Технология «обучение в сотрудничестве»

при проверке домашнего задания в группах

Обучающимся предлагаю проверить правильность выполнения домашних упражнений взаимопроверкой (два – четыре человека). При этом проверяющий должен аргументировать свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как обучающийся поймет, почему он ее допустил. Ошибка исправляется, а обучающийся пишет в тетради объяснение, почему сделано исправление. Затем ребята сдают свои тетради, подписавшись под выполненным заданием. Это означает, что они согласны с таким решением. При проверке тетрадей (одной из двух) или при устном фронтальном опросе я оцениваю всю группу целиком.

Технология «обучение в сотрудничестве» для ознакомления с новым материалом

При изучении темы «Правописание сложных слов» я предоставляю обучающимся возможность самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой аналитической работе с информацией. На уроке обучающиеся должны составить обобщающую таблицу по данной теме в парах самостоятельно, используя учебник. При этом один из обучающихся исполняет роль исследователя (находит материал в учебнике), а другой выполняет роль составителя.

Другой эффективной единицей обучения с использованием коммуникативных технологий является совместный анализ текстов. [10] Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке. Работа с текстом на уроке переходит в полилог, и каждый обучающийся становится активным его участником. Создание на уроке атмосферы творческой работы с текстом помогает обучающимся конструировать свои индивидуальные тексты, овладевать инструментарием анализа.

В ряде уроков предлагаю упражнения по предупреждению и исправлению речевых ошибок, отклонений от действующих языковых норм.

Хочу сказать, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть этой технологии как раз и состоит в том, чтобы обучающийся захотел сам приобретать знания. Тем самым решается проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

Основные идеи данной технологии – общность цель и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Метод проектаоснован на самостоятельном поиске информации, дает возможность обучающимся приобретать знания, получать исследовательские навыки благодаря вовлеченности в выполнение исследовательского задания. Учебно-исследовательская работа приобщает обучающихся к работе с научной литературой, поиску с использованием различных способов сбора, обработки, анализа информации. Применение исследовательского принципа побуждает к практической, творческой и мыслительной деятельности. [7]

Например, на занятиях по литературе, предшествующих изучению романа «Война и мир» Л.Н. Толстого мною ставятся следующие задачи: познакомить обучающихся с генеалогическим методом изучения родословных; научить составлять генеалогическое древо своей семьи. Продуктом поиска и исследования является графическое изображение родословной и презентация проекта в форме доклада с мультимедийным сопровождением. В процессе работы над данным проектом каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, раскрыть свои творческие возможности, продемонстрировать свои компетенции поиска и обработки информации, владение современными информационными технологиями. У обучающихся появляется чувство ответственности, повышается мотивация к учебе, познавательная и творческая активность.

Для развития познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в колледже широко используются такие формы самостоятельной работы исследовательского характера, как написание сочинений и рефератов на различные темы

Описанные в статье педагогические технологии не только способствуют формированию профессиональных компетенций, но и развивают личность обучающегося, помогают раскрыть его способности, готовят его к будущей профессиональной деятельности и к жизни в современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995.

2. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов/ Сост. Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html;

3. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие/ Сост. Н.В.Соловова, С.В. Николаева. Самара: «Универс групп», 2009.

4. Методы активного социально-психологического обучения: методические рекомендации. Н.Новгород, ННГАСУ, 2009.

5. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие/ сост. В.А. Штроо. Воронеж, 2003.

6. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. 2004, №4. С.8-16.

7. Полат Е.С. Метод проектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm;

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

9. Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе. Пермь: Меркурий, 2011.

10. Сорокопытова О.Г. Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru

СЕКЦИЯ № 4

Наши рекомендации