Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству поэта-земляка Сергея Смирнова
Выдающийся советский поэт,
лауреат Государственной премии им.М.Горького
«Моя родня - коренные ярославцы», - так начал свою биографию Сергей Васильевич Смирнов. «Смутно-смутно помнятся подробности самого раннего детства. Волга, на её отлогом берегу уютная деревушка. Бревенчатый дом, а в доме том заглавное для меня лицо – мой дед по материнской линии – мастер на все руки. Он отпиливает для меня колесо от берёзового бревна и так ловко пускает его под откос, что оно катится от крыльца чуть ли не до самой Волги. Берёзовое колесо раннего детства…»
Отчий край.
Хожу, смотрю, и даже
Иногда немею, не дыша.
Это на магнит твоих пейзажей
Снова реагирует душа.
Для меня в согласном птичьем хоре
Каждый штрих по-своему хорош.
Слева блещет Рыбинское море,
Справа – просто рыбинская рожь.
Льётся Волга в царственной истоме.
Ручеёк буль-булькает навзрыд.
Вот оно - моё Нечерноземье,
Вот где прах родительский зарыт…
«Отец мой, ярославец-фотограф, женился в родных местах и уехал с моей будущей матерью под небо Крыма, в благодатный город Ялту. Там я и родился, своего рода «ярославский ялтинец».
«Моя мать поступила на курсы сестёр милосердия. Когда началась первая мировая война, то её призвали на военную службу. Такой поворот событий разлучил нас навсегда. Жили мы с отцом сначала в Ялте, потом в Севастополе.
Я жил с отцом.
Я чту его и славлю,
Он для меня - оплот на все года.
Я с ним всходил по жизненному трапу
На корабли находок и утрат.
И мне моё мальчишеское - «папа»
Звучит, как друг, заступник и собрат.
И нам жилось легко, по-холостяцки.
Отец трудился даже на дому.
А я цыганил с шатией рыбацкой,
Иль топал в класс, - где учат - что к чему.
Я тяготел к отчаянным ребятам.
Царил, где надо – вплавь, где надо – вскачь.
Отец – мой бог, отец – экзаменатор,
Отец – оценщик всех моих удач…(«Отец»).
«А в 1920 году отца потянуло на родину, на Волгу. Обратная дорога была трудна: задерживали болезнь и голод.
Поселились у бабушки, матери моего отца, Анастасии Степановны. Так окончил я в деревне начальную школу. Потом – Рыбинская Хомутовская слобода. Здесь учился в девятилетке имени Луначарского. Именно здесь впервые окунулся в профессиональный мир искусства. Встретившись с учителем рисования и художником Свибловым, навсегда запечатлел в памяти и бумаге картины природы, лик которой всегда переменчив».
Чтец 1
И верится, и чудится, и слышится,
Что лес тебя приветствует без слов.
И без пустых претензий на излишества
Блестят колонны бронзовых стволов.
И хочется, по-человечьи хочется,
Присесть на мшистом длинноруком пне
И посреди лесного одиночества
Поколдовать с костром наедине.
Чтец 2
Не потому ли, что трава не мята
И сплошь высокоросла и густа,
На старый пень вскарабкались опята,
Чтоб обозреть окрестные места?
Чтец 3
Опять в саду темно и молчаливо,
Деревья - дара речи лишены,
Лишь яблоками спелого налива
Нет-нет – да стукнет в бубен тишины.
Чтец 4
Осень Сколько грусти
Русская, И прелести
Синяя, В этом хрусте
Озимь – И шелесте!..
Хрусткая,
В инее.
Чтец 5
Отец уверовал в художественные способности сына и решил, что Серёже надо учиться живописи.
Ты обнаружил склонность к рисованью
В характере сынишки-малыша:
- Давай, рисуй, - хоть кистью, хоть словами,
Рисуй, как это требует душа! («Отец»)
После окончания школы Сергей стал готовиться в Москву, чтобы стать студентом школы живописи. Сразу поступить не удалось. Устроился работать. Посещал литературный кружок. Начались поиски.
Старое поверье
Когда все спят – и только ночь за дверью,
А ты, мой друг, опять в чужом краю,
То старое сибирское поверье
Ко мне приходит в комнату мою.
Оно о том, что лебеди в Сибири
Совместно выбирают водоём
И там живут, в согласии и мире,
И неразлучно плавают вдвоём.
