В чем особенности работы со старшими дошкольниками
В чем особенности работы со старшими дошкольниками
Чтобы расширять эмоциональную лексику старших дошкольников, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции: интерес, удивление, страх.
В приложении 1 представлен эмоциональный словарь старшего дошкольника. Для шести базовых эмоций дети данного возраста усваивают более сложные слова: «восторг», «ликование», «оптимист», «любознательный», «чудак».
На занятиях следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности. Для этого воспитатель просит детей давать на вопросы развернутые и обоснованные ответы. Важно, чтобы ребенок мог понятно и подробно рассказать о собственном эмоциональном опыте, произнести перед сверстниками выразительный монолог. При этом воспитатель обращает внимание на то, чтобы дошкольники использовали все средства экспрессии. Некоторые элементы занятия с детьми 5–7 лет повторяются, но усложняются. При этом необходимо вводить новые.
Работа со смайликами
Приложение 1
Эмоциональный словарь детей 5–7 лет по четырем базовым эмоциям, который они осваивают на занятиях
Приложение 2
Задание на информированность, воспроизведение знаний
Воспитатель: Первое задание трудное, потребует знаний, сообразительности и быстроты реакции.
Воспитатель проводит мозговой штурм: задает вопросы, на которые дети должны быстро дать ответ.
Вопросы и задания для мозгового штурма:
· Назовите пять музыкальных инструментов. (Дети отвечают по очереди: пианино, скрипка, маракасы, барабан, баян, флейта, бубен, гитара и т. д.)
· Как называется художник, который рисует портреты? (Ответ: портретист.)
· Назовите все гласные в слове «сумка»? (Ответ: у, а.)
· Спойте песенку из любой русской народной сказки. (Варианты ответов: «Я колобок, я колобок, румяный бок, румяный бок…«; «Ох, козлятушки, вы ребятушки, остаетеся вы без матушки…«; «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка…«)
· В какие игры играют с мячом? (Футбол, баскетбол, волейбол, пионербол, гандбол, гольф, регби, теннис.)
· Кто пишет музыку? (Ответ: композитор.)
· Чем питается медведь зимой? (Ответ: ничем, он спит и сосет лапу.)
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «интерес»
Воспитатель: Гномик наблюдал за тем, как вы выполняли задание. Он очень внимательно слушал, что вы отвечали, был сосредоточен. Посмотрите, он прислал нам новую фотографию.
На экране демонстрируется изображение Гномика, который испытывает эмоцию «интерес».
Воспитатель: Как вы думаете, что он чувствовал?
Дети: Интерес, любопытство.
Воспитатель: Да, ему было интересно, любопытно узнать ответы на вопросы. Интерес – одна из эмоций человека, которая связана с желанием узнать, понять что-то новое. Мы легко и с охотой занимаемся делами, если они нам интересны, мы хотим ими заниматься. Покажите, как вы с интересом наблюдаете за детьми, которые выполняют задание.
Воспитанники (2–3 человека) демонстрируют экспрессивный этюд.
Воспитатель: Покажите, как вы с интересом слушаете друг друга.
Воспитанники (2–3 человека) демонстрируют экспрессивный этюд.
Воспитатель: Бывает, что человеку интересно узнавать что-то новое, он увлечен тем, что открывает для себя. Как можно назвать такого человека, какой он?
Дети: Любознательный.
Воспитатель: Предлагаю вам выполнить следующее задание-испытание. Оно потребует смелости и решительности.
Задание-испытание
Дети с помощью красных и зеленых жетонов делятся на пары. Тот, кто вытащил красный жетон, должен пройти по скамейке с завязанными глазами. Тот, кто вытащил зеленый жетон, помогает ему, придерживает за руку, подсказывает. Задача игрока, проходящего по скамейке, – преодолеть тревогу, страх.
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «страх»
Воспитатель: Ребята, что испытывают люди, когда выполняют трудное и даже опасное задание?
Дети: Беспокойство, страх.
Воспитатель: А что они испытывают, когда преодолевают его?
Дети: Храбрость, решительность, смелость, бесстрашие, мужественность.
Воспитатель: Правильно. Вы тоже проявили смелость, решительность, храбрость, когда выполняли опасное задание. А теперь вспомните смелые поступки героев сказок или свои собственные.
Дети по очереди рассказывают о смелых сказочных героях или о своих смелых поступках.
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «удивление»
Воспитатель: Ребята, Гномик еще одну фотографию прислал. Посмотрите, что он чувствует, какую эмоцию испытывает?
