Рекомендуемые произведения для игр-этюдов
Гигиена:
«Теплою водою» (потешка)
И.Демьянов «Замарашка»
А.Кондратьев «Зеркало»
Р.Сеф «Мыло»
Э.Мошковская «Уши»
Г.Лагздынь «Солнце рано утречком»
И.Токмакова «Гном»
Р.Куликова «Мыло»
Прием пищи:
Г.Лагздынь «Куклу кормили?»
О.Дриз «Ну и каша!»
Э.Мошковская «Маша и каша»
С.Капутикян «Кто скорее допьет?»
«Ножками потопали» (потешка)
А. Прокофьев «Вечером»
Г. Лагздынь «Просто объеденье!»
И. Токмакова «Ай да суп»
Опрятность:
«Уж я косу заплету» (потешка)
«Где мой пальчик?» (потешка)
«Мне уже 4 года» (потешка)
«Завяжу потуже шарф» (потешка)
В.Бардадым «Вот как Галю одевали»
Г.Лагздынь «Одевали малыша»
С.Капутикян «Пожалейте нас!»
Э.Успенский «Мальчик стричься не желает»
Э. Мошковская «Митя и рубашка»
Е.Благинина «Как у нашей Ирки»
Э.Мошковская «Митя и рубашка»
Бережное отношение к вещам и игрушкам:
К.Жанэ «Братишки»
А.Шибаев «Подружки»
И.Муравейка «Я сама!»
М.Александрова «Что взяла, клади на место!»
А.Барто «Лошадка»
Е.Благинина «Приходите, поглядите»
Н.Глазкова «Танечка-хозяйка»
«Мальчик Петя» (потешка)
Проблемные педагогические ситуации:
Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Особенности проблемных ситуаций:
- кратковременность развертывания и течения.
- гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь» и «теперь».
- может длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей.
могут быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в целом.
- включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу.
Виды проблемных ситуаций:
- Ситуации морального выбора.
- Ситуации общения.
- Проблемные ситуации социальной направленности.
- Проблемные ситуации познавательной направленности.
- Ситуации взаимодействия.
- Игровые ситуации.
Ядро проблемной ситуации
Проблемные вопросы, которые могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности осуществляемого действия, развитию сообразительности у детей.
Временные нормативы по продолжительности ситуаций
Возрастная группа | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Режимные моменты |
Младшая группа | 3-5 мин | До 10 минут | 2-3 мин. |
Средняя группа | 5-7 мин. | До 15-20 мин. | 3-5 мин. |
Старшая группа | 7-10 мин. | До 25-30 мин. | 5-7 мин. |
Подготовительная | 10-12 мин. | До 30-40 мин. | 5-7 мин. |
Методы совместной деятельности (старший дошкольный возраст)
- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Использование метода проектов.
- Использование метода коллекционирования.
- Использование театрализованной деятельности.
- Использование литературно-игровых форм.
- Самостоятельная деятельность детей.
Ситуационные задачи
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Логика ситуационной задачи:
Ознакомление – Понимание –Применение – Анализ – Синтез – Оценка
Ядром задачи становится проблемный вопрос
Типы ситуационных задач
- построение задач на основе программного содержания по ОО;
- практико-ориентированные задачи, требующие экспериментирования и прикладных действий от дошкольников;
- из реальной жизни, из условий происходящего с детьми на улице, в помещении, дома;
- на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.
Речевые клише, которые становятся началом ситуационной задачи
Ознакомление:
- назови основные части тела человека, основные моменты режима твоего дня и т.п.
- сгруппируй…
- составь классификацию (разложи, объедини)…
- расположи в определенном порядке…
- перескажи…- вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…
Понимание
- объясни причины того, что…
- что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)…
- покажи связи, установи связи…
- что будет дальше, как ты думаешь…
- расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж…
- приведи пример того, что…
- составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестрички)…
- из взрослых ты остался один в садике, составь меню для маленьких детей (своего маленького братика, сестрички)…
- изобрази как это будет…
- смоделируй ситуацию…
- предложи способ, позволяющий…
- сравни и объясни разницу или общее…
- давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе…
- давай проведем эксперимент, подтверждающий что…
- объясни младшему брату или сестренке как себя вести, что делать в этой ситуации…
Анализ
- составь правила здоровья или правильного поведения на улице, если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной, светофором и т.д.
- разложи по группам, по ячейкам картинки…
- сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот этом случае, как ты обобщишь их…
- найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке, и т.д.)…
- послушай, пожалуйста, один персонаж говорит так…, а второй по-другому, вот так…, чье мнение тебе правильнее, больше тебе понятно, с кем из персонажей ты согласен…
Синтез
- предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий, новый вариант зарядки, чтобы взбодриться, новые правила поведения в группе, в природе, на улице и т.п.
- найди необычный способ для того, чтобы научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды, не бежать по лестнице, не толкаться и т.п.
- придумай игру, которая…
- покажи или расскажи, что будет с куклой, твоим любимым игровым персонажем, если не лечить его, если не будет мыть руки и лицо, расчесываться, следить за собой, спать днем, убирать игрушки…
- представь, что ты самый умный, самый-самый всезнайка, что ты скажешь по этому - поводу… (выскажи свое мнение).
Оценка
- какое из решений, предложенных ребятами, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья…
- что в этом решении тебе не очень нравится, понятно, заставляет задуматься…
- проверь, стал ли воздух в нашей группе чище, вымыли ли ребята руки, вытерли ли их полотенцем, чисто ли в группе…
- как узнать накормлены ли рыбки, попугай…сыт ли ты сам…
- как узнать, правильно мы сделали или нет…
Метод проектов
Метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
- Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
- Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.