Г. Державин «Властителям и судьям»
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
1780(?)
Сценарий урока - опроса
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Метапредметные умения |
1. Презентация (3-4 мин) « Великие люди России 18 века, ими гордится страна». К портретам дан короткий комментарий. | Индивидуальное домашнее задание. Ученики слушают, записывают в тетрадь несколько фамилий с комментариями к слайду. | Слушать других, извлекать информацию. | |
2. | 1) Прочитайте значения архаизмов (устаревших слов): сонм (богов) – множество, доколе – как долго, рек – говорил, взирать- смотреть, зыблет-колеблется, мнить-думать. Запишите те слова, значение которых вы не знали (обмен информацией). 2)Чтение наизусть стихотворения. | 1) учащиеся зачитывают слова, записанные в тетради. 2)Ученики выставляют оценку. | Оценивать деятельность других. |
3. | 1)Подберите устно синонимы так, чтобы прояснить смысл стихотворения: не оставлять без обороны, щадить неправедных, подать покров, исторгнуть бедных из оков, карать лукавых. 2) Письменный ответ на вопрос: «Какие наказы даёт Державин властителям и судьям?» Постараться передать наказы своими словами. | Учащиеся просматривают стихотворение, отвечают на вопрос, читают свои высказывания (индивидуальная исследовательская работа) | Выражать свои мысли, слушать других, мысленно проводить самооценку, перерабатывать, информацию, предъявлять её. |
4. | Расскажите друг другу стихотворение | Рассказ по очереди, первая строфа – один, вторая – другой и т.д. (работа в парах) ученики выясняют, кто прочитал без ошибок, - «5» кто – с одной – двумя задержками, но сам вспомнил текст. «4» (выставляют оценки) | сотрудничать с другими людьми, контролировать и оценивать достигнутые результаты чужой деятельности. |
Презентация. Костюмы 18 века (дворянские, крестьянские, мастеровых) (эмоциональная разрядка). | Презентация (подготовлена заранее учеником). | Слушать других. | |
Записать, какие из наказов Державина устарели в наше время? (самостоятельное исследование текста) | Ученики просматривают текст стихотворения. Озвучивают свою точку зрения. | Перерабатывать информацию, предъявлять её. | |
4-5 человек читают ещё раз стихотворение (каждый по 2строфы Декламация (Учитель проверяет правильность выставления оценок учениками, когда они работали в парах). | Ученики отмечают лучшего чтеца. | Оценивать деятельность других, общаться с другими людьми. | |
Все письменно отвечают на один вопрос (по выбору): 1.«Почему Державин назвал своё стихотворение «одой гнева»? 2. «О чём мечтает поэт»? Ученики могут пользоваться литературоведческой статьёй, но излагать своими словами. (дифференцированное задание.) | Зачитывают свои высказывания. | Владеть устной и письменной речью, творчески перерабатывать информацию, строить логическую цепь рассуждения (выдвигать тезис, обосновывать его, подбирать аргументацию). | |
Заключительное слово учителя. Мужество и смелость гражданина, который не боится говорить правду властителям и судьям. | Слушают информацию и конспектируют её. | Извлекать информацию. | |
11.Составление синквейна. (творческая работа) Примерный образец синквейна 1.Герой стихотворения (тема) 2.Мужественный, смелый (два определения). 3.Обличает, мечтает сочувствует (три глагола). 4 Призывает властителей и судей честно жить и служить людям (фраза). 5.Гражданин (синоним теме) – (индивидуальная работа). | Выполняют творческую работу самостоятельно в течение нескольких минут. Зачитывают свой вариант. | перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её, контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности (саморазвитие, самооценка). |
Итак, на данном уроке учителем спланировано два типа содержания – предметная область и метапредметная деятельность учащихся. На уроке использовались приёмы различных технологий: критического мышления через чтение и письмо, дифференцированного обучения, ИКТ, групповые формы работы, учебного исследования текста.
Не традиционные формы обучения, а личностно ориентированное, метапредметное обучение успешно реализует внутреннюю дифференциацию в классе, что позволяет избежать отрицательных моментов в общении школьников и учителей, развивает положительную мотивацию учеников к процессу обучения, обеспечивает самообразование, саморазвитие, позитивную самооценку и самоуважение личности, способствует коммуникативному развитию в диалоге, в совместной деятельности, формирует умение учиться самостоятельно.