На экране демонстрируется изображение Гномика, который испытывает эмоцию «удивление».
Воспитатель: Гномик удивляется, что мы не испугались, проявили решительность, бесстрашие и справились с заданием. Давайте покажем, как Гномик удивляется.
Воспитанники все вместе демонстрируют экспрессивный этюд: показывают, что они удивляются.
Воспитатель: А как выглядит человек, который удивляется?
На экране демонстрируется изображение людей, которые испытывают эмоцию «удивление». Дети рассматривают их и описывают внешние проявления: глаза расширяются, брови поднимаются, рот открывается.
Воспитатель: Иногда даже говорят, что человек от удивления вытаращил глаза или раскрыл рот. А как можно сказать, если человек очень-очень удивлен, не ожидал чего-то увидеть?
Дети: Был поражен, замер от удивления, остолбенел, был изумлен.
Воспитатель: Расскажите, чему вы когда-либо очень удивились?
Дети рассказывают о своем личном опыте.
Воспитатель: А как можно назвать человека, который делает что-то необычное и вызывает удивление?
Дети: Чудак.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Теперь вам предстоит выполнить последнее задание.
Задание-небылица
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать смешные, шутливые небылицы так, чтобы слушателям стало интересно и весело. При этом дети должны использовать разные средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику.
Примеры шутливых небылиц
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка.
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах сидит ворона
И соломинкой гребет.
У козла в бороде
Живут две лягушки.
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
Вот и кончились метели,
Табуретки прилетели,
На ветвях поют слоны, –
Здравствуй, первый день весны!
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «радость»
Воспитатель: Какое у вас стало настроение?
Дети: Радостное, веселое, шутливое.
Воспитатель: Гномик прислал еще одну фотографию.
На экране демонстрируется изображение радостного Гномика.
Воспитатель: Как изменился Гномик? Каким он стал?
Дети: Радостным, веселым, довольным.
Воспитатель: А как выглядит человек, что он делает, когда радуется?
На экране демонстрируются изображения (фото) радостных людей. Дети рассматривают их и описывают внешние проявления радости: широкая улыбка, веселые глаза, люди хлопают в ладоши, смеются, поднимают большой палец.
Воспитатель: Ребята, а когда вам бывает радостно?
Дети: Когда приходит мама, читаем книги, покупаем игрушку, сладости, играем.
Воспитатель: Как можно назвать человека, который часто радуется?
Дети: Весельчак, озорник, оптимист, шутник, хохотушка, добряк.
Воспитатель: Как можно сказать о человеке, который очень радуется?
Дети: Он ликует, он в восторге.
Воспитатель: Гномику тоже радостно. Можно сказать, что он ликует, в восторге! Вы ему помогли, и теперь он сможет вернуться домой!
На экране демонстрируется изображение ликующего Гномика, который бежит по дорожке.
Заключение
Воспитатель: Ребята, а какие качества вы сегодня проявили?
Дети: Сообразительность, любознательность, смелость, храбрость, решительность, заботу, взаимопомощь, радостность, веселость, юмор.
Воспитатель: Гномик в знак благодарности дарит вам медальки со своей фотографией, чтобы эти качества всегда были с вами.
Приложение 3
Введение
Воспитатель: Сегодня у нас день самоуправления. Вы сами проведете занятие по прочитанным книжкам, а я вам помогу. Кто будет в роли воспитателя, сейчас узнаем. Угадайте, как называется произведение, фрагмент которого изображен на экране. Тот, кто первый даст правильный ответ, будет воспитателем.
Задание 1
На экране демонстрируется иллюстрация к эпизоду из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» – «Женя на Северном полюсе». Дети называют произведение и автора.
Экспрессивный этюд
Воспитатель: Давайте все покажем, как герои испугались.
Воспитатель вывешивает на мольберт смайлик – схематическое изображение страха. Затем проводит игру малой подвижности для перехода к следующей эмоции – «Радость».
Игра малой подвижности
Мы гуляли в зоопарке, (Дети шагают на месте.)
Повстречали обезьян. (Разводят руки в стороны.)
Они прыгали, скакали, (Прыгают на месте.)
Доставляя радость нам. (Поочередно поднимают вверх то левую, то правую руку.)
Вместе с ними посмеялись,
Приседая и кружась. (Приседают, кружатся.)
На прощанье помахали (Делают взмахи руками.)
И вперед мы побежали. (Бегут на месте.)
Задание 2
На экране демонстрируется слайд с фрагментом из сказки «Дюймовочка» – Дюймовочка улетает с мотыльками – эмоция радости.
