Сравнение стихотворений «Анчар» и «Три пальмы»

Подумайте, почему и Пушкин, и Лермонтов обратились в своем творчестве к восточным легендам? Чем перекликаются эти два стихотворения? В чем между ними разница? (главные герои, место действия, настроение стихотворений, тема зла и добра, отношение автора к своим героям, ответственность человека за происходящее на земле и т.д.).

8. Домашнее задание.

1. Разделиться на группы по три человека и выучить наизусть стихотворение «Три пальмы». Привести примеры произведений, в которых используется прием уподобления.

Материалы к уроку по «Повести временных лет»

О создании славянской азбуки

1.В темной келье у лучины

Слышен только скрип пера.

Старца Нестора морщины

Прорезает глубже мгла.

2.Много лет прошло, а старец

Поколеньям шлет завет –

Чтить историй этих глянец

Уж давно прошедших лет.

3.Есть преданья в его книге

О Крещеньи, о Руси,

О победах русских князей,

О преданьях старины.

4.Но задумался глубоко:

«Что еще бы написать?

Чем попотчевать мне око,

Что еще мне рассказать?

5.Напишу-ка я преданье

О салунских братьях тож.

Как велико их созданье,

Что правдиво то, не ложь.

Чтение отрывка из «Повести временных лет»

(О создании славянской азбуки)

Когда славяне жили уже крещеными, князья их пошли к царю Михаилу, говоря:

- Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы поучил нас и объяснил святые книги. Пошлите нам такого мужа, который смог бы рассказать о книжных словах и о смысле их.

Царь Михаил, услышав это, согласился и обратился к философам. Те отвечали:

- В Селуни есть муж, именем Лев, есть у него два сына, знающих славянский язык.

Царь Михаил послал за ними ко Льву, пришли они в славянскую землю, начали составлять славянскую азбуку и перевели священные книги.

6.С той поры прошло немало

Славных, трудных, быстрых лет.

Что Россия не видала,

В книге мы найдем ответ.

7.Братьям низко поклонимся,

Что создали алфавит.

Именами их гордимся,

Их трудами мир открыт!

Конспект

урока-беседы по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»[16]

(Проведен 10 декабря 2009 в Сретенской СОШ, Рыбинского р-на Ярославкой области)

О каком времени рассказывает «Песнь о вещем Олеге»? – о древнерусской истории.

Почему называется «Песнь…», а не песня? Ее поют? – такой фольклорный жанр.

А как назывался человек, который пел или сказывал? – баян.

Итак, получается, что песнь – жанр фольклора. А что такое фольклор? – народное творчество.

Народное творчество, т.е. нет автора. А кто написал «Песнь о вещем Олеге?» - Пушкин.

Значит, это не фольклорное произведение. Вспомним, когда жил Пушкин. – называют даты жизни.

Пушкин жил в древней Руси? – нет

А в каком году написал стихотворение, сколько лет ему было? – в 1822, 23 года.

Хорошо, значит, Пушкин не древнерусский поэт, он использовал древнерусскую историю в своем стихотворении.

И давайте вернемся к вопросу, почему песнь, а не песня. Вы знаете такое слово хотя. А есть хоть. Оно означает то же самое, т.е. есть чередование а/ь. Теперь подумайте, песнь – старое или новое, торжественное или обычное? – старое, торжественное.

Правильно. Поэтому Пушкин выбрал для своего произведения название «Песнь…»

Кто такой Олег? – князь

Пушкин называет его «Вещий». Что это значит? – мудрый, знающий будущее.

Это Пушкин его так назвал? – нет, до него

А где его так называли? – в книгах по истории.

Совершенно верно, а еще раньше – в летописях. Вы читали о князе Олеге в «Повести временных лет». Пушкин же использовал как источник книгу по истории Карамзина «История государства Российского». Этот источник был очень популярен в начале 19 в.

А кто еще Олег, кроме того, что он князь? – завоеватель, человек.

А помните, чей он родственник? Он племянник Рюрика, первого князя на Руси.

О чем это произведение? Что заинтересовало Пушкина? – Поход Олега. Как он умер.

А почему заинтересовало? – умер из-за коня.

Да., т.е. это непонятная, загадочная смерть.

Любая история делится на части. В «Песни…» есть части, этапы истории князя Олега? Давайте разделим.

1. Поход

2. Встреча и предсказание.

3. Потом проходят годы. Пир

4. Смерть Олега

Теперь откроем учебники на стр 229. Прочитай (какому-либо ученику) 1ый этап. Остановись, когда закончится. Обрати внимание, что читать быстро нельзя. Пушкин выбирает неспешный ритм, которые соответствует теме. – читает

В этой части какие есть исторические имена или названия? – Вещий Олег

Когда жил Вещий Олег? Посмотрите в рабочей тетради. – называют годы жизни.

Сколько лет он жил? – 33 года

В каких веках? - В 9 и 10

Есть еще исторические слова? – хозары.

Да, коротко о них.

Хозар называют «неразумные». Почему? Они неумные? – обозвался.

А может быть, по мнению князя Олега, они ведут неправильную жизнь.

За что отомстил Олег? – за набег

Что такое «буйный набег»? – очень сильный.

Следующая строчка «С дружиной своей в цареградской броне». Есть историческое? – цареградская

Что значит? – очень хорошая.

Да, а откуда она? Посмотрите в рабочей тетради – из Царьграда.

Что такое дружина? – войско

Это современное слово? Сейчас есть? – нет

Теперь вторая часть. – кто-то читает

Найдите в прочитанном отрывке неупотребляемые сейчас слова. – вещий, сбирается (нет, собирается) отмстить (нет – отомстить), набег, обрек (нет – обрёк) цареградская броня, кудесник.

А кто такой кудесник? – волхв, волшебник.

Провести эту работу до конца: выделить в каждой части а) историзмы б) малоупотребительные слова

Зачем написана эта история? Почему это произошло? – Он хотел избежать того, что будет

Зачем знать, что будет? – можно предотвратить. Но можно ждать и бояться.

Мы с вами подошли к важнейшей теме для Пушкина: не бояться своей судьбы, жить активной жизнью, т.е. делать, что делаешь. Нельзя сомневаться, это ошибка. – Князь Олег умер по своей глупости

Да, князь Олег умер из-за своего сомнения. В самом ли деле Олег вещий? Что имел в виду Пушкин? – вещий как хороший военный. Для своего времени

Совершенно верно. А оказало, что не совсем вещий.

- почему гробовая змея?

Что такое гроб, ты знаешь. Змея предвещает смерть. В поэтическом языке змея, несущая смерть – гробовая (вспомнить о метафоре)

Наши рекомендации