Это возможно сделать, если передать ученикам все те функции, которые ученики могут выполнить сами, тогда повышается ответственность ученика и у него формируются разнообразные социально значимые качества личности: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Таким образом, владея приёмами разных образовательных технологий и традиционной методикой, учитель сможет перестроить свою учебную деятельность и успешно выполнять программу развития и формирования как предметных, так и метапредметных универсальных учебных действий (УУД).
Приложение
Дидактические приёмы, помогающие формировать метапредметные умения на уроках словесности.
- Самостоятельное составление плана.
- Восстановление учащимися недостающего пункта плана, предложенного учителем.
- Пересказ друг другу абзаца (Работа в группе.)
Предположим, что информация состоит из 6 абзацев. Каждый учащийся готовит рассказ одного абзаца: выписывает ключевые слова, составляет подробный план абзаца, выписывает из параграфа примеры (цитаты), пересказывает про себя, затем - своему соседу. Сосед записывает ключевые слова, план, примеры, затем рассказывает соседу свой абзац по такому же плану. Закончив работу в паре, каждый ученик ищет ученика в классе, которому рассказывает свой, подготовленный абзац. В результате коллективной работы у каждого ученика в тетради будет составлен подробный конспект всего текста (обучение в диалоге).
- Составление или заполнение таблицы, кластера.
- Чтение с пометами (знаю (√) узнал(+) есть вопрос (?),самое важное(!)
- Работа со схемами: на доске начерчены пунктуационные схемы – ученик выписывает из параграфа примеры.
-Ученик составляет пунктуационные схемы к примерам из параграфа.
- При повторении определённой темы ученик записывает всё, что знает о данном правиле. После изучения правила коротко записывает то, что нового узнал (Заполняет таблицу: знал / узнал).
- Ученик составляет деформированный словарный диктант из слов параграфа и из указанных учителем упражнений (работа в паре: диктуют друг другу).
- Составление синквейна (работа в паре).
- Составление двух вопросов к параграфу (Для сильных учеников – второй вопрос – на сравнение, сопоставление с другими языковыми явлениями.) Ученики зачитывают вопросы, отвечают на 1-2).
- Определяя домашнее задание, учитель планирует письменное задание к параграфу (Например, сформулировать 2 вопроса, составить схемы к предложениям параграфа, составить кластер, подобрать примеры из упражнений и т.д.).
Работа с упражнением. Кроме заданий учебника, учитель может предложить следующие задания:
- Поморфемный анализ слова (рас-стро-енн-ый).
- Работа с орфограммами упражнения (не записывая всего упражнения!): выписать слова или словосочетания, где нужно вставить пропущенные буквы, распределив их поморфемно.
приставка | корень/ | суффикс | окончание | слитно | Раздельно / дефис |
- Выписать из упражнения предложения на определённое правило (Не всегда надо списывать всё упражнение! Например, выписать все бессоюзные сложные предложения, где ставится двоеточие, и т. д.)
- Работа с цитатой (Например: Только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще (В. Белинский). В чём смысл фразы? Согласен – не согласен ( 3-4 фразы). Использование в своём высказывании типов предложений, обозначенных учителем (например, используйте предложения с однородными членами (1 - 2 ).
Отказаться от фронтального опроса, в котором участвуют 3-5 учеников! Примечание. Подробно приёмы работы с текстом описаны в сборнике Л.К. Иванова «Современные образовательные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла», ЛОИРО, 2009.
Обеспечить учащихся Справочником по русскому языку с 7 класса! (под ред. Н.Г. Гольцовой и И. В. Шамшина « Русский язык , 10 – 11 классы).
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. – Казань, 1998 г.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М., 2004.
3. Иванова Л.К. Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла. – Санкт-Петербург, 2009.
4. Иванова Л.К. Уроки русского языка в 11 классе в модульной технологии – Санкт-Петербург, 2012.
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – М., 2005.
6. Лукьянова А.М. Современный урок и требования ФГОС// «Народное образование» – № 8, 2012.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М, 1999 г.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – СПб, 2000.
С.В. Петухов (Санкт-Петербург)
ГИПЕРТЕКСТОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА:
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛИНЕЙНОСТИ
Современное литературное образование в школе и вузе ориентируется не только на метапредметность, но и на активное использование мультимедийных технологий, которые при изучении художественного произведения расширяют границы познания и модусы креативности.
