Использование межпредметных связей как средство повышения мотивации к чтению

Если человек хочет прийти

к самому себе, его путь лежит через мир.

В. Франкл

Национальная культура вступает в диалог с другими национальными культурами, при этом язык является ее составной частью, которую мы наследуем от наших предков. «Язык есть исповедь народа; в нем слышится его природа, его душа и быт родной» (П. Вяземский). У всех народов язык тесно связан с национальным чувством и сознанием.

Язык - основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру. Эту мысль подтверждают слова С.Г. Тер-Минасовой: «Язык - зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира» [7].

Наше знание о мире неразрывно связано с нашей деятельностью в мире, нашим диалогом с миром (М.М. Бахтин, А.Н. Леонтьев, П. Флоренский). И без нашей мысли, нашего отражения мира, нашего действия в мире мир будет другим. Язык и есть система ориентиров, необходимая для деятельности в этом предметном и социальном мире. Между образом мира и реальными поступками человека стоит – личность: «она и есть не что иное, как сгусток жизни, продукт ее кристаллизации в форме субъекта, всегда несущего в себе свою историю, свою реальную биографию» [3, c. 200].

В настоящее время тезис о неотделимости изучения иностранного языка от ознакомления с культурой страны изучаемого языка, ее историей, социокультурными традициями, особенностями национального видения мира народом-носителем является общепризнанным (Е.М. Верещагин, В.А. Воробьева, В.Г. Костомаров, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова и др.).

В связи с этим в теоретической и практической методике большое внимание уделяется вопросам, связанным с использованием иностранного языка как инструмента общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, что способствует формированию целостной картины мира. Введение понятия «языковая личность» позволило ученым детализировать понятие картины мира, так как для определения картины мира важна иерархия смыслов и ценностей, без которой нельзя представить существование индивида. В частности, Ю.Н.Караулов отмечал, что «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю – к человеку, к конкретной языковой личности…» [2, c 8]. При этом ученый выделил и охарактеризовал 3 уровня языковой личности: 1) вербально-семантический, который предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя – традиционное описание формальных средств выражения определённых значений; 2) когнитивный, единицами которого являются понятия, концепты, идеи, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее систематизированную «картину мира», отражающую иерархию ценностей; 3) прагматический, заключающий в себя цели, интересы, мотивы, установки [2].

Чтение как вид речевой деятельности стимулирует общую интеллектуальную деятельность человека, оказывая благотворное влияние на формирование целостной картины мира. Сложно переоценить огромную роль чтения в образовании, воспитании и развитии человека. Это уникальный инструмент приобщения ребенка и взрослого к художественной, научно-популярной, публицистической литературе. Кроме того, чтение является одним из важнейших средств общения и входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека. В современной жизни человека чтение выступает как одно из основных средств удовлетворения его познавательных потребностей и осуществления информационной деятельности (С.К. Фоломкина).

Чтение представляет собой сложный психический процесс, включающий несколько взаимосвязанных уровней. С одной стороны, чтение является процессом непосредственного чувственного познания, с другой стороны – опосредственное отражение действительности.

Как известно, всякая деятельность человека, в том числе и чтение как вид речевой деятельности, определяется трёхуровневостью своего строения. В структуре чтения как деятельности можно выделить [4]:

II. мотивационно - побудительный уровень

В мотивационной сфере основой продуктивного чтения является познавательная самостоятельность чтеца как субъекта деятельности, связанная с проявлением познавательных потребностей. По содержанию этот уровень деятельности – потребностно-мотивационно-целевой. Мотивом для чтения, как вида речевой деятельности, является общение или коммуникация с помощью печатного слова. На данном этапе формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы для чего и зачем читать. В процессе чтения целевая установка может меняться.

III. ориентировочно-исследовательский уровень

По содержанию – это предметный план деятельности. Второй уровень составляет этап смыслового прогнозирования, этап вербального сличения, этап установления смысловых связей между словами и смысловыми элементами. Он включает в себя исследование условий деятельности, выделение предмета, привлечение средств, орудий деятельности. Целью на этом уровне чтения как речевой деятельности является получение информации по тому вопросу, который интересует читающего; условия включают в себя овладение графической системой языка и приёмами извлечения информации.

IV. Исполнительный, реализующий уровень

Функцией третьего уровня является понимание текста. На этом этапе реализуется процесс смыслового восприятия текста. Понимание текста зависит от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи, определенной исходной базы данных. Результат – извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

Следовательно, обучение чтению предполагает не только развитие техники чтения, но и обучение пониманию текста. При этом понимание текста не ограничивается лишь пониманием его поверхностного значения. Фразы не являются изолированными звеньями единой цепи: каждая последующая фраза «влияет» или включает в себя значение предыдущей; этот феномен, который Л.С. Выготский назвал «влиянием» или «вливанием» смыслов, оказывает существенное влияние на понимание основного содержания текста.

