Дети на болоте. Беседа. Комментированное чтение. Запись в тетрадь.
На какое дело серьезное дело решились дети?
Почему автор называет их «охотниками»?
Какие опасности подстерегают их на болоте? (анализ названий: Блудово болото, Слепая елань).
Какой предстает природа? (чтение начала 4 главы).
Какие глаголы использует автор, описывая сосну и ель? Как можно охарактеризовать эти отношения? (борьба за жизнь, противостояние, соперничество) Приведите другие примеры противостояния в природе?
Природа противопоставлена человеку, она тоже живет, но совсем другой жизнью. Создавая природные образы, Пришвин использует прием «олицетворение».
В тетрадь: Олицетворение – это…
Когда природа и человек испытывают единение? (чтение отрывка «Восход солнца»).
Что чувствуют дети, что животные? Почему они испытывают одни и те же чувства?
Чтение отрывка на с. 185:
Что меняется? Как меняется?
Как развиваются события дальше?
Почему дети поссорились? Кто, по-вашему, прав в этом споре?
Как автор передает свое отношение к происходящему? (последний абзац 4 главы).
Подведение итогов.
Какие черты были и сказки вы увидели в первых главах?
Какие приемы изображения жизни природы и человека использует автор?
Зачем он противопоставляет людей и природу?
Какие слова из произведения можно сделать эпиграфом к нашему разговору?
7. Домашнее задание.
Дочитать произведение. Подготовить рассказ о Травке. Сравните поведение Насти и Митраши на болоте. Найти в словаре и выписать в тетрадь понятие «контраст».
Урок «Природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Урок с использованием ИКТ.
Ход урока
Знакомство с биографией писателя.
Прочитайте текст на с.175-176 (до слов «Сказка-быль «Кладовая солнца»…). Что писатель говорил о природе? Объясните смысл высказывания (см. текст слайда М.М. Пришвин).
Как и сама природа, Пришвин был скромен, прост, но внутренне красив и богат. В большинстве своих произведений он предстает как певец природы. Почти всю жизнь Михаил Михайлович посвятил путешествиям и описанию их в своих многочисленных очерках. Все герои, которые живут в его произведениях, выражают отношения самого писателя с природой. Вся его жизнь – это диалог с природой.
Первичное восприятие произведения.
Вы прочитали произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли оно? Что было непонятно при чтении?
Докажите, что это произведение о природе.
Какая природа в этом произведении? Подтвердите свои слова тестом повести. (Реальная и сказочная, таинственная) + (работа со слайдами «Картины природы в сказке-были»). Почему болото «Блудово», елань «Слепая», волк – «серый помещик»?
Сравните с картинами природы на слайдах: в чем отличие фотографии и художественного описания природы в произведении?
Все ли картины природы автор описывает как реальные? Подтвердите текстом.
Анализ эпизода «Ель и сосна»
Прочитайте историю двух деревьев (с. 182-183).
Сказочная или реальная история перед нами?
Что вы можете сказать о жизни ели и сосны?
Какой прием использует автор в описании деревьев?
Почему Пришвин использует сказочную историю в произведении наряду с реальными событиями? (Показать загадочность, таинственность природы, ее непостижимость; существование сказки бок о бок с реальностью).
Специфика жанра «сказка-быль». Заполнение таблицы
Найдите в произведении сказочные и реальные моменты. Заполните таблицу.
сказочное | реальное |
Название произведения | Реальное место действия |
Путешествие | Главные герои -дети |
Природа (палестинка), ее жители (помощник – собака, враг – волк) | Реальное время действия |
Зачем писатель в одном произведении объединил сказочное и реальное? Почему писатель это сделал?
Каков жанр этого произведения? (вопрос А с. 177).
Почему Пришвин охарактеризовал свое произведение как «сказка-быль»?
Итог урока.
Какую роль играет природа в произведении М.М.Пришвина? В чем ее отличие от реальных картин природы, которые мы наблюдаем каждый день?
5. Домашнее задание.
1. Нарисовать иллюстрацию «Природа в сказки-были «Кладовая солнца»».
2. Индивидуальное задание: для тех учеников, у которых есть компьютер: подобрать из текста повести цитаты к картинкам слайдов (презентация «Картины природы»).
3. Вопросы Б с. 204.
4. История Травки (индивидуальное задание).
Урок «Образы героев в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственная проблематика повести»
Ход урока
1. Слово учителя. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы узнали о том, как загадочна и реальна природа в произведении Пришвина.
Сумели ли вы это отразить в своих иллюстрациях? (обсуждение творческих работ).
Какими словами писатель охарактеризовал некоторые картины природы? (просмотр презентации «Картины природы» с подписанными цитатами, краткий комментарий).