Эмоциональный словарь детей 5–7 лет по четырем базовым эмоциям, который они осваивают на занятиях
Приложение 2
Конспект ООД «Путешествие по замку эмоций» для детей подготовительной группы
Задачи:
· речевое развитие:
· совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
· обогащать эмоциональный словарь (три его составляющие) по четырем базовым эмоциям: страх, интерес, удивление, радость;
· учить выразительно пересказывать короткие литературные тексты (небылицы);
· развивать экспрессивные средства выразительности;
· формировать опыт публичного выступления;
· социально-коммуникативное развитие:
· формировать умение понимать и обозначать словом свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
· закреплять умение соблюдать меры предосторожности;
· формировать сочувствие, отзывчивость;
· познавательное развитие:
· развивать воображение, творческую активность;
· формировать первичные представления о себе и других людях на основе личного опыта;
· художественно-эстетическое развитие:
· развивать чувство юмора;
· учить понимать внешние эмоциональные проявления человека на иллюстрациях, фотографиях;
· физическое развитие:
· упражнять в динамическом равновесии, ловкости;
· формировать смелость, решительность.
Оборудование: красные и зеленые жетоны (по количеству детей); медальки с фотографией Гномика (по количеству детей); видеоаппаратура и слайды с изображениями сказочного Гномика в разных эмоциональных состояниях.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мне по скайпу пришло сообщение от Гномика. Послушайте, что он пишет: «Я заблудился и оказался в старом замке. В нем я нашел волшебную книгу. В ней написано, что найти обратную дорогу сможет только тот, кто выполнит все задания, которые содержатся в книге». Гномик очень волнуется, что не сможет справиться с заданиями и вернуться домой.
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «страх»
Воспитатель: Посмотрите, он прислал нам свою фотографию. Как вы думаете, что чувствует Гномик? Какую эмоцию испытывает?
На экране демонстрируется изображение Гномика, который испытывает эмоцию «страх».
Воспитатель: Как вы думаете, Гномик очень сильно боится или чуть-чуть?
Дети отвечают. Воспитатель одобряет все ответы.
Воспитатель: Как можно сказать, что Гномик очень боится?
Дети: Он в ужасе.
Воспитатель: Как можно сказать, что Гномик чуть-чуть боится?
Дети: Он беспокоится, тревожится, волнуется.
Воспитатель: Наш Гномик, наверное, не в ужасе, но и не просто беспокоится. Ему страшно.
Воспитатель: Назовите сказочных героев или персонажей мультфильмов, которые тоже попали в опасную ситуацию, и им было страшно?
Дети называют имена героев.
Воспитатель: Какая это была ситуация? Что с ними произошло?
Дети пересказывают эпизоды сказок, рассказов, мультфильмов.
Воспитатель: Ребята, мы поможем Гномику?
Дети: Да!
Задание на информированность, воспроизведение знаний
Воспитатель: Первое задание трудное, потребует знаний, сообразительности и быстроты реакции.
Воспитатель проводит мозговой штурм: задает вопросы, на которые дети должны быстро дать ответ.
Вопросы и задания для мозгового штурма:
· Назовите пять музыкальных инструментов. (Дети отвечают по очереди: пианино, скрипка, маракасы, барабан, баян, флейта, бубен, гитара и т. д.)
· Как называется художник, который рисует портреты? (Ответ: портретист.)
· Назовите все гласные в слове «сумка»? (Ответ: у, а.)
· Спойте песенку из любой русской народной сказки. (Варианты ответов: «Я колобок, я колобок, румяный бок, румяный бок…«; «Ох, козлятушки, вы ребятушки, остаетеся вы без матушки…«; «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка…«)
· В какие игры играют с мячом? (Футбол, баскетбол, волейбол, пионербол, гандбол, гольф, регби, теннис.)
· Кто пишет музыку? (Ответ: композитор.)
· Чем питается медведь зимой? (Ответ: ничем, он спит и сосет лапу.)
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «интерес»
Воспитатель: Гномик наблюдал за тем, как вы выполняли задание. Он очень внимательно слушал, что вы отвечали, был сосредоточен. Посмотрите, он прислал нам новую фотографию.
На экране демонстрируется изображение Гномика, который испытывает эмоцию «интерес».
Воспитатель: Как вы думаете, что он чувствовал?
Дети: Интерес, любопытство.
Воспитатель: Да, ему было интересно, любопытно узнать ответы на вопросы. Интерес – одна из эмоций человека, которая связана с желанием узнать, понять что-то новое. Мы легко и с охотой занимаемся делами, если они нам интересны, мы хотим ими заниматься. Покажите, как вы с интересом наблюдаете за детьми, которые выполняют задание.
Воспитанники (2–3 человека) демонстрируют экспрессивный этюд.