Наряду с внешним, открытым значением текста есть и его внутренний (скрытый) смысл, который обозначается термином подтекст, в связи с этим основная задача читателя состоит в том, чтобы понять подтекст, что дает возможность более глубокого «прочтения» текста. Центральной проблемой психологии понимания текста является усвоение не только тех поверхностных значений, которые непосредственно следуют из содержащихся в тексте слов и грамматически оформленных их сочетаний, но и усвоения внутренней, глубокой системы подтекстов или смыслов [5, c 260].

Осуществление чтения как одного из вида речевой деятельности на всех фазах ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов. В работах Н.И. Жинкина и И.А. Зимней представлена целостная научная концепция психологических механизмов речевой деятельности. Согласно этой концепции, основными психологическими механизмами речевой деятельности являются: механизм осмысления, мнемической организации речевой деятельности (прежде всего – механизм речевой памяти), а также механизм упреждающего анализа и синтеза речи (механизм прогнозирование речи) [1].

Интеграция в современном образовательном процессе - важное средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить. Наличие межпредметной взаимосвязи в Стандартах по иностранному и русскому языкам позволяет формировать и развивать коммуникативную культуру на родном и иностранном языках, предполагающую: 1) социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и родной культуры, иностранных языков и культуры народов)2) формирование у учащихся уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию; 3) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур. Чтение как один из основных видов речевой деятельности дает возможность успешно реализовать соизучения иностранного и русского языков, формируя у учащихся представления о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии родной и зарубежной стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности – М., 2001.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 2010.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 2008.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2005.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1998.

6. Любичева Е.В. «Слово, рожденное в глубочайших недрах речевого сознания…» (размышления о современных проблемах преподавания словесности)//Русская словесность. – 2015. - № 1.

7. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М, 2004.

Л.К. Иванова

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В МЕТАПРЕДМЕТНОМ ОБУЧЕНИИ

Задача модернизации образования — это плавный переход от репродуктивного исполнительского педагогического мышления, в основе которого лежит деятельность учащихся по образцу, по заданному алгоритму, к продуктивному самостоятельному проектированию образовательного процесса школы как модели социокультурного пространства, где совершается становление личности.

Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применить их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС – 2013 год) - это программа развития и формирования универсальных учебных действий ( УУД) для основного общего образования. В нём разработаны требования к освоению основной образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные, перечислены универсальные учебные действия(УУД) , которые обеспечивают в широком значении : умение учиться, то есть способствуют саморазвитию и самосовершенствованию личности путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия (УУД) в более узком значении – это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Учителя русского языка, работающие в Ленинградской области, успешно реализуют программу преподавания русского языка, о чём свидетельствует сдача ЕГЭ, результат которого выше, чем по России на протяжении 14 лет. Но метапредметные требования, заложенные в новом стандарте (ФГОС), требуют от учителя формирования другого типа сознания и у себя, и у учащихся. Если при традиционном ( информационном) обучении учитель главное внимание уделял реализации предметных целей, а развивающие и воспитательные цели не играли доминируюшей роли на уроке, то теперь он должен на каждый урок планировать два типа содержания – предметную деятельность и деятельность учащихся, то есть реализовывать предметные и метапредметные задачи, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Как осуществить метапредметное обучение, которое обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, на каждом уроке?

Очень важно, чтобы приведённая в статье таблица метапредметных универсальных учебных действий постоянно была перед глазами учителя, и, планируя предметные задачи урока, учитель обязательно спланировал бы и метапредметные умения.

Постепенно учитель, который меняет свои подходы в обучении, приведёт к изменению всего учебного процесса, в результате которого ученики приобретут опыт такой деятельности, который способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Таблица

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
* владеть всеми видами речевой деятельности - владеть устной и письменной речью, - извлекать информацию из различных источников, - перерабатывать, систематизировать - информацию, - предъявлять её оценивать свою речь с точки зрения содержания и языкового оформления, - сотрудничать с другими людьми Управлять своей деятельностью: (ставить и формулировать цели), - планировать свою деятельность, -прогнозирование результатов деятельности, -контролировать и оценивать достигнутые результаты своей (и чужой) деятельности (саморазвитие, самооценка) - выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение; - строить логическую цепь рассуждения (выдвигать тезис, гипотезу, их обоснование, подбирать аргументацию).  

Чтобы изменить свой подход в обучении, учитель должен понять, чем традиционное (информационное) обучение, на котором строился весь его опыт преподавания в школе, отличается от системно-деятельностного, развивающего( метапредметного) обучения.

Традиционные методы соответствуют субъект-объектному подходу в обучении, где главная фигура - учитель, и в основном он решают задачу формирования знаний, умений и навыков.

Он определяет весь ход обучения – в строгом соответствии с планом, используя, в частности, методы принуждения. Главной задачей учителя является поиск средств управления. Главная линия обучения – « все должны знать это.., уметь это..»

Индивидуализация хотя и объявляется важнейшим подходом к ученику, реально она входит в противоречие с главной направленностью обучения – учить всех одинаково! Индивидуальные особенности учитываются слабо.

Отметка на каждом уроке приобретает доминирующее значение в характеристике ученика. Обучение воспринимается учеником как необходимость, обязанность, долг, а также престиж ( я лучше других).

