонте –
Лирическое стихотворение
Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.
А.С.Пушкин. Стихотворения «Пущину», «Няне» –
Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») –
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
А.А.Фет. Слово о писателе. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» –
Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.
Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» –
Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворения.
Н.А.Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение «Крестьянские дети» –
Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А. Бунин. Слово о писателе. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» --
Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения.
С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворение «Береза» --
Самобытность поэта. Особенность создания картин природы.
ВН. ЧТЕНИЕ. Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.В.Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого) –
Роман, повесть, рассказ
Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении.
Д.Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) –
Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
А.С.Грин. Слово о писателе.Повесть «Зеленая лампа» –
Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» –
Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
И.С.Тургенев. Слово о писателе.Рассказ «Бежин луг» –
Таинственное в реальной жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П.Казаков. Слово о писателе.Рассказ «Оленьи рога» –
Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Дж.Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише» –
Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П.Астафьев. Слово о писателе.Рассказ «Васюткино озеро» –
Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
О’Генри. Слово о писателе.Рассказ «Вождь краснокожих» –
Необычная ситуация. Комическое.
М.М.Зощенко. Слово о писателе.Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» –
Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
ВН. ЧТЕНИЕ. Мы помним… --
всего учебных часов | 100 часов |
3 аудиторных сочинения | 6 часов |
внеклассное чтение | 6 часов |
Резерв | 5 часов |
Класс
Литература как искусство слова –
Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.