Когда охотник путаной дорогой
Идёт с двустволкой в дебри камыша,
То люди просят:
Лебедя не трогай,
У лебедя особая душа».
И если ранят лебедя, и если
Уйти от смерти некуда ему,
Тогда другой взмывает в поднебесье,
Где холодно и страшно одному.
И там кричит о горестной потере
И вдруг – замрёт
И – вниз, как снежный ком,
И грудью разбивается о берег.
И не тоскует больше ни о ком.
Жизнь не давала послабления: работа художником-оформителем в железнодорожном клубе на Комсомольской площади в Москве, библиотекарем в вагоне-клубе, строителем «Комсомольской» станции метро, в годы Великой Отечественной войны – он поэт 8-й гвардейской Панфиловской дивизии, а уже после войны, в 1950 году, Сергей Смирнов стал руководителем поэтических семинаров в Литературном институте имени Горького. Эту должность он занимал 30 лет.
Навсегда осталось в памяти поэта великое путешествие по горьковским местам: от города Горького до грузинского города Тбилиси. В Горьком – визит в «Домик Каширина» - большие впечатления! Так появились у Сергея Смирнова стихи о Волге, Ульяновске, о донской степи, об украинском гостеприимстве, о Чёрном море, о прекрасной Ялте.
В творчестве Сергея Смирнова есть ещё одна, очень интересная, страничка. Это юмор и сатира. Он с помощью шутки, смеха, иронии показывал людям их недостатки. Сначала у Смирнова появились небольшие пародии, затем – короткие басни. Басни «ударили» по бюрократам и чиновникам, лицемерам и верхоглядам, лжецам и подхалимам, хотя в большинстве главные герои басен – звери и птицы.
Интересны басни, высмеивающие Пуделя, который стрижётся подо льва; Волка, который поберёг ягнёнка: схватил его не вдоль, а поперёк; Кукушку, поющую соловью, как создавать свою семью; Петуха, считающего, что без его «ку-ка-ре-ку» и солнце не взойдёт.
Всего 5 строк в басне «Вельможа», но так и представляешь самовлюблённого человека, который пренебрежительно относится к своим подчинённым, их уму, инициативе:
Руководил –
Рукой водил:
Мол,
Мы – умы,
А вы – увы!
«Бобик-подхалим»
И нюх плохой,
И даже масть плохая,
Но Бобик стал превыше всех собак.
ñ А как?
ñ Да очень просто:
Он чихает, когда хозяин нюхает табак.
«Бородавка»
ñ Я, - говорит, - высокий пост несу.
ñ А где?
ñ Да у начальства на носу.
«Высокомерие»
ñ Смотри, как высок вон тот колосок!
ñ Постой, постой! – ведь он же пустой!
«Воробей-эфирник»
По радио на целый материк
Звучит речетативом:
ñ Чик, чирик!.. –
Ни голоса,
Ни творческого «я»,
А пожинает лавры соловья.
«Грозный заяц»
ñ Что это - стал ты заикаться?!
ñ Да шёл и встретил Волка, братцы.
ñ А тот чего?
ñ Да ничего, удрал, чтоб я не съел его.
Есть у каждого поэта свои законы жизни и творчества. Для Смирнова – быть в центре действительности, не только присутствовать в роли очевидца, но и соучаствовать во всём по зову сердца: бороться с врагами, славить героев и истинных тружеников, любоваться природой.
Слайд «Есть у нас великий ценитель и великий судья всего, что мы делаем, - это народ. Есть у нас великая ценность - святыня святынь – Родина. А служение им – счастье и долг каждого из нас», - писал Сергей Смирнов.
По-моему, мало быть пышно одетым,
Транжирить червонцы, как медь.
По-моему, много полезнее - это
Весёлый характер иметь.
Весёлый характер со смелыми дружен,
От разных недугов далёк.
В труде и походе он ценен и нужен,
Как будто в золе уголёк.
И лучше уж жить в небогатых хоромах,
Не зная изысканных благ,
Чем грусть наводить на друзей и знакомых, -
По-моему, именно так.
Хотелось бы мне до последнего вздоха
Не хныкать ни в стужу, ни в зной.
Работать и знать, что живу я неплохо,
Что людям не скучно со мной. («Весёлый характер»).
Петрова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
Каменниковская сош Рыбинский район