Основная форма обучения – фронтальная. Фронтальные формы работы, преобладающие в школе, порождают скуку у одних учеников и постоянное напряжение у других

Главные качества, которые ценятся учителем,- послушание и исполнительность.

Вербальные знания в формировании личности ученика – имеют определяющее значение. Опыт ученика, как правило, не учитывается.

Все методы, которые использует учитель, определяют преимущественно инструктивно-исполнительский характер деятельности субъектов образовательного процесса и предусматривают опору на запоминание учебного материала и воспроизведение как содержательных, так и деятельностных компонентов. Такая модель взаимодействия предполагает репродуктивный характер деятельности учащегося. Цель своей деятельности учитель усматривает в формировании заранее определённых качеств личности школьника независимо от их интересов, запросов и склонностей.

При системно-деятельностном , развивающем ( метапредметном) подходе структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, предложенных учителем, объединённых в целесообразную деятельность. Учитель на всех этапах обучения выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблемы, решение которой приводит к формированию предметных компетенций.

Учителю необходимо изменить свой стиль общения с учащимися:

- он управляет учебной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно учебно-познавательной деятельности учащихся, поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к своей; ученик работает самостоятельно и предъявляет результаты своей деятельности всему классу ( это возможно тогда, когда учитель планирует и реализует метапредметные задачи);

- добивается положительного отношения к предмету;

-создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;

- организует самоконтроль и самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку;

- учитель становится помощником, консультантом для учащихся. Его задача - побудить ученика к решению поставленных задач, вызвать интерес, желание учиться. Он организует индивидуальную помощь ученику во время его самостоятельной работы;

На уроках, где осуществляется системно-деятельностный ( метапредметный)подход в обучении:

- не используются методы принуждения;

- отметка не играет доминирующей роли. Она – средство поощрения, снятия напряжения. Особое значение приобретает самооценка, ориентация на индивидуальное обучение;

- основной вид мотивации обучения – познавательный интерес, творчество, потребность в качественном образовании, «мотивация достижения». Если обучение опирается на познавательную мотивацию, оно приносит ученику радость, вызывает потребность учиться, способствует развитию ответственности, инициативы, способности оценивать себя;

- максимально учитывается личный опыт учащихся;

- основные формы обучения индивидуальная, групповая, учебное исследование ( проблемное обучение), фронтальные формы обучения используются редко, преимущественно в форме лекций. Но и в этом случае учитель продумывает виды деятельности учащихся, активизируя их мыслительную, интеллектуальную и творческую деятельность.

Он организует самоконтроль и самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку, становится помощником, консультантом для учащихся. Его задача побудить ученика к решению поставленных задач, вызвать интерес, желание учиться, он организует индивидуальную помощь ученику во время его самостоятельной работы.

В ситуации самостоятельной( индивидуальной и групповой) работы ученик учится ценить не только свои собственные успехи, но и достижения другого. Кроме того, он постоянно анализирует собственные успехи и неудачи, учитывает, как они влияют на общий результат. Групповая и индивидуальная работа позволяет ученику увидеть собственные изменения, достижения, почувствовать значимость своей деятельности.

Приоритетным условием для развития познавательной активности учащихся на уроке и формирования метапредметных умений является сотрудничество со взрослыми, со сверстниками, со всеми окружающими людьми. По мнению Л.С. Выготского, «центральный для всей психологии обучения момент есть возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень», то есть развитие в значительной мере и есть сотрудничество.

Важную роль в формировании метапредметных умений играют современные образовательные, личностно ориентированные технологи: проблемное обучение, модульное обучение, технология критического мышления, ИКТ, исследовательская деятельность, методика вдумчивого и осознанного чтения текста по абзацам; обучение в парах, работа в группах, технология педагогической мастерской, коллективные способы обучения, метод проекта, исследовательская деятельность, арттехнологии и др. Они обеспечивают сотрудничество со всеми окружающими людьми, повышают эффективность образования по следующим показателям:

способствуют более прочному усвоению знаний;

создают возможность дифференцированного, индивидуального обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

повышают положительную мотивацию и интерес к учению;

обеспечивают самообразование, саморазвитие, позитивную самооценку и самоуважение личности;

развивают творческое и логическое мышление;

способность рефлексировать (то есть размышлять);

способствуют коммуникативному развитию в диалоге, в совместной деятельности;

формируют умение учиться самостоятельно.

Урок-опрос «Г. Державин «Властителям и судьям»

Идея этого урока возникла после беседы с 9-классником, который рассказал, как проходил данный урок. Учитель в течение всего урока строго спрашивал (ошибиться было нельзя) наизусть стихотворение и каждому отвечающему ученику задавал один вопрос по идейному содержанию или художественному своеобразию стихотворения Г. Державина. Я спросила ученика, что делали все остальные, и он простодушно ответил: «Дрожали».

Сценарий урока, на котором осуществляется системно-деятельностый, развивающий (метапредметный) подход в обучении, когда на одном уроке объединено два типа содержания: предметная область и метапредметная деятельность учащихся (метапредметное обучение).

Основной вид деятельности на уроке, где используются приёмы разных образовательных технологий, - индивидуальная, групповая работа и учебное исследование.

Наши рекомендации