Воспитатель: Покажите, как вы с интересом слушаете друг друга.
Воспитанники (2–3 человека) демонстрируют экспрессивный этюд.
Воспитатель: Бывает, что человеку интересно узнавать что-то новое, он увлечен тем, что открывает для себя. Как можно назвать такого человека, какой он?
Дети: Любознательный.
Воспитатель: Предлагаю вам выполнить следующее задание-испытание. Оно потребует смелости и решительности.
Задание-испытание
Дети с помощью красных и зеленых жетонов делятся на пары. Тот, кто вытащил красный жетон, должен пройти по скамейке с завязанными глазами. Тот, кто вытащил зеленый жетон, помогает ему, придерживает за руку, подсказывает. Задача игрока, проходящего по скамейке, – преодолеть тревогу, страх.
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «страх»
Воспитатель: Ребята, что испытывают люди, когда выполняют трудное и даже опасное задание?
Дети: Беспокойство, страх.
Воспитатель: А что они испытывают, когда преодолевают его?
Дети: Храбрость, решительность, смелость, бесстрашие, мужественность.
Воспитатель: Правильно. Вы тоже проявили смелость, решительность, храбрость, когда выполняли опасное задание. А теперь вспомните смелые поступки героев сказок или свои собственные.
Дети по очереди рассказывают о смелых сказочных героях или о своих смелых поступках.
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «удивление»
Воспитатель: Ребята, Гномик еще одну фотографию прислал. Посмотрите, что он чувствует, какую эмоцию испытывает?
На экране демонстрируется изображение Гномика, который испытывает эмоцию «удивление».
Воспитатель: Гномик удивляется, что мы не испугались, проявили решительность, бесстрашие и справились с заданием. Давайте покажем, как Гномик удивляется.
Воспитанники все вместе демонстрируют экспрессивный этюд: показывают, что они удивляются.
Воспитатель: А как выглядит человек, который удивляется?
На экране демонстрируется изображение людей, которые испытывают эмоцию «удивление». Дети рассматривают их и описывают внешние проявления: глаза расширяются, брови поднимаются, рот открывается.
Воспитатель: Иногда даже говорят, что человек от удивления вытаращил глаза или раскрыл рот. А как можно сказать, если человек очень-очень удивлен, не ожидал чего-то увидеть?
Дети: Был поражен, замер от удивления, остолбенел, был изумлен.
Воспитатель: Расскажите, чему вы когда-либо очень удивились?
Дети рассказывают о своем личном опыте.
Воспитатель: А как можно назвать человека, который делает что-то необычное и вызывает удивление?
Дети: Чудак.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Теперь вам предстоит выполнить последнее задание.
Задание-небылица
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать смешные, шутливые небылицы так, чтобы слушателям стало интересно и весело. При этом дети должны использовать разные средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику.
Примеры шутливых небылиц
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка.
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах сидит ворона
И соломинкой гребет.
У козла в бороде
Живут две лягушки.
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
Вот и кончились метели,
Табуретки прилетели,
На ветвях поют слоны, –
Здравствуй, первый день весны!
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «радость»
Воспитатель: Какое у вас стало настроение?
Дети: Радостное, веселое, шутливое.
Воспитатель: Гномик прислал еще одну фотографию.
На экране демонстрируется изображение радостного Гномика.
Воспитатель: Как изменился Гномик? Каким он стал?
Дети: Радостным, веселым, довольным.
Воспитатель: А как выглядит человек, что он делает, когда радуется?
На экране демонстрируются изображения (фото) радостных людей. Дети рассматривают их и описывают внешние проявления радости: широкая улыбка, веселые глаза, люди хлопают в ладоши, смеются, поднимают большой палец.
Воспитатель: Ребята, а когда вам бывает радостно?
Дети: Когда приходит мама, читаем книги, покупаем игрушку, сладости, играем.
Воспитатель: Как можно назвать человека, который часто радуется?
Дети: Весельчак, озорник, оптимист, шутник, хохотушка, добряк.
Воспитатель: Как можно сказать о человеке, который очень радуется?
Дети: Он ликует, он в восторге.
Воспитатель: Гномику тоже радостно. Можно сказать, что он ликует, в восторге! Вы ему помогли, и теперь он сможет вернуться домой!
На экране демонстрируется изображение ликующего Гномика, который бежит по дорожке.
Заключение
Воспитатель: Ребята, а какие качества вы сегодня проявили?
Дети: Сообразительность, любознательность, смелость, храбрость, решительность, заботу, взаимопомощь, радостность, веселость, юмор.
Воспитатель: Гномик в знак благодарности дарит вам медальки со своей фотографией, чтобы эти качества всегда были с вами.
Приложение 3