Изменения, внесенные учителем

Произведение Количество часов в программе Г.В.Москвина Количество часов в рабочей программе Причина изменений
Фольклор Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы, поговорки как основные малые жанры Устное народное творчество всегда вызывает большой интерес у учащихся. Одного часа, чтобы вспомнить, что такое загадки, пословицы и поговорки, содержание, построение, интонацию и т.д., мало. Да и примеров загадок и пословиц мало, значит, нужно время на работу с дополнительной литературой. Предполагается «защита» сборников загадок и пословиц ребят.
Э.-Т.-А.Гофман Сказка «Щелкунчик и Мышиный король» Данное произведение – большое по объёму, а в классе есть плохо читающие дети. На этом произведении можно поучить детей создавать рисованный фильм.
Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) Медленно читающие дети не вычитают текст к уроку, даже ко второму.
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» Во-первых, это объёмное произведение. Во-вторых, при дополнительном часе есть возможность провести урок – ролевую игру для лучшего понимания и обобщения материала произведения.
Итоговый контроль - Для осуществления итогового контроля необходимо отдельное время. Данный час нужно внести в часы, отводимые на обобщение.
Читательская конференция - Данный час можно внести в часы, отводимые на внеклассное чтение.
Таким образом: 6 часов 12 часов  

Таким образом, часы резерва (6 часов) распределены с учетом контингента класса, с учетом запланированных видов практической деятельности.

Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л., к сожалению, не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями: «На протяжении каждого учебного года должно быть выучено минимально 15 стихотворений, отрывков из прозаических произведений. Дополнение списка произведений для заучивания наизусть и определение жанра произведения учитель осуществляет самостоятельно согласно авторской программе.

Отрывок произведения (поэтический 5-11 классы) должен представлять законченный смысловой текст, равный не менее 30 строк; прозаический текст – 10-15 строк (5-8 классы), 15-20 строк (9-11 классы). Тексты для заучивания наизусть из драматического произведения определятся формой монолога» (Литература: Сборник нормативных методических документов, необходимых учителю при изучении курса литературы в общеобразовательной школе. – Ярославль, ИРО, 2009).

5 класс: 12поэт.+2пр.+1драм.

1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

2. А.С. Пушкин «Анчар» (отрывок или всё: по возможности ученика).

3. А.С. Пушкин «Няне».

4. А.С. Пушкин «И.И. Пущину».

5. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).

6. Е.Л. Шварц «Два клёна».

7. И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок» (или «Демьянова уха», или «Волк на псарне», или «Свинья под дубом» по выбору ученика»).

8. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».

9. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

10. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды» (по выбору ученика»).

11. А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…».

12. И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…».

13. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отрывок).

14. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (отрывок).

15. С.А. Есенин «Берёза».

Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. четко определяет уроки внеклассного чтения. В рабочей программе авторское планирование уроков внеклассного чтения сохранено.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Согласно рекомендациям Примерной программы основного общего образования по литературе и методическому письму о преподавании предмета количество аудиторных сочинений в 5 классе равно 3, домашних - 1.[14] Авторы программы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. не указывают, какие художественные произведения выносятся на уроки развития речи, следовательно, учитель сам определяет их, исходя из своего понимания, интересов учеников класса. Поэтому на уроки развития речи спланированы следующие произведения:

Р.р.№ 1. Классное обучающее изложение по пьесе-сказке Е.Л. Шварца «Два клёна» (вопрос 3Б, стр.98, учебник часть 1).

Р.р.№ 2. Подготовка к домашнему обучающему сочинению-рассуждению по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». «Кто прав: Настя или Митраша?».

Р.р.№ 3. Классное обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся).

Р.р.№ 4. Классное обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?».

Р.р.№ 5. Классное обучающее сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?» (по рассказу А. Грина «Зелёная лампа»).

Р.р.№ 6. Классное обучающее сочинение-описание «Главный герой в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Кроме сочинений, спланированы следующие виды творческих работ в 5 классе:

- сочини сказку при изучении раздела «Авторская сказка», рассказ при изучении темы «Пословицы», басню при изучении раздела «Басня»;

- «защити» свой рисунок, поделку, альбом при изучении раздела «Басни», «Фольклор», при изучении пьесы-сказки «Е.Л. Шварца «Два клёна»», сказки Э.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» и др.;

- представь, что ты – психолог…, эколог…, турист… и т.д., проведи исследование, дай советы, научи… при изучении глав романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», повести М.Пришвина «Кладовая солнца», рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро» и др.;

- напиши письмо от лица литературного героя или литературному герою (оцени поступок, посоветуй, поддержи…) при изучении глав романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказа А.Грина «Зелёная лампа», рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро» и др.;

- составь викторину, кроссворд (по теме, по всему тексту, по главам. Например, «Главные герои сказки Э.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», «Внимательный ли ты читатель?» по повести В.П. Астафьева «Васюткино озеро», «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?» (викторина по теме «Малые жанры фольклора»), «Волшебные предметы» (при изучении разделов «Русские народные и авторские сказки») и др.;

- составь синквейн при изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и др.;

- расскажи о писателе, поэте, используя статью учебника и дополнительную литературу при знакомстве учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.М. Пришвина, при изучении темы «Басня» (рассказы о баснописцах) и др.;

- выполни мини-проект при изучении раздела «Фольклор», «Авторская сказка»;

- оформи сборник, книжку-малышку загадок, пословиц, потешек при изучении темы «Малые жанры фольклора».

Требования к уровню подготовки обучаемых.

К концу учебного года ученики 5 класса должны:

Знать/понимать:

содержание произведений, предусмотренных авторской программой в соответствии с содержанием ГОСа по литературе: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Песнь о вещем Олеге», Е.Л. Шварца «Два клёна», Э.-Т.-А. Гофман «Щелкунчик», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», И.С. Тургенев. «Бежин луг», В.П. Астафьев. «Васюткино озеро», М.М. Пришвин «Кладовая солнца» и др., их авторов;

смысл и значение понятийного аппарата для 5 класса: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория), смех, юмор, сатира;

смысл и значение понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь и уважение к людям, справедливость, обязанность, ответственность.

Уметь:

определять род и жанр (вид) литературного произведения (эпос: рассказ, роман, сказка, басня; лирика: пейзажная, философская, о животных; драма: пьеса);

воспринимать художественный текст, владеть элементами анализа; отличать художественный текст от бытового рассказа;

выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

выражать своё отношение к прочитанному;

создавать свои иллюстрации по прочитанным произведениям;

работать с доступным справочным материалом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

создать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

уметь вести диалог;

уметь правильно строить вопрос и ответ на вопрос;

определять свой круг чтения;

находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, телевидение, Интернет);

иметь желание посетить театр, библиотеку;

выражать желание участвовать во внеклассной работе.

Наши рекомендации