Продолжая общую идейную тенденцию учебника, произведения внутри раздела расположены в порядке последовательного убывания явно выраженного вымысла

В разделе представлены произведения русских и зарубежных авторов, в частности, «Щелкунчик»[5]. Это позволяет представить параллельно образцы отечественной зарубежной литературы. Кроме того, в раздел включены произведения разных литературных форм: «Мертвая царевна» - поэтическая форма, «Два клена» - драматургическая, все остальные – прозаические.

Таким образом основные задачи данного раздела – во-первых, сформировать представление об отличии фольклорной сказки от литературной сказки, т.е. произведения, имеющего автора; во-вторых, дать самое общее представление о формах литературных произведений (поэтическая, драматургическая, прозаическая). Эта информация вводится на уровне созерцания, теоретическое оформление она получит на этапе 7 класса.

На примере этих сказок можно отрабатывать выразительное чтение наизусть фрагментов из художественной прозы и драмы: это могут быть описания природы («Ночь перед Рождеством», «Кладовая солнца»), диалога («Два клёна», «То, чего не было»), монолога («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

В разделе «Авторская сказка» появляется не встречавшийся ранее тип текста – текст об авторе. Он тоже содержит предваряющие задания. Обязательно выполняем их.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (2 часа)

Нравственная проблематика сказки: проблема добра и зла, истинного и ложного. Образы героев. Черты фольклорной сказки (волшебные предметы, герои-помощники, фольклорные эпитеты (красна девица, месяц ясный, красно солнце), повторы, пословицы: аль товар не по купцам, спрос не грех). Поэтическое мастерство Пушкина, соединившего в своем произведении черты фольклора и литературы. Можно расширить представление учащихся о Пушкине-сказочнике, спросив, какие еще сказки им знакомы:

· «Жених» (1825) – Пушкин включил ее в собрание сочинений в разделе сказок. Написана по сюжету братьев Гримм.

· «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830 г.) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. [6]

· «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831 г.) начата еще в 1828 году, написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной.

· «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833 г.) – сюжет широко распространен в фольклоре разных народов. Непосредственный источник – сказка «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм.

· «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833 г.) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. Сходные сюжеты в сказке Ш.Перро «Спящая красавица» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».

· «Сказка о золотом петушке» (1834 г.) – сюжет взят из «Легенды об арабском звездочете» сборника новелл Вашингтона Ирвинга «Сказки Альгамбры».

Можно обратить внимание учащихся на то, что большинство сказок Пушкина написано по сюжетам сказок, рассказанных его няней – Ариной Родионовной. Сказать несколько слов о ней. Это даст возможность связать данную тему с материалом из 2й части учебника, когда речь зайдет о жанре лирического послания – стихотворении «Няня».

Сказка чрезвычайно удобна для продолжения темы «постоянные эпитеты» и «эпитеты». Кроме того, следует обратить внимание на сходство элементов фольклорной сказки и авторской сказки. Для этого предложить учащимся найти в сказке Пушкина компоненты фольклорной сказки – повторы, подхваты и т.п. См. соответствующее задание в рабочей тетради.

При чтении текста «Сказки о мертвой царевне» учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски.

Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (задание Ж, стр. 57). Подчеркнем, что это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельного выполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера. Это будет прообразом проектной деятельности.

Е.Л.Шварц.Сказка «Два клена» (2 часа)

Краткая биография Шварца.

Задачи: пьеса выбрана для того, чтобы дать учащимся представление о драме как роде литературы. Понятие о родах литературы очень важно для 5 класса, чтобы дальше это было в порядке вещей. В тексте «Что такое драма» слово «род» вводится. Учитель может в самых общих чертах (на этапе 6-7 классов об этом будет говориться подробнее) дать определение «род литературы» следующим образом: «Это способ, при помощи которого автор…», - и предложить (например, написать на доске) учащимся выбрать из 3 вариантов продолжения: «отражает», «отображает» или «порождает» «действительность». Ответы могут быть разными, наша же цель – привлечь внимание к тому, что «род» и «порождать» - однокоренные слова. Таким образом, мы намекаем, что форма зависит от идеи.

Необходимо обратить внимание учащихся на особенность поэтики Шварца: в своих произведениях автор опирается на героев известных сказок, прежде всего, Г.Х.Андерсона. Например, «Снежная королева», «Голый король».

Образы героев. Черты сказки: волшебные герои, ситуация путешествия и испытания главных героев. Черты реальности: отражение событий недавней войны: муж Василисы погиб в бою со Змеем-Горынычем. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. Рассмотреть подробнее образ Бабы-Яги (ее речевые характеристики), характеристика персонажа.

Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Структура драматургического произведения: разделенность на действия (акты, явления), авторские ремарки, реплики героев. Каждое действие организовано вокруг ключевого эпизода.

«Два клена» – одна из наиболее популярных детских пьес. По возможности отвести детей посмотреть спектакль в театр. Можно сделать постановку.

Задание Е (стр. 60). Уделим особое внимание работе с терминами. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен. Без включения этих понятий в активный словарь школьников невозможно дальнейшее изучение драмы на уроках литературы. Например, можно на уроке предложить ребятам разгадать чайнворд:

1, 7. Большая часть драматического произведения.

2. Речь героя драматического произведения.

3, 5, 6. Более мелкие части драматического произведения.

4. Короткие замечания автора пьесы.

      1.            
      ìд          
  êр е п л и ìк а  
      й       а    
      с     р    
      т   ìр   т    
  êя в л е н и е  
      и   м   н    
êс ц е н а êа к т
          р        
          к        
          А        
                 
      1.            
      ìд          
  êр е п Л и ìк а  
      й       а    
      с     р    
      т   ìр   т    
  êя в л Е н и е  
      и   М   н    
êс ц е н А êа к т
          Р        
          К        
          А        

Наши рекомендации