III. Анализ содержания рассказа. Характеристика главного героя.

1. Характеристика Герасима по предложенному плану (используется материал учебника).

- Необычайная сила Герасима.

- Новые обязанности Герасима.

- Отношения с остальными слугами.

- Случай в околотке.

- Нрав Герасима.

2. Работа с выразительными средствами языка рассказа (сравнениями).

При описании Герасима И.С.Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

«Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».

Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?

«Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

«Пойманный зверь».

– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).

– Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).

– В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).

– Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.

«Степенный гусак».

– Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте?

(Как известно, гусь - птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал уважение к этим птицам).

Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь. Честно выполняющий свой долг – крепостную повинность. Нрав строгий и серьезный. Страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

3. Анализ эпизода. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.

Пересказ отношений Герасима к Татьяне.

– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, понимающий, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

4. Анализ эпизода. Герасим и Муму.

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…

Так в его жизнь вошла Муму.

– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5. Анализ эпизода. Герасим и барыня.

(Пауза – приглашение в театр встретиться с героиней рассказа).

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и совершить путешествие в театр. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня.

Монолог ученицы в роли барыни.

«Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!»

– Какой была барыня?

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание).

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни непременно будет исполнен.

6. Анализ эпизода. Смерть Муму.

Чтение отрывка из произведения.

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что предпринимает Герасим?

7. Анализ эпизода. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню.

– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

IV. Подведение итога.

4) Прототип Герасима. Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

– Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

4) Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь?

- Герасим.

- Барыня.

- Степан, передавший приказ барыни.

- И.С.Тургенев.

- Крепостное право.

Вывод: Всем ходом повествования И.С.Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.

V. Домашнее задание:выразительное чтение и пересказ понравившегося эпизода.

Рыбакова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

Ломовская сош Рыбинский район

Наши рекомендации