Сравнение стихотворений «Анчар» и «Три пальмы»
Подумайте, почему и Пушкин, и Лермонтов обратились в своем творчестве к восточным легендам? Чем перекликаются эти два стихотворения? В чем между ними разница? (главные герои, место действия, настроение стихотворений, тема зла и добра, отношение автора к своим героям, ответственность человека за происходящее на земле и т.д.).
8. Домашнее задание.
1. Разделиться на группы по три человека и выучить наизусть стихотворение «Три пальмы». Привести примеры произведений, в которых используется прием уподобления.
Материалы к уроку по «Повести временных лет»
О создании славянской азбуки
1.В темной келье у лучины
Слышен только скрип пера.
Старца Нестора морщины
Прорезает глубже мгла.
2.Много лет прошло, а старец
Поколеньям шлет завет –
Чтить историй этих глянец
Уж давно прошедших лет.
3.Есть преданья в его книге
О Крещеньи, о Руси,
О победах русских князей,
О преданьях старины.
4.Но задумался глубоко:
«Что еще бы написать?
Чем попотчевать мне око,
Что еще мне рассказать?
5.Напишу-ка я преданье
О салунских братьях тож.
Как велико их созданье,
Что правдиво то, не ложь.
Чтение отрывка из «Повести временных лет»
(О создании славянской азбуки)
Когда славяне жили уже крещеными, князья их пошли к царю Михаилу, говоря:
- Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы поучил нас и объяснил святые книги. Пошлите нам такого мужа, который смог бы рассказать о книжных словах и о смысле их.
Царь Михаил, услышав это, согласился и обратился к философам. Те отвечали:
- В Селуни есть муж, именем Лев, есть у него два сына, знающих славянский язык.
Царь Михаил послал за ними ко Льву, пришли они в славянскую землю, начали составлять славянскую азбуку и перевели священные книги.
6.С той поры прошло немало
Славных, трудных, быстрых лет.
Что Россия не видала,
В книге мы найдем ответ.
7.Братьям низко поклонимся,
Что создали алфавит.
Именами их гордимся,
Их трудами мир открыт!
Конспект
урока-беседы по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»[16]
(Проведен 10 декабря 2009 в Сретенской СОШ, Рыбинского р-на Ярославкой области)
О каком времени рассказывает «Песнь о вещем Олеге»? – о древнерусской истории.
Почему называется «Песнь…», а не песня? Ее поют? – такой фольклорный жанр.
А как назывался человек, который пел или сказывал? – баян.
Итак, получается, что песнь – жанр фольклора. А что такое фольклор? – народное творчество.
Народное творчество, т.е. нет автора. А кто написал «Песнь о вещем Олеге?» - Пушкин.
Значит, это не фольклорное произведение. Вспомним, когда жил Пушкин. – называют даты жизни.
Пушкин жил в древней Руси? – нет
А в каком году написал стихотворение, сколько лет ему было? – в 1822, 23 года.
Хорошо, значит, Пушкин не древнерусский поэт, он использовал древнерусскую историю в своем стихотворении.
И давайте вернемся к вопросу, почему песнь, а не песня. Вы знаете такое слово хотя. А есть хоть. Оно означает то же самое, т.е. есть чередование а/ь. Теперь подумайте, песнь – старое или новое, торжественное или обычное? – старое, торжественное.
Правильно. Поэтому Пушкин выбрал для своего произведения название «Песнь…»
Кто такой Олег? – князь
Пушкин называет его «Вещий». Что это значит? – мудрый, знающий будущее.
Это Пушкин его так назвал? – нет, до него
А где его так называли? – в книгах по истории.
Совершенно верно, а еще раньше – в летописях. Вы читали о князе Олеге в «Повести временных лет». Пушкин же использовал как источник книгу по истории Карамзина «История государства Российского». Этот источник был очень популярен в начале 19 в.
А кто еще Олег, кроме того, что он князь? – завоеватель, человек.
А помните, чей он родственник? Он племянник Рюрика, первого князя на Руси.
О чем это произведение? Что заинтересовало Пушкина? – Поход Олега. Как он умер.
А почему заинтересовало? – умер из-за коня.
Да., т.е. это непонятная, загадочная смерть.
Любая история делится на части. В «Песни…» есть части, этапы истории князя Олега? Давайте разделим.
1. Поход
2. Встреча и предсказание.
3. Потом проходят годы. Пир
4. Смерть Олега
Теперь откроем учебники на стр 229. Прочитай (какому-либо ученику) 1ый этап. Остановись, когда закончится. Обрати внимание, что читать быстро нельзя. Пушкин выбирает неспешный ритм, которые соответствует теме. – читает
В этой части какие есть исторические имена или названия? – Вещий Олег
Когда жил Вещий Олег? Посмотрите в рабочей тетради. – называют годы жизни.
Сколько лет он жил? – 33 года
В каких веках? - В 9 и 10
Есть еще исторические слова? – хозары.
Да, коротко о них.
Хозар называют «неразумные». Почему? Они неумные? – обозвался.
А может быть, по мнению князя Олега, они ведут неправильную жизнь.
За что отомстил Олег? – за набег
Что такое «буйный набег»? – очень сильный.
Следующая строчка «С дружиной своей в цареградской броне». Есть историческое? – цареградская
Что значит? – очень хорошая.
Да, а откуда она? Посмотрите в рабочей тетради – из Царьграда.
Что такое дружина? – войско
Это современное слово? Сейчас есть? – нет
Теперь вторая часть. – кто-то читает
Найдите в прочитанном отрывке неупотребляемые сейчас слова. – вещий, сбирается (нет, собирается) отмстить (нет – отомстить), набег, обрек (нет – обрёк) цареградская броня, кудесник.
А кто такой кудесник? – волхв, волшебник.
Провести эту работу до конца: выделить в каждой части а) историзмы б) малоупотребительные слова
Зачем написана эта история? Почему это произошло? – Он хотел избежать того, что будет
Зачем знать, что будет? – можно предотвратить. Но можно ждать и бояться.
Мы с вами подошли к важнейшей теме для Пушкина: не бояться своей судьбы, жить активной жизнью, т.е. делать, что делаешь. Нельзя сомневаться, это ошибка. – Князь Олег умер по своей глупости
Да, князь Олег умер из-за своего сомнения. В самом ли деле Олег вещий? Что имел в виду Пушкин? – вещий как хороший военный. Для своего времени
Совершенно верно. А оказало, что не совсем вещий.
- почему гробовая змея?
Что такое гроб, ты знаешь. Змея предвещает смерть. В поэтическом языке змея, несущая смерть – гробовая (вспомнить о метафоре)