Урок «Как строится сказка. Сказка о животных «Лиса и тетерев». Особенности сказок о животных»

1. Проверка домашнего задания. (Г с.22)

Дома вам предлагалось подумать над заданием Г на с.22. Какие выводы вы сделали?

Почему во многих сказках используется число 3?

Попробуйте объяснить традиционность использования похожих элементов в волшебных сказках. Приведите примеры.

Работа с учебником: статья на с.22 – 25

Задание. Прочитайте материал статьи, выпишите основные понятия и их определения.

Волшебные (сказочные) герои.Главные герои волшебных сказок – добрые и злые.

Волшебные помощники.Существа, которые приходят на помощь главным героям в борьбе со злом.

Волшебные предметы и волшебные средства.Предметы, обладающие волшебной силой. Они помогают герою победить зло.

Зачин.Начало сказки, в котором объясняется, где и когда происходит действие сказки.

Концовка. Традиционное завершение сказки.

Троекратное повторение. Волшебный закон сказки.

Присказка.Не рассказывает, а сопровождает события. Может располагаться в начале, середине или конце сказки.

Работа по заданию Д (с.25). Иллюстрация на с.24.

Чтение и анализ сказки «Лиса и тетерев»

Задание перед чтением сказки:

Вспомните, какие типы сказок бывают в устном народном творчестве. При ответе на этот вопрос обратитесь к материалу учебника на с.17.

Как вы понимаете слово «иносказание»? Вспомните, какими чертами характера наделяет народ лису, а какими тетерева. Можем ли мы предугадать события сказки?

Чтение по ролям (предварительное индивидуальное задание).

Беседа по тексту.

Подтвердились ли наши догадки?

Какой представлена в сказке лиса? Какова ее цель? К каким хитростям она прибегает? Как она разговаривает (интонации, слова, выражения)?

Каков в сказке тетерев?

Чему учит эта сказка?

4. Сопоставление двух вариантов обработки сказки (Л.Н.Толстого и А.Н.Толстого). Выполнение заданий из рабочей тетради (часть 1. Раздел «Сказки», задание VI).

Какой из вариантов переложения русской народной сказки вам понравился больше? Объясните свой выбор.

Почему такие великие писатели обращались к жанру сказки?

Подведение итогов урока.

Вспомните, как строится сказка (см. тетрадь). Есть ли такие элементы в сказке «Лиса и тетерев»? Почему они отсутствуют?

Что позволяет нам отнести это произведение к жанру сказок?

Самостоятельно сформулируйте несколько «законов» построения сказок о животных («говорящие» животные и традиционность их характеров, ситуация победы добра над злом, честности над ложью и хитростью и т.д., иносказательность сказок о животных, поучительный смысл).

Подтвердите правильность ваших выводов на примере других сказок.

6. Домашнее задание.

1. Пересказ статьи учебника «Как строится сказка» (с.22 – 25).

2. Сказка «Как старик домовничал», задания А (с.27), Б и В (с.28).

Петрова Наталия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Каменниковская сош Рыбинский район

Материалы к уроку по теме «Фольклор»

Тест: Малые жанры фольклора

Задание 1. Соотнесите определения с соответствующими названиями жанров.

1) Жанр детского фольклора, шутливые стишки – … а) фольклор

2) Фольклорный и литературный эпический жанр, б) потешки

в котором отражены в мифической форме события, в) легенда

имевшие место в действительности – …

3) Произведения устного народного творчества – …

Задание 2. Укажите жанр, который не относится к малым фольклорным.

а) легенда б) поговорка

в) песня г) потешки

Задание 3. Укажите, к каким областям человеческой деятельности применимо понятие «фольклор».

а) к спорту б) к туризму

в) к литературе г) к образованию

Задание 4. Выберите наиболее точное определение пословицы.

а) …рассказ о каком-либо событии

б) …краткое изречение с назидательным содержанием

в) …краткое изречение, которое делает нашу речь образной и выразительной

Задание 5. Завершите утверждение: Вопрос или задание, требующее разгадки – это …

а) поговорка б) потешка

в) загадка г) пословица

моё отношение к тестам!!!!!

Задание 6. Приведите примеры пословиц _____________________________________

Задание 7. Отгадайте загадки и впишите ответы в соответствующие строки

Предметы быта: _____________________________________________________________

Явления природы:____________________________________________________________

Сельское хозяйство: __________________________________________________________

  1. Без рук, а рисует, 5. Повернулось к солнцу

Без зубов, а кусает. Золотое донце.

  1. Крашеное коромысло над рекою повисло. 6. Посреди двора стоит копна,
  2. Раскалённая стрела Спереди – вилы, сзади – метла.

Дуб свалила у окна. 7. Без рук, без ног под лавку – скок.



  1. В землю – блошкой, 8. Сверху дыра,

Из земли – лепёшкой. Снизу дыра,

А посередине – огонь и вода.

Задание 8. Соотнесите произведение устного народного творчества с его жанром.

1) Без головы, а в шляпе. а) пословица

2) Вилами на воде писано. б) загадка

3) Яблочки от яблоньки недалеко падают. в) поговорка

Задание 9. Распределите данные пословицы по темам. Вспомните 1-2 другие пословицы на эти же темы.

О труде:______________________________________________________________________

О дружбе:_____________________________________________________________________

О хитрости:___________________________________________________________________

а) Терпение и труд всё перетрут

б) Говорит направо, а глядит налево

в) Старый друг лучше новых двух

Задание 10. Завершите пословицы, подбирая (в рифму) подходящее продолжение.

  1. И вашим и нашим________________________________________________________
  2. В лесу жить,_____________________________________________________________
  3. Когда ни умирать,________________________________________________________

а) лешим слыть. г) у матери болит.

б) день терять. д) за копейку спляшем.

в) а узелок-то тут. е) будет и великий пост.

Задание 11. Объясните смысл пословицы.

а) Тише едешь – дальше будешь:______________________________________________

б) Семь раз отмерь, один раз – отрежь:_________________________________________

в) Не всё коту масленица – будет и великий пост:________________________________

Наши рекомендации