Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
- Обладал ли этими качествами Робинзон? Когда проявлял себя как гуманист?
– Вспомните, как проявил себя Робинзон по отношению к приговорённым пиратам? Какие черты характера проявляются в этом поступке? Как, по-вашему, повлияли ли взгляды автора на характер своего героя? (Робинзон – это мудрый и добрый человек. Он даже к врагам своим проявляет милосердие)
– Как же закончилась история Робинзона? (Робинзон и Пятница были спасены англичанами). Краткий пересказ.
– Как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа? (положительного).
- Можем ли мы назвать его героем и почему? (конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь).
– Все ли поступки Робинзона можно охарактеризовать как положительные? Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры (в данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу).
– Какие качества Робинзона помогли ему остаться человеком?
– Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку? (Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм).
– Подытожим нашу беседу и сделаем некоторые выводы:
1. Каким был герой в начале своей жизни на острове?
2. Сейчас я вам прочитаю шуточное стихотворение английского поэта Роберта Грейвза “Робинзон Крузо”. Можно ли сказать, что герой стихотворения похож на героя Д.Дефо? Аргументируйте свой ответ.
Один-одинёшенек жил Робинзон
На острове необитаемом.
Бродил по безлюдному острову он
И был его полным хозяином.
Он шил себе платье из козьих шкур,
Питался одною козлятиной
И был чрезвычайно печален и хмур
От этой еды обязательной.
Бывало, весь день на скале он сидит,
Тоскует и с места не сдвинется,
Ворчит, что пропал аппетит и твердит
Своей длиннохвостой любимице:
- Ах, милая кошечка, я изнемог.
Пойми, мой дружок полосатенький,
Так хочется мне хоть разок, хоть разок
Потешить себя поросятинкой!
3. Как изменяется герой в конце романа? Что повлияло на это? Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?
– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона
7. Домашнее задание: письменная работа (по выбору): Чему научила вас эта книга? или Задание Ж (часть 2 стр. 113).
Петрова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Каменниковская сош Рыбинский район
Урок 1. «Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Кто он такой – Робинзон Крузо?»
Итоговая творческая работа:
- сочинение-рассуждение по вопросу В (2) с.112 или Ж с.113 учебника;
- по желанию: викторина по содержанию «Внимательный ли ты читатель?»
Ход урока
1. Слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся с английским писателем Даниелем Дефо и его знаменитым романом. Нам предстоит прочитать главы его замечательного романа «Робинзон Крузо». Итак, роман. К какому роду литературы (эпос, лирика, драма) он относится? Чем роман отличается от рассказа? повести? (проверка домашнего задания – чтение статьи учебника на с.66-67).
2. Чтение главы 1. Беседа по содержанию.Вопросы для обсуждения:
- Это первая глава большого произведения. Какую роль она играет? Что мы узнаём из неё?
- От чьего лица ведётся повествование?
- Что мы узнаём о главном герое при первом знакомстве? (18 лет; очень любит море и родителей, но ради моря и путешествий убегает из дома).
- Что вкладывает юный герой в понятие «любил море»?
«завидовал матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание»
«по целым часам простаивал на морском берегу»
любил «не отрывая глаз рассматривал корабли»
«мечтал о морских путешествиях»
«казалось счастьем скитаться по морям и океанам»
- Юноша всё же покидает родителей. Какие чувства испытывает он, вспоминая позже этот момент? (ему было плохо, он переживал, но пока не раскаивается).
- Какие слова использует рассказчик, чтобы показать нам, читателям, что герой поступил плохо? (недобрый час, дурной поступок, бессовестно покинул, пренебрёг советами родителей, нарушил сыновий запрет).
- Предположите, что будет дальше (беда, наказание, осознание своей вины). Что вам подсказывает? («скоро пришлось раскаяться в том, что сбежал из дома»).
3. Чтение главы 2. Беседа по содержанию.Вопросы для обсуждения:
- Какую характеристику Робинзону даёт отец его приятеля? («вы трусливы, избалованы, падаете духом при малейшей опасности»).
- Соглашается ли сам Робинзон Крузо с такой характеристикой? (да). Поразмышляйте, как же тогда наш герой справится с трудностями и опасностями на необитаемом острове? (возможно, он должен измениться, чтобы выжить…).
- Почему же молодой человек не вернулся домой, к родителям, по совету взрослого опытного человека? (ему стыдно). Почему? Как объяснял он это, став взрослым? (стр.73 конец главы 2).
4.Чтение главы 5. Беседа по содержанию.Вопросы для обсуждения:
- О чём узнаём из этой главы?
- Чем занимался Робинзон в Бразилии? Успешным ли было его предприятие? - Что позволило ему достичь такого результата? (изучение и производство сахара, изучение испанского языка, большое общение). То есть школа жизни была серьёзная, он многому научился. Представим себе: а если бы он не оказался в Бразилии, как это могло сказаться в дальнейшем? Поразмышляйте.
- Как он оказался на корабле, плывущем в Гвинею? Как он сам оценивает свой поступок? («я всегда был виновником собственных несчастий»).
- Чем закончилось его путешествие в Гвинею?
- Что чувствовал Робинзон, когда понял, что остался жив? (выборочное чтение).
- Как понимаете фразу: «Хоть я и спас свою жизнь, но не спасся от несчастий, лишений и ужасов»?
5. Домашнее задание: прочитать главы 10, 21, 26, 27 и ответить на вопросы с.93: Б 1,2,3, стр.104: Б 1,2; составить советы от Робинзона: что нужно сделать в первую очередь в экстремальной ситуации (1 вариант), советы по сохранению здоровья (2 вариант) или написать письмо от Робинзона Крузо о том, как он выжил на острове; индивидуально: составить 3 «тонких» вопроса и 1-2 «толстых» вопроса (приём из технологии «РКМЧП»).