Вопрос № 5. Рассказать о теме страдания и сострадания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Фёдор Михайлович Достоевский считал, что страдание и сострадание (умение сопереживать страдающему) – главные и неизбежные стороны человеческой жизни. «Страдание принять и искупить себя им – вот что надо», - говорит героиня романа «Преступление и наказание» Соня Мармеладова.
Тема страдания и сострадания поднимается в романе «Преступление и наказание» (1866 г.) с первых страниц. Особую роль здесь играет эпизод сна Раскольникова перед убийством. Ему снится детство. Толпа пьяных людей на глазах у ребёнка убивает несчастную клячу. Маленький Раскольников в этом сне сострадает, плачет, стремится защитить страдающее животное, которое подвергают издевательствам. «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую окровавленную морду и целует её…» (часть 1, глава 5)
Неслучайно то, что после этого сна Раскольников готов отказаться от убийства старухи процентщицы: «… неужели же я в самом деле возьму топор…»
Достоевский так строит повествование в романе, что каждый из его героев (тех, кому сочувствует автор) проходит через испытание страданием. Писатель был глубоко религиозным человеком. Страдание, через которое прошёл Христос, было для Достоевского критерием смысла человеческой жизни. Кроме того, большую роль сыграли годы, проведённые писателем на каторге в Сибири, где он был окружён страдающими людьми, где единственной книгой было Евангелие.
Достоевский считал, что Петербург – это город, где неизбежно страдание людей, живущих в атмосфере разобщенности. Именно в таком городе могут рождаться идеи, подобные жестокой теории Раскольникова. Именно в таком городе страдают и погибают люди: погибают Мармеладов и его жена Катерина Ивановна; кончает жизнь самоубийством Свидригайлов. В романе есть эпизод самоубийства женщины, бросившейся с моста от отчаяния. Все эти события переплетаются в романе, созвучны друг другу.
Страдают и те, кто остаётся жить: Раскольников, его мать и сестра, Соня Мармеладова – это те герои, которые близки автору. Автор считает, что можно просить любой грех, если душа человека прошла через страдание. Соня Мармеладова предлагает Раскольникову путь спасения его души: она заставляет его пойти на Сенную площадь – людное место в Петербурге, встать на колени и покаяться перед народом в совершённом убийстве. Он выполняет это – и только потом идёт в полицию и даёт признательные показания.
Раскольников сослан на каторгу в Сибирь. Соня сопровождает его и тоже живёт в Сибири, неподалёку от острога каторжан. Любовь Сони к Раскольникову, её сострадание спасли его душу от отчаяния.
Вопрос № 6. Рассказать о духовных исканиях главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из героев)
Лев Николаевич Толстой – гордость русской литературы. Его произведения известны во всём мире. Толстой родился в семье русских аристократов. Его жизнь была наполнена событиями – радостями и горестями, взлётами и заблуждениями. И всегда, до своего последнего вздоха, Толстой находился в состоянии нравственного поиска смысла жизни. Один из афоризмов Толстого: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача селовека – участвовать в этом движении, и подчиниться, и содействовать ему».
В состоянии духовных исканий находились и герои произведений писателя, прежде всего – романа-эпопеи «Война и мир». Роман создавался 7 лет (1862-1869 гг.). Автор описал 15 лет из жизни нескольких дворянских семей: Болконских, Ростовых, Безуховых. С 1805 по 1820 год. В произведении более 500 героев. Жанр «Войны и мира» - роман-эпопея, то есть произведение, описывающее важнейшие события из жизни народа. В романе «Война и мир» таким событием стала Отечественная война 1812 года - война русского народа с наполеоновским нашествием. Ключевые главы романа показывают Бородинское сражение в августе 1812 года.
Главные герои романа - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Это любимые автором герои. Они не изображены в романе идеальными людьми. Толстой считал, что каждый человек обязательно должен в жизни совершать ошибки, иначе не будет внутреннего развития – так называемой «диалектики души» («диалектика» - развитие). Покажем это на примере образа Андрея Болконского.
Андрей Болконский, как и сам Толстой, - дворянин, аристократ, принадлежащий к высшему слою русского общества. В начале романа Болконский предстаёт перед нами как блестящий офицер, стремящийся сделать карьеру, принести пользу Отечеству. В 1805 году (начало действия в романе) его кумир – французский император Наполеон Бонапарт. Князь Андрей мечтает о том, чтобы повторить жизненный путь Наполеона, совершить главный подвиг своей жизни. Поэтому на поле Аустерлицкого сражения (декабрь 1805 года) князь Андрей с восторгом идёт в атаку, держа в руках полковой стяг и поднимая в атаку солдат. В этом сражении Андрей Болконский был тяжело ранен. И лёжа на поле Аустерлица и глядя в небо, он понимает, насколько пустыми были его мечты о повторении судьбы Наполеона. («Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».) В эти часы Болконский встречает своего кумира – Наполеона, который спасает ему, храброму офицеру, жизнь, отправив Болконского в госпиталь. Князь Андрей видит, как мелок и ничтожен его кумир.
