Контрольные и обучающие работы по развитию речи

1. Обучающее изложение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» (2 часа).

2. Обучающее сочинение-описание «Характеристика главного героя» по рассказу Чехова «Человек в футляре».

3. Обучающее сочинение – анализ стихотворения (по выбору учащихся: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов).

4. Контрольное сочинение – анализ эпизода в сказке А.Экзюпери «Маленький принц».

5. Обучающее сочинение-рассуждение по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» (ответ-рассуждение на вопрос Е 2 стр.230).

6. Домашнее сочинение-рассуждение «Прав или не прав главный герой баллады Шиллера «Перчатка?»

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Виды творческих работ в 6 классе:

К теме «Былины»: сочини свою былину; представь, каким мог бы быть Памятник одному из героев былин, опиши его, объясни, почему именно такой.

К произведениям А.Экзюпери «Маленький принц», М.Ю.Лермонтова «Парус», «Утёс»: «защити» свой рисунок, поделку, альбом.

К рассказу И.А.Бунина «Лапти»: представь, что ты – психолог и объясни действия главного героя; детский врач – расскажи о болезни ребёнка, построй диалог врача с матерью.

К повести А.Экзюпери «Маленький принц»: представь, что ты – житель планеты Маленького принца, расскажи, что ты увидел, услышал, почувствовал?

К роману А.С.Пушкина «Дубровский», Рытхэу «Хранитель огня»: напиши письмо от лица литературного героя или литературному герою (оцени поступок, посоветуй, поддержи…).

Интервью с литературным героем: с Сильвио (Пушкин «Выстрел»); с Беликовым (Чехов «Человек в футляре»), (Рытхэу «Хранитель огня» и др.)

Составление викторин, кроссвордов (по теме, по всему тексту, по главам. Например, «Герои сказки Экзюпери», «Внимательный ли ты читатель?»; «Кому принадлежат эти вещи?»).

Составление синквейнов: «Сильвио» (Пушкин «Выстрел»), «Лесной царь» (Жуковский «Лесной царь», «Война» (к уроку «Мы помним»).

Расскажи о писателе, поэте, используя статью учебника и дополнительную литературу (Интернет).

Оформите (в группах) тематические портфолио: «Былины», «Русская поэзия первой половины XIX века» и т.д.

Формы контроля:

Текущий: по всем темам.

Тематический:

по теме «Как отражается таинственное в судьбе человека» (тест «Особенности баллады»);

по теме «О чём и о ком рассказывает литературное произведение» (тест «Герои литературных произведений»).

Итоговый:

контрольная работа в конце учебного года в виде вопросов и творческих заданий по итогам изучения литературы в 6 классе.

В качестве технологии обучения используетсятрадиционная технология – Технологиякомплексного использования средств обучения.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педагогических технологий:

технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

1. Создание кластеров на обобщающих уроках, кластеры дают возможность наглядно представить образ литературного героя или какого-либо понятия. Например, кластеры «Дубровский», «Сильвио», «Лирический герой».

2. Создание синквейнов, когда необходимо сжать полученные знания и эмоции до нескольких слов и фраз, найти самое главное и ценное. Например, А.П.Чехов «Человек в футляре» - синквейны: «Беликов», «Футлярщина».

3. Заполнение сопоставительной таблицы, таблицы «ЗХУ» («знаю», «хочу узнать», «узнал»).

4. Приём «чтение с остановками», прогнозирование дальнейших событий через анализ заголовка и т.д.

компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT или использование готовых по некоторым темам курса, см.выше); использование CD-дисков и DWD-дисков по предмету;

проблемно-диалогическое обучение (постановка и разрешение проблемной ситуации; различные виды диалога).

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

· фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

· групповая (учащиеся работают в группах, когда нужно провести какое-либо исследование по тексту, обобщить информацию, предложить идеи);

· парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля);

· индивидуальная (консультации).

Методы: репродуктивный, чтение литературного произведения, анализ литературного произведения, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами, претворение литературных произведений в других видах искусства, литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной), одним из главных методов в работе с учениками 6 класса является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в:

активизации художественного восприятия;

формировании художественных переживаний средствами искусства;

формировании художественных склонностей и способностей школьников.

Данный метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся. Им можно воспользоваться и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:

выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;

обучение выразительному чтению учащихся;

чтение учителем художественного текста с комментарием;

беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);

творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:

чтение художественных текстов дома и в классе;

выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;

заучивание наизусть;

активное слушание текста;

составление плана; образное воспроизведение эпизодов;

близкие к тексту пересказы;

художественное рассказывание;

иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;

рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.

Литература

Литература для учащихся

1. Тексты художественных произведений, обозначенные в авторской и в рабочей программе.

2. Тексты художественных произведений для уроков внеклассного чтения, обозначенные в авторской и в рабочей программе.

3. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Учебник по литературе 6 класс в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.

4. Е.И.Матвеева. Литература. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Эксмо, 2009.

5. Литература. Тесты. 6 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.

Литература для учителя

1. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2008.-64с.

2. Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 5-6 уроки. CD-ROM for Windows.

3. Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 7-8 уроки. CD-ROM for Windows.

4. Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8-11кл.»

5. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008. – 208с. – (АВС. Все уровни ЕГЭ).

6. Литература. Тесты. 6 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.

Преподавание литературы в 6 классе предполагает три ракурса:

· развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретённых в 5 классе;

· формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений и навыков;

· учёт в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Программа 6 класса строится не по хронологическому принципу, так как учащиеся ещё не владеют необходимым объёмом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагает поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Так в 6 классе авторы предлагают следующие проблемные вопросы или утверждения: «Как появилась поэзия и проза», «О чём и о ком рассказывает литературное произведение», «Как человек понимает мир и себя», «Как отражается таинственное в судьбе человека», «Как человек относится к людям и ко всему живому», «Отражение социальных проблем в литературе». Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.

В основу каждого этапа (класса) программы Г.В.Москвина и др. заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея. В 6 классе – это осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов.

Цели и задачи формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для этого класса понятийного аппарата. Понятийный аппарат 6 класса включает в себя – тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой; персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения.

В основу каждого этапа (класса) программы Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея. В 6 классе – это осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов. Цели и задачи формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для этого класса понятийного аппарата.

Формирование деятельностной компетенции достигается учащимися в процессе овладения определёнными умениями в ходе изучения литературы.

Формируемые умения в 6 классе:

· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

· давать характеристику героев;

· анализировать художественный текст;

· сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев.

Учащиеся 6 класса должны:

Знать/понимать:

авторов и содержание изученных по программе литературных произведений;

образную природу словесного искусства;

смысл понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность, ложь и истина;

смысл и значение понятийного аппарата для 6 класса: тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой; персонаж, лирический герой; поэзия и проза; основы стихосложения.

Уметь:

отличать произведения разных жанров (рассказ, повесть, стихотворение, былина);

применять теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста;

воспринимать художественный текст;

выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

выражать своё отношение к прочитанному;

составлять и вести диалог с учителем, одноклассником;

определять стихотворный размер (ямб, хорей).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

· ведения диалога с учителем, сверстниками;

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

· поиска нужной информации о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернет);

· осознания значения вечных ценностей (на примере изученных произведений и/или на жизненных впечатлениях).

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Наши рекомендации