М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»
В ходе изучения романа неоднократно включаем в урок задания дискуссионного характера: произведение «Мастер и Маргарита» обычно вызывает живой интерес школьников, желание высказать свое понимание текста. Кроме того, роман является диалогичным и дискуссионным по своей природе. Пример задания:
Согласны ли вы с утверждением В.В. Лакшина: «Нечистая сила в романе Булгакова вовсе не склонна заниматься тем, чем по традиции она бывает поглощена — соблазном и искушением людей. Напротив, шайка Воланда защищает добропорядочность, чистоту нравов…»? Дайте развёрнутый аргументированный ответ. Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию. Все точки зрения участников обязательно должны быть поддержаны текстом романа. Необходимо выбрать ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.
Снова включаем задание, требующее самостоятельной формулировки темы сочинения на основе собранного материала. Удачные темы, сформулированные школьниками, используем в ходе итогового сочинения после изучения данного модуля: Сформулируйте темы сочинений, раскрывая которые можно использовать собранный вами в ходе сопоставления материал.
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
При анализе поэмы опираемся на вопросы к приведенному в тексте задания фрагменту.
Для того, чтобы учащиеся восприняли поэму в ее идейно-художественной целостности, целесообразно выполнить следующее задание:
«Вы знаете, что такое пытка надеждой?» Дайте развернутый ответ на этот вопрос А.А. Ахматовой, опираясь на текст поэмы.
Лирика
Русская поэзия Серебряного века
При изучении лирики целесообразно вспомнить материал 5—9 классов, организовать проведение конференции, конкурса чтецов или поэтического вечера. Это поможет, в частности, эффективно использовать время, отведенное на изучение данного раздела модуля. Самостоятельная активная деятельность учащихся будет способствовать повышению интереса к изучению лирики. Пример задания:
5–9 класах вы изучали произведения поэтов, чьё творчество относится к Серебряному веку русской поэзии, знакомились с их биографиями. Перечислим известные вам стихотворения….
Вспомните изученное. Проведите научно-практическую конференцию (конкурс чтецов, поэтический вечер). Ваши знания, умения анализировать стихотворения, читать их выразительно являются основой для успешного освоения содержания данного раздела курса литературы 11 класса.
Основным типом задания в данном разделе является анализ стихотворения. Вопросы к тексту дают направление анализа, помогают выделить главное, обобщить результаты наблюдений.
Заключительная контрольная работа к данному разделу также будет предусматривать самостоятельный стиховедческий анализ.
Драма
А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»
Целесообразно, чтобы учащиеся попытались дать самостоятельное объяснение жанровых особенностей пьесы. Для этого необходимо создать соответствующие условия, в частности, с помощью данной учебной задачи:
А.П. Чехов писал О.Л. Книппер: «Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы». Объясните, на какие особенности пьесы нужно обратить внимание, чтобы понять, почему Чехов определил её жанр как комедию.
Максим Горький. Пьеса «На дне»
Снова обращаемся к заданию, развивающему механизм предвидения, необходимый для осмысленного чтения художественного текста: Почему, по-вашему, Горький отказался от названия пьесы «На дне жизни»? Дайте развёрнутый аргументированный ответ.
Пьеса дает возможность различных интерпретаций. Поэтому эффективны вопросы, построенные на основе альтернативы, предполагающие спор или дискуссию: Сатин или Лука — главный герой пьесы М. Горького «На дне»?
Дайте развёрнутый аргументированный ответ.
Русская литература второй половины ХХ века.
ЧЕЛОВЕК В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ
Эпос
Обзорные темы подробно рассматриваются в тексте учебника. Целесообразно помочь учащимся в осмыслении учебно-научного текста. Для этого в УМК 11 класса включены специальные задания. Важное условие выполнения такого задания: при необходимости перечитывать и переосмысливать прочитанное. Пример задания:
Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы (при необходимости ещё раз обратитесь к тексту учебника)…
Еще одно задание, знакомое учащимся: С творчеством кого из писателей, упомянутых в статье, вы уже знакомы? Напишите краткую статью в литературную энциклопедию (или интернет-портал) об одном из писателей и его произведениях.
Задание считается выполненным только в том случае, если в созданном учащимися тексте проявлены необходимые жанровые признаки.
Русская военная проза
Б.Л. Васильев. Роман «В списках не значился», Василь Быков. Повесть «Сотников»
Выделим задания, нацеливающие учащихся на выражение своего понимания прочитанного, на формулирование своей интерпретации тех или иных аспектов произведения:
В чём символический смысл следующих деталей: часы, которые не купил Плужников; белые аисты, которых так и не увидел герой?
Объясните, опираясь на текст повести, о каком нравственном законе говорит критик И. Дедков: «Сотников, как и все лучшие герои писателя, хорошо чувствует неустранимое присутствие в мире нравственного закона и стремится следовать ему».
ПРОЗА О РЕПЕРЕССИЯХ