Вернувшись в Россию из плена, Болконский пытается привыкнуть к простой и естественной жизни, овладеть ею. Пробует стать нужным семье, близким. Нередко ему кажется, что «жизнь кончена в 31 год». Встреча с Наташей Ростовой, любовь к ней обновляют душу героя. Он любит Наташу – но не прощает её, когда она допустила промах. Князь Андрей не способен прощать – и в этом Толстой видит его нравственное заблуждение.
1812 год – Бородинское сражение – многое изменит в князе Андрее. Он командует полком - и солдаты называют его «наш князь». Полк Болконского принимает участие в бородинском сражении. Перед сражением Болконский не может уснуть. Он думает о том, что исход сражения будет зависеть не от количества войска, а от «того чувства», которое есть в каждом русском, - чувства любви к родине.
Понимание смысла жизни приходит к князю Андрею после смертельного ранения, полученного на Бородинском поле. Он осознаёт, что любить всех, простить всех, даже тех, кого он раньше ненавидел, - в этом и есть смысл человеческой жизни. Князь Андрей умирает от ран. Перед смертью судьба дарит ему встречу с Наташей Ростовой, которую он прощает. Жизнь князя Андрея продолжается в его сыне – Николеньке, который часто вспоминает отца, все свои поступки сверяет мысленно с жизнью отца.
Андрей Болконский – один из любимых героев Толстого. Душа эого героя проходит свою «диалектику» от желания славы для самого себя до понимания прощения всех людей и любви к ним.
Вопрос № 7. Рассказать об идейно-художественном своеобразии рассказов А. П. Чехова (на примере одного из произведений)
Антон Павлович Чехов не имел дворянского звания. Он происходил из семьи мещанина, занимавшегося мелкой торговлей. Его дед был крепостным крестьянином. Как говорил сам писатель, «он всю жизнь выдавливал из себя по капле раба». В каждом произведении писатель утверждал ценность внутренней свободы человека, умения быть счастливым, не зависимым от общественного мнения, от пересудов и сплетен. Писатель Максим Горький написал однажды Чехову: «Вы, кажется, первый свободный и ничему не поклоняющийся человек, которого я видел».
Писатель родился на юге России – в городе Таганроге, провёл там детские годы. Поэтому действие многих его произведений происходит именно в провинции.
Расцвет творчества Чехова приходится на 90-е годы 19-го века. В эти годы он создаёт лучшие свои рассказы, в том числе и «маленькую трилогию о любви», в которую вошли рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1998 г.). В основе сюжета этих рассказов – истории любви. Но это только на первый взгляд. На самом деле прежде всег писателя интересует тема и проблема моральной деградации человека. (Деградация – распад, падение.) В период «безгеройного времени» (70-90 годы 19-го века) Чехова волновала проблема сохранения человеческого в человеке. (Вспомним сатирическую сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».) Как и Салтыков-Щедрин, Чехов использовал приёмы сатирического изображения действительности (например, сатирической гиперболы, авторской иронии, сарказма).
Особенно это проявилось в рассказе «Человек в футляре» (1898 г.).Символично уже само название произведения. Футляр здесь – как символ внутренней несвободы человека. Главный герой произведения – учитель древнегреческого языка – Беликов. У него в рассказе нет имени и отчества – только фамилия. Он учит гимназистов уже мёртвому языку, в который Беликов влюблён. «Антропос!» - восклицает Беликов с умилением. Что значит – «человек»… Другая высшая ценность для чеховского героя – это всевозможные циркуляры (указания, распоряжения, инструкции). Больше вего в жизни он боится нарушить какой-нибудь циркуляр. «Как бы чего не вышло!» - всё время думает Беликов. Он свой страх внушает и окружающим. Все в городе боятся простого учителя гимназии (целых 15 лет) - потому что он подсматривает, подслушивает… и доносит.
Портрет героя - это явная сатирическая гипербола (преувеличение). «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехлеиз серой замши…», «И лицо, казалось, тоже было в чехле». Галоши, зонтик, тёплое пальто на вате, тёмные очки, уши заложены ватой – таков Беликов в изображении Чехова.
И такой человек влюбляется! Влюбляется в совершенную свою противоположность – весёлую хохотушку Вареньку. Жизнь «влюблённого антропоса» заканчивается трагически: свалившись с лестницы, под Варенькин хохот, Беликов умирает. Умирает, не пережив позора. Рассказчик Буркин гворит о похоронах Беликова: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, - это большое удовольствие».
В рассказе «Человек в футляре» Чехов показывает парадоксальность, абсурдность провинциальной жизни в «безгеройное время» в России. Как и «премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина, герой Чехова проживает пустую жизнь.