Чтение стихотворения «Пара лошадей». Беседа.

ñ Определите тему этого стихотворения.

ñ Какие произведения, посвященные этой теме, мы изучали? (Кольцов «Косарь», Рубцов «Звезда полей», «В горнице» и др.).

ñ Каким настроением они наполнены?

ñ О чем думает герой, совершая путешествие?

ñ Какие образы усиливают настроение тревоги, грусти от расставания с родиной?

ñ Почему он уезжает из родных мест? Что там оставил? Почему чувствует себя сиротой?

ñ Что манит героя в Казань? Каким эпитетом поэт характеризует этот город?

ñ Как меняется настроение во второй части произведения?

ñ Зачем поэт четыре раза использует слово «здесь»?

ñ С какими ранее изученными стихотворениями перекликается это произведение?

ñ Почему в поэзии разных народов мы встречаем одинаковые образы и темы?

ñ Почему стихотворение называется «Пара лошадей»?

ñ Определите размер стихотворения. Почему поэт выбирает этот размер? (хорей – напевные интонации, длинная строка – топот копыт)

ñ Каким вы представляете лирического героя этого стихотворения?

Самостоятельная работа по стихотворению «Совет». Задание. Сравните лирических героев стихотворений «Пара лошадей» и «Совет».

Совет.

Мой близкий друг! Тебе совет мой будет: Не доверяй сердечной тайны людям. Пусть будут одному тебе известны

Твои печали, слёзы, смех и песни. Сокровища души без разговоров

Верней хранятся от нескромных взоров.

Ведь люди только о себе пекутся,

А над чужим страданием смеются.

Они хищны, как волки. Сторониться Старайся от людей, не от волчицы. Прознав секреты, будут насмехаться, Представят дураком, чтоб издеваться. Беги от их похвал, лети, как птица,

Охота на тебя не прекратится.

А если вдруг отчаянье настигнет

Иль горе и несчастие постигнет,

В укромном уголку, не сдерживая боли, Слезами детства выплачешься вволю.

На случай, что и тут нагрянет кто-то,

Советую: тогда скажи, мол, что-то

С утра неладно у меня с глазами,

Текут из глаз сегодня слёзы сами.

(Перевод В.Думаевой-Валиевой)

Примерный план сравнительной характеристики.

1) Какие жизненные впечатления, по вашему мнению, послужили поводом к созданию произведений?

2) Каково главное настроение? С помощью каких образов оно создается?

3) Как ведущая тема стихотворения определяет образ лирического героя?

4) В чем сходство и различие между героями этих стихотворений? Каким видят мир вокруг себя? Как относятся к любви и дружбе?

5) Кто из них вам наиболее интересен и почему?

Подведение итогов урока.

Почему татарский народ хранит память о поэте Абдулле Тукае? Что нового вы узнали на этом уроке?

6. Домашнее задание: чтение по выбору учащихся; выразительное чтение стихотворения.

Цыганова Вера Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

сош №3 г.Тутаев

Урок внеклассного чтения

Виктор Мари Гюго «Впустите всех детей»

Ход урока

На доске три цитаты:

1. Трибун и поэт он гремел над миром подобно океану, возбуждая к жизни всё, что есть прекрасного в душе человека (М.Горький).

2. Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых (В.Гюго).

3. Трибун и поэт он учил всех людей любить жизнь, красоту, правду и Францию (М.Горький).

Вступительная беседа.

- Сегодня наш урок посвящён Виктору Гюго, классику французской литературы. Наша цель - познакомиться с личностью великого писателя и поэта, гражданина Франции, который своё назначение как поэта и писателя видел в защите слабых, униженных и оскорблённых, в воспитании самых лучших качеств в человеке.

Виктор Мари Гюго родился в 1802 году в г.Безансоне в семье наполеоновского офицера и жил в эпоху исторических потрясений Великой французской революции, в эпоху наполеоновских войн.

- Кто такой Наполеон? Чем знаменит в истории?

