Рекомендуемые произведения для игр-этюдов

Гигиена:

«Теплою водою» (потешка)

И.Демьянов «Замарашка»

А.Кондратьев «Зеркало»

Р.Сеф «Мыло»

Э.Мошковская «Уши»

Г.Лагздынь «Солнце рано утречком»

И.Токмакова «Гном»

Р.Куликова «Мыло»

Прием пищи:

Г.Лагздынь «Куклу кормили?»

О.Дриз «Ну и каша!»

Э.Мошковская «Маша и каша»

С.Капутикян «Кто скорее допьет?»

«Ножками потопали» (потешка)

А. Прокофьев «Вечером»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмакова «Ай да суп»

Опрятность:

«Уж я косу заплету» (потешка)

«Где мой пальчик?» (потешка)

«Мне уже 4 года» (потешка)

«Завяжу потуже шарф» (потешка)

В.Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г.Лагздынь «Одевали малыша»

С.Капутикян «Пожалейте нас!»

Э.Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Е.Благинина «Как у нашей Ирки»

Э.Мошковская «Митя и рубашка»

Бережное отношение к вещам и игрушкам:

К.Жанэ «Братишки»

А.Шибаев «Подружки»

И.Муравейка «Я сама!»

М.Александрова «Что взяла, клади на место!»

А.Барто «Лошадка»

Е.Благинина «Приходите, поглядите»

Н.Глазкова «Танечка-хозяйка»

«Мальчик Петя» (потешка)

Проблемные педагогические ситуации:

Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Особенности проблемных ситуаций:

- кратковременность развертывания и течения.

- гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь» и «теперь».

- может длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей.

могут быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в целом.

- включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу.

Виды проблемных ситуаций:

- Ситуации морального выбора.

- Ситуации общения.

- Проблемные ситуации социальной направленности.

- Проблемные ситуации познавательной направленности.

- Ситуации взаимодействия.

- Игровые ситуации.

Ядро проблемной ситуации

Проблемные вопросы, которые могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности осуществляемого действия, развитию сообразительности у детей.

Временные нормативы по продолжительности ситуаций



Возрастная группа Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Режимные моменты
Младшая группа 3-5 мин До 10 минут 2-3 мин.
Средняя группа 5-7 мин. До 15-20 мин. 3-5 мин.
Старшая группа 7-10 мин. До 25-30 мин. 5-7 мин.
Подготовительная 10-12 мин. До 30-40 мин. 5-7 мин.

Методы совместной деятельности (старший дошкольный возраст)

- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

- Использование метода проектов.

- Использование метода коллекционирования.

- Использование театрализованной деятельности.

- Использование литературно-игровых форм.

- Самостоятельная деятельность детей.

Ситуационные задачи

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Логика ситуационной задачи:

Ознакомление – Понимание –Применение – Анализ – Синтез – Оценка

Ядром задачи становится проблемный вопрос

Типы ситуационных задач

- построение задач на основе программного содержания по ОО;

- практико-ориентированные задачи, требующие экспериментирования и прикладных действий от дошкольников;

- из реальной жизни, из условий происходящего с детьми на улице, в помещении, дома;

- на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.

Речевые клише, которые становятся началом ситуационной задачи

Ознакомление:

- назови основные части тела человека, основные моменты режима твоего дня и т.п.

- сгруппируй…

- составь классификацию (разложи, объедини)…

- расположи в определенном порядке…

- перескажи…- вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…

Понимание

- объясни причины того, что…

- что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)…

- покажи связи, установи связи…

- что будет дальше, как ты думаешь…

- расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж…

- приведи пример того, что…

- составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестрички)…

- из взрослых ты остался один в садике, составь меню для маленьких детей (своего маленького братика, сестрички)…

- изобрази как это будет…

- смоделируй ситуацию…

- предложи способ, позволяющий…

- сравни и объясни разницу или общее…

- давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе…

- давай проведем эксперимент, подтверждающий что…

- объясни младшему брату или сестренке как себя вести, что делать в этой ситуации…

Анализ

- составь правила здоровья или правильного поведения на улице, если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной, светофором и т.д.

- разложи по группам, по ячейкам картинки…

- сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот этом случае, как ты обобщишь их…

- найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке, и т.д.)…

- послушай, пожалуйста, один персонаж говорит так…, а второй по-другому, вот так…, чье мнение тебе правильнее, больше тебе понятно, с кем из персонажей ты согласен…

Синтез

- предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий, новый вариант зарядки, чтобы взбодриться, новые правила поведения в группе, в природе, на улице и т.п.

- найди необычный способ для того, чтобы научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды, не бежать по лестнице, не толкаться и т.п.

- придумай игру, которая…

- покажи или расскажи, что будет с куклой, твоим любимым игровым персонажем, если не лечить его, если не будет мыть руки и лицо, расчесываться, следить за собой, спать днем, убирать игрушки…

- представь, что ты самый умный, самый-самый всезнайка, что ты скажешь по этому - поводу… (выскажи свое мнение).

Оценка

- какое из решений, предложенных ребятами, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья…

- что в этом решении тебе не очень нравится, понятно, заставляет задуматься…

- проверь, стал ли воздух в нашей группе чище, вымыли ли ребята руки, вытерли ли их полотенцем, чисто ли в группе…

- как узнать накормлены ли рыбки, попугай…сыт ли ты сам…

- как узнать, правильно мы сделали или нет…

Метод проектов

Метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

- Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

- Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

- Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Наши рекомендации