Формы работы на уроках внеклассного чтения
Одна из задач уроков внеклассного чтения – повысить интерес школьников к литературе, расширить круг чтения. Решить эту задачу помогут нетрадиционные виды уроков. Современная методика предлагает учителю такие формы работы, как: беседа, концерт, викторина, композиция, защита проекта, литературный праздник, конференция, интеллектуальная игра, инсценировка, семинар и др. Выбирая ту или иную форму, следует учитывать не только особенности литературного материала, но и уровень развития класса.
Методический материал учебника литературы по авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной дает возможность для дифференцированного использования разных форм работы на уроках внеклассного чтения.
Тема, которой открывается курс литературы 5 класса, - Фольклор». В нем рассматриваются такие жанры устного народного творчества, как пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки. Урок внеклассного чтения посвящен изучению волшебной сказки «Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что». Вопросы, предложенные авторами учебника, могут стать основой для урока-беседы по тексту, а могут использоваться как задания для организации интеллектуальной игры. Класс, разделенный на несколько команд, активно участвует в конкурсе сказителей (вопрос А – 1), в турнире знатоков (вопросы А – 2, 3, 4, 5, 6, 8), в творческом конкурсе «Домашнее задание», для которого могут использоваться вопрос А – 7 (составить рассказ на основе жизненных впечатлений) или задание В (сочинить сказку).[25] Форма игры вызывает живейший интерес у пятиклассников, нацеливает их на внимательное прочтение текста, обращение к ранее изученному теоретическому материалу. В слабом классе теоретические части вопросов А – 2, 3, 4 даются в качестве домашних индивидуальных заданий. Кроссворды, ребусы, викторины, литературные аукционы усилят соревновательный момент игры и помогут повторить другие жанры русского фольклора.
Раздел программы 5 класса «Реальность и вымысел» посвящен изучению сказки и ее влияния на мировую литературу. В него, кроме народных, вошли авторские сказки. Это произведения разных родов и жанров: повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», пьеса-сказка Е.Л.Шварца «Два клена», сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца», рассказ-фантазия В.М.Гаршина «То, чего не было». Каждое из этих произведений имеет свои особенности, но в то же время корнями уходит в традиции русской народной сказки. Поэтому, как нам кажется, завершить изучение раздела «Реальность и вымысел» следует уроком в форме интеллектуальной игры, которая поможет повторить и систематизировать этот богатый литературный материал. Пример игры включен в Приложение к работе.
Сказка В.Гауфа «Холодное сердце и «Легенда о Томасе Лермонте» скрывают в себе глубокий философский смысл. Поэтому на уроках, посвященных изучению данных произведений, лучше всего использовать форму беседы по тексту. Такой вид урока требует актуализации знаний по теории литературы, так как предполагает серьезную работу над композицией, темой, идеей, проблематикой и художественными образами. Следовательно, на таком уроке необходимо тесное взаимодействие учителя и учеников. Спланировать ход беседы, наметить основные линии анализа помогают задания учебника. Следуя их логике, учитель привлекает читательский опыт ребенка, помогает использовать знания, полученные при изучении темы «Фольклор». Например, при изучении сказки В.Гауфа «Холодное сердце» в разделе под буквой «А» содержатся такие вопросы:
· «В чем необычность начала сказки? Почему автор не говорит, что события происходили в «некотором царстве», а точно указывает и подробно описывает реальное место действия?
· Проходил ли Петер Мунк как сказочный герой традиционные испытания?
· Какова роль Стеклянного человечка в сказке? Можно ли его считать волшебным помощником?»[26]
Аналогичные вопросы содержатся и в заданиях к «Легенде о Томасе Лермонте». Они дают возможность повторить особенности фольклорных сказок (сюжетные и композиционные элементы), показать, как развивался и видоизменялся жанр сказки, выяснить, чем легенда отличается от народной сказки.
Активизировать мышление учащихся на уроках-беседах можно с помощью творческих заданий. Ребятам можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке «Холодное сердце», подобрать в Интернете материал для компьютерной презентации к «Легенде о Томасе Лермонте», инсценировать или прочитать по ролям понравившиеся эпизоды, составить и оформить сборник авторских сказок или легенд.
Материал некоторых разделов диктует более сложные формы уроков. Например, урок внеклассного чтения по басням Эзопа и Ж. де Лафонтена содержит в себе большой литературный материал и задания разного типа: на понимание текста, на умение делать самостоятельные выводы, задания творческого характера. Учитывая, что это, пожалуй, единственная встреча с творчеством Эзопа и Ж. де Лафонтена, необходимо насытить ее эмоциональными впечатлениями. Легче всего сделать это через творческую работу в группах. Поэтому для проведения данного урока можно рекомендовать форму устного журнала. При подготовке материала учащиеся не только работают с методическим аппаратом учебника, но и организуют коллективную исследовательскую и творческую деятельность. Пятиклассники находят материал о самих баснописцах, готовят выразительное чтение и анализ басен, придумывают задания для викторин, ребусов, кроссвордов, создают иллюстрации к басням. Закачивается работа выпуском стенгазеты по творчеству избранного баснописца. Наиболее подготовленные группы могут представить свои работы в форме компьютерной презентации.