Веб-сфера в значительной мере изменила способы поиска и обработки информации в компьютерной среде. На сегодняшний день понятие гипертекста органично вошло в сферу мировой культуры и литературы, что обусловлено стремительным развитием мультимедиа. Кроме того, последнее десятилетие отмечается включением в Интернет все большего числа пользователей и невозможностью в постиндустриальном обществе находиться лишь в поле печатной продукции. Доминирующие тенденции рубежа тысячелетий – динамизм, непрерывность, создание единого информационного поля, поиск интернациональных коммуникаций, становление «виртуальной личности», сознательный отказ от деления литературы на fiction и non-fiction, стремление к интерактивности, концентрация информации вне пространства и времени – ставят ученых перед проблемой разрешить эти тенденции на уровне современной гуманитарии.
Поструктуралистская философия впервые поставила вопрос о бесконечности смысла вообще и смысла литературного произведения в частности. Сформулировал этот тезис Ролан Барт в книге «S/Z» (1963), а художественным воплощений идей французского деконструктивиста стал роман Хулио Кортасара «Игра в классики» – образец работы ассоциативного мышления, уводящего от линейного восприятия и обнаруживающего бесконечное множество смысловых пластов в тексте. Произведение Кортасара явилось первым шагом на пути к созданию ризоморфного гипертекста, который откроет новые параллельные измерения в текстовом пространстве.
Наряду с аргентинским писателем «предтечами» гипертекстуальной литературы считаются Льюис Кэрролл («Алиса в стране чудес», «В Зазеркалье»), Владимир Набоков («Бледный огонь») и Хорхе Луис Борхес («Сад расходящихся тропок», «Анализ творчества Герберта Куэйна»). Однако, по замечанию исследователя гипертекста Михаила Визеля, несмотря на то, что «элементы гипертекстуальности щедро разбросаны по всей мировой литературе.., только во второй половине ХХ века они оказались сконденсированы, оказались востребованы и смогли перейти на качественно новый уровень» (1). Действительно, с появлением компьютерных технологий оказался востребованным визуально многомерный, мультисеквенциальный (читающийся в любой последовательности) текст, который, разрушив однозначность и однонаправленность сообщения, стал созвучным динамичному времени.
На первом этапе формирования гипертекстовой художественной среды классическая и современная литература, претерпев процедуру сканирования, попадала на страницы библиотечных веб-сайтов. К числу наиболее известных относится Интернет-проект Максима Мошкова (www.lib.ru). Превращение книг в электронные ресурсы сетевых «хранилищ» привело не только к высокоскоростному доступу к произведению любого автора, но и к свободному перемещению через ссылки от одной страницы (главы) к другой. Эти ссылки (гиперссылки, линки) и составили собственно гипертекст в его первоначальном виде.
По мнению одного из теоретиков гипертекста Михаила Визеля, «ссылка в гипертексте – это "материализовавшаяся" коннотация, аллюзия в тексте обычном» (1). Вячеслав Курицын считает, что в виртуальном мире появилась возможность сделать метафоры реальными (2). Одним щелчком «мыши» открываются пути к глубинному постижению текста, состоящего из множества «перекрестков», тупиков и лабиринтов. Кроме того, восприятие таких произведений, как «Игра в классики» аргентинского писателя Хулио Кортасара или «Хазарский словарь» и «Внутренняя сторона ветра» серба Милорада Павича, имеющих альтернативные варианты прочтения, стало совершенно иным с момента их функционирования в виртуальном пространстве. У читателя появилась возможность вступить в затеянную автором игру и избавиться от «накрепко физически связанных» переплетом книжных страниц: «Если бы в сказке про Ивана-царевича читатель мог сам выбирать, в какую сторону от вещего камня (там, где "налево пойдешь – коня потеряешь" и т. д.) свернет герой, сказка стала бы гипертекстуальной» (1).
Сербский писатель Милорад Павич сумел не только теоретически обосновать необходимость обращения к гипертекстуальности как преодолению линейного восприятия произведения, но и создал несколько текстов, которые предложил читать именно с монитора компьютера. При чем для каждого из них автор пытается найти новое жанровое определение, например, «новелла для компьютера и плотничьего циркуля» («Дамаскин»), «предрождественская повесть» («Стеклянная улитка»). Гипертекстовая новизна всегда отличает Павича, который, интригуя читателя, заставляет перечитывать свои романы и рассказы в иной постраничной последовательности. Он создает роман-словарь, роман-клепсидру, роман-карточную игру и одно из своих последний творений «Дамаскин» сербский писатель предлагает читать по определенной схеме на так называемых трех «перекрестках»: «Читатель сам может выбрать, с которой из двух вводных глав ему начать чтение повести, а которой из двух заключительных глав завершить. От того, какую тропинку он выберет, зависит, какая у него получится повесть и к какому конечному пункту он придет. Вообще, если захотите, можете прочитать повесть разными способами сколь угодно много раз. Остальное – дело писателя» (3).