Воспитатель: Поднимите руку, кто знает, как называется произведение, фрагмент которого мы видим на экране? Первым ответил на вопрос (имя ребенка), и он будет вести вторую часть занятия.
Ребенок задает вопросы по той же схеме. Дети отвечают. Ребенок-воспитатель хвалит за ответы.
Воспитатель: Какие произведения вы еще знаете, где персонажи чувствуют радость?
Дети называют произведения и рассказывают отрывки из них, в которых описывается, чему радовались персонажи.
Экспрессивный этюд
Воспитатель: Давайте все покажем, как герои радовались.
Воспитатель вывешивает на мольберт смайлик с эмоцией радости (схематическое изображение). Затем проводит игру малой подвижности для перехода к следующей эмоции – «Грусть».
Игра малой подвижности
Ходит мишка косолапый, (Дети имитируют походку медведя.) В стороны разводит лапы. (Разводят руки в стороны.) Огорчается медведь: Пчелы есть, а меда нет. (Выполняют наклоны в стороны, руки на поясе.)
Задание 3
На экране демонстрируется слайд с фрагментом из сказки «Волшебник Изумрудного города» – Страшила грустный (эмоция грусти). Дети угадывают произведение.
Воспитатель: Первым ответил на вопрос (имя ребенка), он и будет нашим воспитателем в следующей части занятия.
Ребенок задает вопросы по ранее предложенной схеме. Дети отвечают.
Воспитатель: Какие еще произведения вы знаете, где персонажи грустят, опечалены?
Дети называют произведения и рассказывают отрывки, в которых герои грустят, объясняют, почему они опечалены.
Экспрессивный этюд
Воспитатель: Давайте мы покажем, как герои грустят.
Воспитатель вывешивает на мольберт смайлик – схематическое изображение грусти. Дети показывают мимикой и жестами эмоцию грусти. Чтобы перейти к изучению следующей эмоции – «Удивление», воспитатель проводит игру малой подвижности.
Игра малой подвижности
Под кустом сидит зайчонок,
В страхе съежился, спросонок. (Дети приседают.)
Кажется, что там и тут
Хищники зайчонка ждут. (Прыгают вправо и влево.)
Удивляется ворона: (Поднимают и опускают плечи.)
«Моя песня всем знакома. (Изображают игру на дудочке.)
Каркаю так громко я!
Только хвалят соловья». (Сгибают и разгибают руки в локтях.)
Задание 4
На экране демонстрируется слайд с фрагментом из сказки «Буратино» – Буратино удивился, почему ничего не выросло из монет (эмоция удивления). Дети угадывают произведение.
Воспитатель: Первым ответил на вопрос (имя ребенка), он и будет нашим воспитателем в последней части занятия.
Ребенок задает вопросы по ранее предложенной схеме. Дети отвечают.
Воспитатель: Какие произведения вы еще знаете, где персонажи удивляются?
Дети называют произведения и рассказывают отрывки, в которых герои удивляются чему-либо.
Экспрессивный этюд
Фрагменты экспрессивных этюдов
Воспитатель: Давайте все покажем, как герои удивлялись.
Воспитатель вывешивает на мольберт смайлик – схематическое изображение удивления. Дети показывают мимикой и жестами эмоцию удивления.
Завершение
Воспитатель: Молодцы, вы отлично провели занятие. Чему мы сегодня учились? Какие эмоции мы сегодня вспомнили? Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, я дарю вам смайлики с эмоцией «Радость».
1 См. статью: «Формируем эмоциональный словарь у детей 3–5 лет: методические рекомендации» в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2017. № 12. >> вернуться в текст
Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).
В чем особенности работы со старшими дошкольниками
Чтобы расширять эмоциональную лексику старших дошкольников, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции: интерес, удивление, страх.
В приложении 1 представлен эмоциональный словарь старшего дошкольника. Для шести базовых эмоций дети данного возраста усваивают более сложные слова: «восторг», «ликование», «оптимист», «любознательный», «чудак».
На занятиях следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности. Для этого воспитатель просит детей давать на вопросы развернутые и обоснованные ответы. Важно, чтобы ребенок мог понятно и подробно рассказать о собственном эмоциональном опыте, произнести перед сверстниками выразительный монолог. При этом воспитатель обращает внимание на то, чтобы дошкольники использовали все средства экспрессии. Некоторые элементы занятия с детьми 5–7 лет повторяются, но усложняются. При этом необходимо вводить новые.
Работа со смайликами