- В каком году произошла французская революция? Какое значение она имела во Франции? (задание А на с.33 учебника).

Именно в такое великое необычное время не только для Франции, но и для всего мира жил В.Гюго.

- О чём необычном из жизни и личности Гюго вы узнали из прочитанного дома текста? (задание B-1 на с.34 учебника).

- Прочитаем цитаты к творчеству Гюго. В конце урока выберем ту, которая больше подходит к нашему разговору.

- Какие прозаические, известные всему читающему миру произведения написал Гюго? (1820г.- «Бюг-Жаргаль», 1831г.- «Собор Парижской Богоматери», 1861г.- «Отверженные»).

- Эти произведения о тяжёлой доле социальных низов Франции. В.Гюго писал не только прозаические произведения, но и стихи. Из-под его пера вышло несколько сборников стихов. Примером его проникновенной философской лирики является стихотворение- гимн «Впустите всех детей…».

- Что такое гимн? (Индивидуальное задание).

- Почему стихотворение названо гимном?(вопрос B-2 на с.34 учебника). (Гимн детству как вечному будущему человечества).

2.Выразительное чтение стихотворения учителем или заранее подготовленным учеником.

3. Словарная работа. Дома отметили слова, значение которых непонятно. Объяснение значения слов.

Аналитическая беседа.

- В стихотворении изображено два мира: мир детей и мир взрослых, их «гонителей», как назвал их Гюго.

Работа в парах. Отметьте строки, слова, которыми он описывает мир детей и мир взрослых-«гонителей».

Мир детей Мир гонителей

резвый детский смех насколько вы безумны

игры их и крики дом опустелый и немой

голос труд усладит где кровь течёт рекой

Улыбка как светоч в темноте ночной бессмертье – тлен, тщеславие, забава.

- Какими поэтическими средствами передаёт контраст между этими мирами. (антитеза, эпитет, метафора, сравнение).(вопрос А -1 на с.34 учебника).

- Найдите в тексте ответ на вопрос: Чем именно привлекают дети поэта? (вопрос А-2 на с.34 учебника).

«Ваш голос труд мой усладит»;

«Мне взор ваш заблестит, как в полдень луч в зените»;

«Лишь детский смех, звуча в душе поэта, Глубинный хор не заглушит».

- Объясните, как вы поняли эту фразу.

«Каждый, в хоровод детей войдя чудесный, душой становится нежной»;

«Улыбка детская нужна поэту, как светоч в темноте ночной»;

«Веселье детское и в мирной жизни сладость»;

«Среди детей ничто не увядает, и лютик, радуясь, быстрее раскрывает свой золотистый лепесток»;

«Поэзию дают резвящиеся дети».

- За что «гонителей детей» поэт называет безумными? ( вопрос А-3 на с.34 учебника).

- Каким вы представляете лирического героя стихотворения? При ответе используйте текст стихотворения (вопрос А-4 на с.34 учебника).

- Прочитайте последнюю строфу. Почему в последней строфе автор словно уходит от темы «взрослые и дети»?

- В чём же заключается этот более широкий аллегорический смысл призыва «Впустите всех детей…»? (вопрос А-5 на с.34 учебника).

- В каких ещё произведениях, прочитанных нами, противопоставляется мир взрослых и детей? (вопрос А-6 на с. 34). («Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Оленьи рога» Ю.Казакова, «Дети подземелья» В.Г.Короленко).

- Чем похожи эти произведения?

- Чем отличаются? (вопрос А-6 на с.34).

5. Итог урока. Да, иногда взрослые и дети не совсем понимают друг друга, но если прислушаться друг к другу, поставить себя на место другого, пойти на компромисс, взаимопонимание восстановится.

- Понравилось вам стихотворение В.Гюго? Чем?

- Какая из прочитанных цитат может служить эпиграфом в нашему уроку? Ответ обоснуйте.

6. Домашнее задание: найдите 1-2 стихотворения В.Гюго, прочитайте, напишите отзыв об одном из них.

Наши рекомендации