Роль литературы в нравственном становлении личности школьника
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, суицида, беспризорности и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Именно поэтому учитель-словесник может здесь быть полезным, так как наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение “вечных” вопросов. Именно на уроках литературы мы должны вновь и вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности.
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, В.В.Зеньковский, А.Н.Острогорский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и другие.
В трудах современных учёных Е.П.Белозерцева, В.А.Беляева, И.Ф.Гончарова, С.Ф.Иванова и других уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания, формирующего внутренний мир личности.
Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого. Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли работы таких учёных, как: Г.И.Беленький, ВЛ. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, Н.Я.Мещерякова и других.
Одной из составляющих повышения качества образования является духовное развитие личности. Задачу свою учителя литературы видят в том, чтобы, говоря о художественно-эстетической ценности и уникальности произведений русской классики, дать им и нравственное приложение, попытаться найти на уроках тот духовный ориентир, который, подобно спасательному жилету, удержит наших детей в бурных волнах житейского моря.
А.М. Горький писал: «Воспитательное значение художественной литературы огромно потому, что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувство». Следовательно, если мы хотим добиться глубокого воздействия литературы на нравственный облик учеников. Мы должны заставить их на уроках радоваться, грустить размышлять и сорить – воспитывать чувства, оттачивать разум, выковывать свои убеждения [Перевозная, 1981: 209].
Как правило, любя литературу, воспринимая каждого писателя как дорогого для себя человека, современника, великого учителя, воспитателя, мы будем стремиться искать такие пути изучения, чтобы донести идеалы, красоту и неповторимость произведений до наших дней. Мы должны помнить о том, что от учителя-словесника, от его уроков зависит богатство внутреннего мира школьников.
Учитель должен постоянно стремиться к тому, чтобы каждый этап урока, каждый момент в изучении, углублял воспитательное воздействие произведения.
Уже самые первые слова учителя об изучаемом литературном произведении сказываются на дальнейшем отношении учащихся к нему (произведению). Вступительная беседа к изучению каждого произведения строится так, чтобы создать психологическую настроенность, необходимую для восприятия произведения. Переход к чтению произведения в таком случае будет логичным. Само выразительное чтение учителя – главный момент на уроке. От этого момента зависит и понимание смысла произведения, и отношение к нему, и сила воспитательного воздействия. Выразительным чтением учитель возбуждает у своих учеников эмоции, стремление размышлять, желание самому прочесть произведение, понять его смысл.
Каждый момент на уроке литературы может и должен быть воспитывающим. И этого можно добиться, если ученик сам поймет идейный смысл произведения, прочувствует его идею в процессе работы, «вживется» в него, а не получит все это в готовом виде от учителя. Произойдет это в том случае, если учащиеся будут рассматривать произведение в единстве всех его сторон, идейных и художественных, то есть будут изучать его как произведение искусства.
В результате этого глубинного изучения текста у ребят складывается определенное отношение к образам, накапливается материал для их характеристики, и на уроке ученики с помощью учителя делают обобщения, объясняют тот или иной поступок героя, свободно владея материалом, вступая в спор, делая сопоставления. Такой процесс изучения носит воспитательный характер, характеристика героев, определение художественных средств, особенности композиции, то есть изучение каждого компонента произведения, должны соотноситься с главной мыслью произведения. Постепенно постигая общественный, нравственный и художественный смысл произведения. Ученик будет испытывать на себе его воспитательное воздействие.
Большую роль в повышении воспитательного эффекта изучаемого произведения играет само построение урока, взаимосвязь его этапов. Переход от одного этапа к другому должен быть продуманным.
Художник, отражающий действительность в духе передового идеала. Тем самым утверждает не только эстетические, но и нравственные ценности. Через свое творчество художник активно утверждает нравственный идеал и вкус общества, содействует тому, чтобы они легли в основу системы нравственно-эстетической ориентации человека, были включены в структуру его сознания.
Творчество передовых художников расширяет возможности нравственно-эстетического прогресса общества, способствует развитию глубокого понимания нравственных ценностей жизни и утверждает положительные нравственные идеалы. Тем самым постоянно возрастает роль морального авторитета художника как творца произведений, помогающих перестраивать мир и самого себя по законам красоты. По законам нравственного совершенства.
