Комбинированные уроки, в ходе которых решаются задачи разных типов.
Еще одна классификация всех разновидностей современных уроков дана М. И. Махмутовым с позиции развития познания самостоятельности учащихся на основе принципа проблемности:
Проблемные уроки.
Учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению (высший уровень проблемности) или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации (низший уровень проблемности). Проблемные уроки М. И. Махмутов называет «синтетическими».
Сущность проблемного («синтетического» урока)
Повторение пройденного приводит к незаметному вхождению учащихся в новую тему.
Осуществляется непрерывное повторение знаний, умений и навыков.
Происходит включение их в новые связи и сочетания, что обеспечивает комплексность и взаимосвязь основных этапов урока (объяснение нового материала, восприятие его, усвоение новых понятий, обработка навыков).
Таким образом, в проблемном («синтетическом») уроке нет чёткого деления на этапы, в нем все тесно взаимосвязано по принципу объединения методов преподавания и учения.
Непроблемные уроки.
Как известно, система уроков по любому предмету имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Однако цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала – темой курса – и имеет следующие дидактические части:
изучение нового материала;
закрепление материала;
повторение изученного раннее;
контроль (диагностика) знаний;
применение знаний в решении задач;
формирование практических умений и навыков.
Для современного урока русского языка существуют те же компоненты, что и для урока любой другой предметной области.
В свете реализации ФГОС претерпели изменения компоненты современного урока:
Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина
Целевой – постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы
Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе
Коммуникативный – уровень общения учителя с классом
Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного урока, для данной темы, для данного класса
Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса
Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока
Требования к технике проведения современного урока русского языка:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завешенными;
- необходим полный контакт в выстраивании коммуникативных связей, во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; педагогический такт и педагогический оптимизм должны соблюдаться неукоснительно;
- доминирующей должна быть атмосфера доброжелательности и активной творческой деятельности;
- обязательны различные виды работы учащихся, оптимальное сочетание многообразия современных методов и приемов обучения;
- соблюдение единого орфографического режима школы должно выполняться всеми учителями, а учителями-словесниками – тщательнее и заинтересованнее других.
Учитель-практик Добротина И.Г. отмечает [2], что достижение «умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности на базе различных универсальных учебных действий, которые включают: 1) учебные мотивы (личностные УУД); 2) учебную цель (регулятивные УУД); 3) учебную задачу (познавательные УУД); 4) учебные действия и операции – ориентировку, преобразование материала, контроль и оценку (регулятивные и коммуникативные УУД).
Решающим условием организации развивающего обучения в деятельностном подходе выступает совместная учебная деятельность.
Учебный предмет, согласно этой теории, должен не просто содержать ясно изложенную систему знаний, а особым образом организовывать познание детьми научных понятий, закономерностей, отношений изучаемых объектов.
Школьника учат учить себя, осознавать личную ответственность за результат обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.
Одним из эффективных средств является создание проблемных ситуаций на уроке. Речевой ситуации отводят особое место среди условий и средств обучения. С. Ф. Шатилов рассматривает речевую ситуацию как «экстралингвистические обстоятельства, которые побуждают человека реагировать речевыми действиями, решать в этой связи коммуникативные задачи». В этом смысле учитель-словесник обладает огромным арсеналом языкового и литературного материала, позволяющего создавать проблемные учебные ситуации.
Е. И. Матецкая [2] рассматривает учебную проблемную ситуацию «как модель таких жизненных ситуаций, в которых учащиеся определённого возраста много и охотно говорят».
Проблемная ситуация характеризует определённое психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в усвоении новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия.
Проявление творческой особенности ученика он видит в его психической готовности и способности к самостоятельной мыслительной деятельности в противоположность к подражанию, копированию, деятельности по шаблону, по алгоритму. Махмутов предлагает несколько способов создания проблемных ситуаций, например [4]:
- при столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
- при организации практической работы учащихся;
- при формулировании гипотез;
- при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
- при исследовательских заданиях.
Итак, стандарт нового поколения стимулирует современного учителя к выбору инновационных методов анализа учебного материала, способов поиска форм и приемов обучения, новых педагогических технологий и методов обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бояринцева А.В. Роль саморазвития в социально-психологической адаптации детей в условиях современного информационного пространства. // Сборник статей, тезисов докладов и материалов исследований Международной конференции «Девиация и информационное пространство образования». – М.: «ГАЛЛЕЯ-ПРИНТ», 2012.
2. Добротина И.Г. «Современные модели уроков русского языка». – М.: «Просвещение», 2014.
3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ОО». – СПб.: «Каро», 2014.
4. Махмутов М.И. «Проблемное обучение: основные вопросы теории». – М.: «Педагогика», 1975.
5. Рудина Л.М. Концепция пожизненного образования. // Сборник статей, тезисов докладов и материалов исследований Международной конференции «Девиация и информационное пространство образования». – М.: «ГАЛЛЕЯ-ПРИНТ», 2012.
6. Современный урок в рамках реализации ФГОС: из опыта работы. – М.: «ГАЛЛЕЯ-ПРИНТ», 2013.
7. Цыбулько И.П. «Русский язык. Планируемые результаты» – М.: «Просвещение», 2014.
Т. Н. Сокольницкая (Санкт-Петербург)