Технологии не стояли на месте. В американской науке в 80-е годы активно изобретались и обсуждались новые гипертекстовые системы (Storyspace, EastGate Systems, WWW), которые бы облегчили восприятие информации с монитора компьютера. Литература оперативно отреагировала на инновационные технологии: в 1989 году появился первый образец гипертекстовой беллетристики – роман Майкла Джойса «Полдень», в котором филология сплетается с техническими открытиями. Текст представляет собой диск для персонального компьютера. На диске содержится 539 условных страниц, которые можно читать последовательно. Вместе с тем роман содержит более 900 линков, которые разветвляют сюжет, а точнее, уводят в объемный мир компьютерного пространства. Одно выделенное слово может открыть читатель путь к предыстории того или иного события. Роман этот нечто вроде софта, аркады, реалити-шоу, в котором читатель принимает активное участие, вникая в хитрые взаимосвязи героев. В нём есть «кнопки», нажимая на которые можно переключать движение сюжета в прошлое и в будущее, менять эпизоды местами, углубляться в предысторию персонажей. Линки намеренно созданы автором для того, чтобы запутать читателя в движении сюжета и понять его насколько возможно ясно.
Герой «Полдня» – поэт Питер, который служит в рекламной фирме, принадлежащей его приятелю и сопернику Вертеру. Фабула строится вокруг автомобильной катастрофы, в которой, как подозревает Питер, погибли его сын и бывшая жена. Однако, возможно, авария – плод иллюзии страдающего героя, скованного чувством вины перед семьей, которую он не сумел спасти от распада. Что-то есть в романе и от рефлексирующего Гамлета и от ищущего Стивена Дедалуса и вместе с тем «Полдень» – некая модель, искусственная реконструкция реальности – подлинной/виртуальной, но невероятно запутанной, в которой много фабульных тропинок. По мнению критика Александра Гениса, текст Майкла Джойса – это «напряженный, "густой", стилистически изощренный текст, эмоционально вовлекающий читателя в действо», создающее «странное впечатление подглядывания за настоящей, а не вымышленной жизнью» (4). Благодаря компьютерной возможности следить параллельно за всеми героями, мы «способны видеть всю конструкцию гиперромана сразу и насквозь». По словам самого Джойса, чтение его текста занимает в среднем 40 часов.
В 90-годы американская компания EastGate Systems занялась выпуском и продажей художественных гипертекстов. Наряду с Майклом Джойсом на сайте компании выставляются произведения Уильяма Гибсона и Джуди Маллой. Каждый из их романов отличается оригинальной структурой и свободой перемещения от одной части текста к другой. Так, гипертекст Д. Малой «Ее звали Пенелопа», построенный на параллелях с «Одиссеей» Гомера и «Улиссом» Джойса, состоит из шести файлов (частей), каждый из которых – это своеобразный фотоальбом, запечатлевший яркие события из жизни повествователя-фотографа среднего возраста Энн. Фотографии и перемещает читатель, проникая в «поток сознания» героини и погружаясь в ее воспоминания.
С появлением подобных произведений происходит рождение нового жанра – компьютерного романа. С этого момента активно начинает разрабатываться теория гипертекста на англоязычных сайтах. Одним из самых известных веб-проектов, посвященных гипертексту, стал «Электронный лабиринт» (The Electronic Labyrinth), в котором впервые заявили о нелинейной традиции в литературе настоящего и будущего. Разработчики проекта активно апеллируют к понятиям «гипертекст» и «гиперкнига». Под ними понимается «представление информации как связанной (linked) сети гнезд (nodes), в которых читатели свободны прокладывать путь (navigate) нелинейным образом; гипертекст допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения» (5).
В России о гипертексте филологи, философы, культурологи и социологи заговорили ближе к концу ХХ столетия, предлагая достаточно прозрачные определения этого термина.
Вадим Руднев, автор «Словаря культуры ХХ века» понимает под гипертекстом «текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов» (6). В качестве простейшего примера он называет любой словарь или энциклопедию.
Г. Рябов, занимающийся исследованием сетевой литературы, определяет гипертекст как «способ организации текста (и вид текста), появившийся с внедрением в жизнь компьютерных технологий обучения, который дает возможность читателю, работающему с одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный), а затем вернуться обратно и продолжить чтение основного текста» (7).
Российский ученый М.И. Субботин предлагает толкование понятия гипертекст применительно к литературоведению: «это такая форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними; следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты» (8).