Раздел «Басни» завершается заданием: «Подготовь рассказ, состоящий из двух частей. Первая часть: подробный рассказ о событии, конфликтной ситуации или чьем-то неблаговидном поступке; вторая часть: чтение басни наизусть».[27] Авторы учебника предлагают устроить конкурс на лучший рассказ. Так как не все ребята имеют склонность к литературному творчеству, думается, данное задание можно использовать как часть коллективной работы над устным журналом.
Заключительным этапом урока может стать прием «открытого микрофона»: учащиеся оценивают выступление каждой группы, отмечают положительные моменты, дают рекомендации на будущее. Подводя итоги урока, пятиклассники должны определить, что нового они узнали о басне в процессе работы.
Для проведения данного урока в менее подготовленном классе можно избрать форму урока-концерта, в ходе которого исполняются басни Эзопа, Ж. де Лафонтена и И.А.Крылова. В качестве эмоционального наполнения можно предложить ребятам прослушивание аудиозаписей.
Групповая форма работы помогает школьникам приобрести первые навыки исследовательской деятельности. Эти навыки пригодятся им на уроке по творчеству Гете и Гейне. Учащимся предстоит не только познакомиться с некоторыми произведениями немецких поэтов, но и провести самостоятельное исследование разных переводов, сделать выводы о влиянии личности переводчика на творческий процесс. Наблюдения учащихся непосредственно коснутся темы и идеи стихотворения, системы образов, способов рифмовки, изобразительных средств. Таким образом, урок может приобрести форму самостоятельной работы с последующим представлением ее результатов.
В менее подготовленном классе урок можно провести в виде конкурса любителей поэзии. Учащиеся получают на дом задание подготовить пересказ статей о Гейне или Гете (по выбору), выучить наизусть одно их стихотворений и подготовить небольшой рассказ о нем (возможно использование материалов учебника). В качестве иллюстративного материала учитель может подготовить аудио- и видеоматериалы.
Завершающий курс литературы 5 класса урок «Мы помним» включает в себя объемный литературный материал. Поэтому формой урока может быть стать читательская конференция. Произведения, выбранные самими учащимися, могут стать основой для небольшого доклада о творчестве того или иного автора и особенностях произведения, предложенного в задании учебника. Чтобы облегчить работу, можно использовать дифференцированные задания: наиболее читающие ученики под руководством учителя готовят рассказ о биографии и творчестве названных авторов, учащиеся, которые хорошо владеют компьютером, оформляют на основе этих материалов презентации, остальная часть класса готовится к конкурсу чтецов. Особого внимания требует подготовка выступления по повести В.П.Катаева «Сын полка», так как из-за большого объема пятиклассники редко самостоятельно выбирают для работы это произведение. Рассказ о нем можно сопроводить выразительным чтением эпизодов или показом отрывка из кинофильма. В то же время вопросы и задания учебника позволяют построить урок в традиционной форме анализа художественного текста. На завершающем этапе урока в качестве рефлексии используется «открытый микрофон».
Таким образом, вопросы и задания, предлагаемые авторами учебника, сформулированы так, чтобы:
· привлекать к работе над новым произведением теоретико-литературные знания, полученные при изучении той или иной темы;
· развивать у школьников навыки самостоятельного чтения;
· нацеливать их на работу с дополнительными источниками информации.
Формы работы, выбранные учителем, должны соответствовать литературному материалу и уровню подготовки класса. Подводя итоги анализа использования возможных видов уроков внеклассного чтения, приведем следующую таблицу:
Урок внеклассного чтения (название произведения) | Рекомендуемые формы работы на уроке | |
Высокий уровень подготовки класса | Слабый уровень подготовки класса | |
Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | Интеллектуальная игра | Интеллектуальная игра (упрощенный вариант) |
В.Гауф «Холодное сердце» | Беседа по тексту, викторина по сказкам, инсценировка эпизода | Беседа по тексту, комментированное чтение эпизодов, чтение в лицах |
Легенда о Томасе Лермонте | Беседа по тексту с использованием компьютерной презентации | Комментированное чтение, создание иллюстраций |
Басни Эзопа и Ж.де Лафонтена | Устный журнал | Урок-концерт: чтение наизусть, инсценировка |
Лирические произведения Г.Гейне и И.-В.Гете | Самостоятельная работа и представление ее результатов | Конкурс любителей поэзии |
Мы помним | Читательская конференция | Система индивидуальных заданий |
Методические рекомендации