Урок 2. «Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Можно ли выжить на необитаемом острове?»
1. Беседа. «Погружение» в тему урока.
- Понравилось то, что прочитали дома?
- Какие эпизоды особенно запомнились? Чем?
- Глава 10 написана в виде дневниковых записей. А что такое личный дневник? Зачем его пишут?
- Почему автор предлагает нам именно дневниковые записи Робинзона?
2. Проверка домашнего задания:
ответы на вопросы учебника, «тонкие» и «толстые» вопросы учащихся;
какие советы мог бы дать Робинзон Крузо другим людям, чтобы выжить в экстремальной ситуации?
3. Чтение главы 28. Беседа по содержанию.Вопросы для обсуждения:
- Чем закончились испытания нашего героя?
- Какие чувства испытывал Робинзон, когда возвращался домой? Докажите это словами текста.
4. Работа по группам.Обсуждаем два вопроса:
- Можно ли всё-таки выжить на необитаемом острове?
- Какие жизненные уроки преподносит нам история о Робинзоне Крузо?
5. Домашнее задание: доделать итоговую творческую работу; по желанию: создать рисунки или поделки к произведению.
Щегловская Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы
гимназия №1 г.Углич
Урок «А.П. Платонов. О писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»
Ход урока
1. Слово учителя о писателе (можно использовать портрет писателя; презентация 5-7 слайдов о писателе).
2. Работа с текстом рассказа. Беседа. Комментированное чтение отрывков текста. Словарная работа: лексическое значение слов; понятийный аппарат: сюжет, герой и др.
Талантливость мастера. Почему в первых строках рассказа Александр Васильевич Мальцев назван лучшим паровозным машинистом?
Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверяя помощникам? Что такое талант?
С помощью каких приемов показывает автор талант мастера?:
а) введение профессиональных слов (крейцкопф);
б) сравнение работы мастера с работой обычного человека;
в) прямое авторское утверждение о таланте мастера.
Мальцев и помощник. Когда Мальцев называет помощника по имени? Какие чувства владеют им в этот момент?
Почему следователь не верит мальчику?
Как изображает автор следователя?
Как анализирует случившееся Мальцев и Костя?
Как относится к правде Мальцева следователь?
Две правды | |
Правда Мальцева | Правда следователя |
И я тоже прав, я не виноват. | «Он прав» (Костя). |
Что же теперь будет? | |
Установка Тесла. «Я сел на стул в усталости, во мне мгновенно сгорела душа» | Мальцева посадили в тюрьму. Проведен эксперимент над человеком. «Мы вас благодарить не будем. Вы дали плохой совет: Мальцев опять слепой». Виноват тот, кто дал плохой совет. Есть ли у следователя душа? В волнении: «Я рисковал человеком, а он не вынес риска» |
Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?
Дальнейшая судьба Мальцева. Почему он постарел, похудел? Почему он грубо отталкивает Костю с его «доброжелательными словами»?
Зачем Костя взял Мальцева на паровоз? Как передает автор ощущение слепого Мальцева, вернувшегося к привычной работе?
Что же помогло Мальцеву вновь увидеть свет?
Какой смысл вложен в слова: «Веди машину до конца, Александр Васильевич, ты видишь теперь весь свет!»
Найдите последние слова рассказа. «Я боялся остановить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».
Что нового появилось теперь в отношениях героев?
А хотели бы вы изменить эту картину, чтобы мир стал «ручным», не требовал от человека постоянной борьбы? Тогда не будет радости преодоления! Выходит, что и ярость мира прекрасна.
3. Домашнее задание: подготовить ответ на вопросы «Какое значение в жизни Александра Васильевича имеет труд?» «Как вы понимаете смысл названия рассказа?»; индивидуальное задание: подготовить сообщение «Тема правды в рассказе».
Галкина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Белосельская сош Пошехонский район
Урок «Образы главных героев в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Ход урока
1. Проверка домашнего задания: конкурс на лучшего чтеца отрывка из прозаического произведения.
2. Беседа о героях рассказа.
- Сколько мальчиков было у костра?
- Расскажите о каждом из них. Выделите в описании каждого мальчика то, что особенно привлекло рассказчика. Можно ли сказать, что рассказчик – очень наблюдательный человек? Обоснуйте свою точку зрения.
- Кто из мальчиков заинтересовал тебя больше всего? Чем именно? Опиши этого героя подробно.