Как следует из всех приведенных нами определений, гипертекст – это нелинейный лабиринт, который позволяет читателю свободно перемещаться из одной точки виртуальной реальности в другую. Принципы организации гипертекста в условиях компьютерного моделирования самые разнообразные, однако, есть несколько особенностей, которые можно назвать художественными константами или неотъемлемыми признаками гипертекстовой литературы:
● Нелинейность повествования, представленного наличием в тексте внутренних корреляционных ссылок (линков) и неожиданных переходов из одной части в другую. Текст, обладая многоуровневой разветвленностью, напоминает собой «сад расходящихся тропок».
● Принципиальная дисперсность и, как следствие, полисемия и непрерывность гипертекста. Текст делится на фрагменты, войти в которые можно из любого звена нарратива. В зависимости от выбранного читателем способа прочтения (по диагонали, по вертикали, по ссылкам, от конца к началу и т.п.) происходит существенное изменение смысла текста.
● Интерактивность текста и читателя. Текст, как правило, обладает незаконченностью, он находится в процессе постоянного изменения, испытывая воздействие со стороны читателя, который сам может формировать сюжетную линию.
● Расширение чувственного восприятия текста, включение визуального и звукового рецепторов и мультимедийность (наличие в тексте клипа, картинки, слайда, движущихся фигур и т.д.).
На сегодняшний день сложилось несколько классификаций гипертекста.
Алексей Андреев называет три возможные модели гипертекста: «елка с игрушками» (текст с выделенными ссылками); «сад расходящихся тропок» (печатная книга с набором глав и «путеводителем» – Кортасар, Борхес и т.п.); «макраме» (компьютерный роман) (9).
Михаил Визель выделяет следующие типы: художественные/ нехудожественные (справочники, телефонные книги, энциклопедии); изолированные (на CD)/ сетевые (гиперроманы, живущие в сети, постоянно обновляющиеся юзерами); чтение (обычный текст в сети)/ чтение с комментариями (гестбуки)/ чтение-письмо (сетратура).
Новый этап развития гипертекста – начало миллениума. Это период интенсивного развития сетевой литературы (сетературы) и кибературы. На десятках сайтов появляются теоретические работы и манифесты «сетераторов» и «кибераторов», декларирующие принципы виртуальной литературы постиндустриального общества. Одним из самых популярных Интернет –проектов в отечественном литературоведении конца 90-х годов считается «Сетевая словесность». Создатели проекта на практике продемонстрировали реальные возможности функционирования гипертекста и закрепили его художественные составляющие. В 2004 году на страницах сайта была опубликована работа Алексея Караковского «История и практика сетевой литературы», в которой он обозначил основные тенденции веб-творчества как ролевой игры. Среди наиболее активных сетераторов, создающих оригинальные тексты в русскоязычном веб-пространстве, он называет Геннадия Неймана, Александра Кайданова, Дмитрия Савочкина, Александра Руденко, Ирину Денежкину. Все они относятся к плеяде так называемых раскрученных сетераторов. Их произведения, не предназначенные для привычной печати, формируют новую жанрово-стилевую систему. За последние пять лет появилось еще около десяти сайтов, продолживших традицию рулинета (русского литературного Интернета), а это значит, что сетература востребована веб-сообществом и, возможно, за ней будущее.
Несомненное преимущество гипертекста состоит в его способности открывать захватывающие перспективы использования компьютера в качестве инструмента мышления и коммуникации, средства поддержки творческой деятельности. В эпоху электронной информации компьютер открывает для литературы третье измерение – гиперискусство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А. CETERAтура как ее NET: от эстетики Хэйана до клеточного автомата – и обратно. /http://www.netslova.ru/andreev/index.htm.
2. Визель М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста./ http://www.litera.ru/slova/viesel/viesel.html.
3. Генис А. Гипертекст – машина реальности. // Иностранная литература. – 1994. – № 5.
4. Курицын В. Сон о сети./ http://www.russ.ru/krug/news/20010511.html.
5. Павич М. Дамаскин. Новелла для компьютера и плотничьего циркуля.// Иностранная литература. – 1999. – № 10.
6. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М.: Аграф, 1999.
7. Рябов Г. Сете- или –тура? Псевдонаучное псевдоисследование //http://www.litera.ru/slova/ryabov/seteratura.html.
8. Субботин М.И. Теория и практика нелинейного письма (Взгляд сквозь призму «Граммотологии» Ж. Деррида) // Вопросы философии. 1993. – № 3.
9. Electronic Labyrinth./ http://www3.iath.virginia.edu/elab/hfl0268.html.
Сухова С. А. (Волхов)