Понятие наименования места происхождения товара (нмпт).
НМПТ так же, как и товарные знаки, являются средством индивидуализации товаров, при этом особые свойства товаров связаны с данной географической местностью. В Законе РК о товарных знаках приводится следующее определение: «Наименование места происхождение товара — это географическое указание, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом связаны с местом его производства, включая природные условия и/или человеческие факторы». В ст. 26 Закона РК о товарных знаках дается представление о том, какие обозначения могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ. Это могут быть названия стран, населенных пунктов, местностей, гор, рек и других географических объектов. Наименования мест происхождения товаров могут быть представлены в виде словесных обозначений, состоящих либо только из названия местности («Полюстрово», «Сарыагаш», «Боржоми»), либо из названия географического объекта и указания на видовое (родовое) обозначение («Аксайская минеральная вода», «Уральские самоцветы»). В качестве НМПТ может быть официальное современное или историческое название географического объекта, а также производное от них («Цейлонский чай», «Будвайзер Будвар», «Будеевицки Будвар» и т.д). Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано только в отношении товара с особыми свойствами, отличающими данный товар от аналогичных товаров, местом производства которого является определенный географический объект. Особые свойства могут быть обусловлены характерными для этой местности климатическими, геологическими или иными природными условиями и наличием в географическом объекте исходного сырья («наманганские яблоки», «акмолинская пшеница», «карагандинский уголь»). Особые свойства могут определяться наличием в данном месте людей (коллектива), способных изготавливать товар традиционным способом («Вологодские кружева», «Гжель»). В случаях, когда особые свойства товаров определяются только человеческими факторами, НМПТ могут быть неустойчивыми и при определенных условиях превращаются в видовые («пражская ветчина», «одеколон»). Не могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ (в соответствии со ст.27 Закона РК о товарных знаках) обозначения: 1. являющиеся названием географического объекта или содержащие такое название, вошедшее в РК во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления («Жигулевское пиво», «Краковская колбаса», «Голландский сыр»); 2. представляющие собой географические указания, способные ввести в заблуждение относительно места производстватовара, например, водка «Московская» для производителей РК; 3. формально указывающие на истинное место производство товара, но дающие ошибочное представление о том, чтотовар происходит с другой территории («Уральские самоцветы» для заявителей РК). Товарный знак, в отличие от НМПТ, призван связывать свойства и качество товара с конкретным его производителем, а не особыми свойствами географической среды места его производства. В отличие от товарных знаков и знаков обслуживания к НМПТ не предъявляется требование новизны. Это объясняется тем, что названия географических объектов, включающиеся в обозначения товаров, не являются новыми. Наоборот, именно потому, что они известны потребителю и связываются им с определенными свойствами товара, который производится в данной местности, они и подлежат правовой охране. По этим же причинам к НМПТ не применяется и понятие приоритета.ьУказание происхождения — это любое обозначение, сопровождающее товар высокого качества, указывающее на место его происхождения (изображение Эйфелевой башни — для Парижа, статуи Свободы — для Америки, Золотого человека — для Казахстана).
ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
Товарный знак, - обозначение, зарегистрированное или охраняемое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических или физических лиц». Различает несколько видов товарных знаков. По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными (оригинальные слова и короткие фразы), изобразительными (разнообразные значки, рисунки, изображения), объемными (оригинальная форма изделий или их упаковки) и комбинированными (сочетающими в себе элементы названных выше знаков). Наиболее многочисленную группу составляют словесные товарные знаки. К ним относятся отдельные слова, реально существующие в языках (например Рахат, Кызылжар, Advanture), или искусственно образованные, фантазийные слова (Пенталгин, Кармет), а также словосочетания (например, Чингиз хан, Снежная королева) и целые фразы или лозунги-слоганы (например digitall yours). Могут быть использованы имена, названия животных, географических и других объектов. Буквенные и цифровые товарные знаки в силу невысокой степени различительной способности гораздо менее употребительны. При этом необходимо иметь в виду, что не регистрируются обозначения, не имеющие словесного характера, если они содержат менее трех символов. Например, обозначение «XX» не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, а обозначения «ХОХ» или «A7G» подлежат охране. Изобразительные товарные знаки представляют собой, как правило, стилизованные изображения живых существ (например человека, верблюда, снежного барса) или неодушевленных предметов (например юрты), изображения сказочных существ (например дракона), различные художественные композиции, фигуры различных форм. Объемные товарные знаки представляют собой трехмерные объекты, изображенные на плоскости. Обычно в качестве объемных товарных знаков охраняются оригинальные упаковки товаров (например флакон для духов, бутылка для напитков). Комбинированные товарные знаки включают различные комбинации изобразительных, словесных и объемных элементов (например изображение воина на крылатом барсе в сопровождении слов «ОТАНДЫК МАРКАСЫ»). Кроме перечисленных выше видов товарных знаков существуют так называемые сенсорные (звуковые, световые, обонятельные) и другие виды товарных знаков. Они могут быть зарегистрированы лишь при условии возможности их четкой и неоднозначной идентификации. В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различаются индивидуальные и коллективные товарные знаки. По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. В частности, необходимым условием их признания и охраны является обязательная государственная регистрация обозначения. Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров. Основной смысл выделения общеизвестных товарных знаков заключается в том, что таким знакам обеспечивается правовая охрана еще до их регистрации.