Художественный образ или система художественных образов раскрывают жизненную, социальную ситуацию как проблему, которую предстоит решать вместе с художником читателю, слушателю.
Как правило, эта проблемная ситуация носит нравственный характер или имеет нравственный аспект. Среди этих ситуаций можно назвать борьбу добра и зла, коллизию между можно понятым долгом и совестью, ситуацию преступления и наказания, любовь и ненависть и т.д.
Такие ситуации имеют ярко выраженный нравственный характер. Автор, исходя из своего нравственного идеала, через систему художественных образов подводит читателя к оценке тех или иных явлений как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. При этом в сферу нравственных оценок в первую очередь опадают моральные качества героев произведений. Человек получает новую информацию нравственного характера на основе восприятия художественного произведения.
Урок литературы действительно становится уроком жизни, если учитель не просто идет за интересами учащихся, а, учитывая их, выдвигает серьезные идейно-нравственные проблемы, усложняя их от урока к уроку.
Учитель помогает ученику органично, естественно приблизиться к высокому нравственному миру литературы. Всей системой изучения произведения он способствует эффективности воздействия литературы на нравственный облик учащегося. Каждый урок по литературе является как бы логическим целым, тематически законченным. Но в то же время он – звено в общей системе работы над произведениям, воспитательная цель которого связана с перспективной целью. Уже первый этап в процессе обучения литературе – вводная беседа в курс – может содержать в себе материал большого нравственного воздействия. От этого вводного урока во многом будет зависеть отношение учащихся к предмету вообще. Первым уроком можно и заинтересовать, и вызвать любовь, и зажечь учащихся душевным пламенем. Помня утверждение В.Г. Белинского, что нравственность должна переходить в детей не как понятие, а как чувство, учитель в своей беседе использует яркие характеристики, интересные высказывания, выражая свое восхищение великими сеятелями «разумного, доброго, вечного», выразительной интонацией передавая гнев и радость, месть и печаль.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы на уроках литературы учить ребят думать, сравнивать, обобщать. Анализируя произведение, они должны идти от частных наблюдений к общим выводам, к аргументированию выдвинутых положений, выражению своего отношения к героям и произведению. Этот сложный момент в изучении произведения является очень важным: углубляется знание его идейного содержания, особенно четко определяется то новое, что получили для своего идейно-нравственного обогащения учащиеся. При изучении новой темы важно возвращаться к постановке ранее выдвинутых целей, идейно-нравственных проблем. Это придает характер последовательности и систематичности воспитанию на уроке литературы.
Учащиеся постепенно постигают нравственные идеалы, размышляют, сопоставляют и все определеннее становятся их представления о содержании высокого идеала общества, что помогает в свою очередь, выполнению главной задачи – превращению норм морали в личные убеждения школьников.
Таким образом, серьезное решение воспитательных задач во многом зависит от того, насколько глубоко и полно раскрывается перед учащимися мировоззрение, идеалы писателя.
Путь изучения произведения – анализ в единстве формы и содержания как произведение искусства. Работая над текстом, учащиеся осваивают основные мысли произведения, систему образов, являясь как бы исследователями: отдельные мысли произведения, его компоненты они соотносят с общим, с главной идеей, к выводам, обобщениям приходят самостоятельно. И чем ярче целостное восприятие текста, тем глубже будут размышления учащихся, плодотворнее для личности каждого из них.
Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?
Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедился, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается — каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература — это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.
Цель и смысл жизни открываются лишь человеку, одухотворенному Высшим Началом, человеку, устремленному в вечность. Эта истина давно возвещена нам, но мы затыкаем уши, не желая слышать о ней еще раз. В том-то и смысл пророческого служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, “что есть истина”, помогать нам в ее постижении, в этом нелегком духовном делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению “вечных” проблем, предостеречь от неправильных путей.
Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.
Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале. Только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателя и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики – поистине “неупиваемой чаши” нашей духовности.
II.Духовно-нравственное образование на основе изучения творчества Н.С.Лескова