КаковарольженскихобразоввроманеМ.Ю. Лермонтова «Геройнашеговремени»?
Всеженскиеперсонажи - представительницыразныхмиров: Бэла-однаиз“детейприроды”, вмиркоторыхпопадаетПечоринвповести“Бэла”; ундинапредставляетвроманеромантическиймирбеззаконнойвольности, ккоторойстремитсяПечорин; княжнаМерииВерасоциальнородственныглавномугерою.
ПервойпередчитателямипредстаеткавказскаядевушкаБэла, откоторойвеетдушевнойчистотой, добротойиискренностью. Ноеехарактернелишенитакихнациональныхчерт, какгордость, чувствособственногодостоинства, неразвитостьиспособностькстрасти. ОбидевшисьнаПечориназауходнаохоту, гордоподнявголову, онаговорила: “Янераба - якняжескаядочь!..”Лермонтовнедаетподробногоописаниявнешностичеркешенки, нообращаетвниманиенаееглаза, которые, “какугорнойсерны, такизаглядывали... вдушу”. ОнатакстрастноигорячолюбитПечорина, чтоеголюбовькнейкажетсянеглубокойинесерьезной. ОбразБэлынуженбылЛермонтовудлятого, чтобыпоказать, чтоитакойчистойинежнойлюбвиПечоринумалодляответногоиискреннегочувства. Емувсенадоедает, ионделаетвывод: “Любовьдикаркинемногимлучшелюбвизнатнойбарыни; невежествоипростодушиеоднойтакженадоедают, какикокетстводругой”.
Следующаягероиня - ундина - помогаетавторупоказатьстремлениеПечоринапознатьтотромантический, загадочныймир, ккоторомуонапринадлежит. Этомирбеззаконновольнойжизни, иэтопритягиваетПечорина, какивсеновоеинепознанноевжизни.
Героиняновеллы“Тамань”являетсятипичноромантическимобразом: белыедлинныеволосы, гибкийтонкийстаниглаза, обладающиекакой-томагнетическойвластью. Онапостояннонаходитсявдвижении, порывиста, какветер.
В“Тамани”Лермонтовиспользовалтакойхудожественныйприем, какромантическаяирония: Печоринбросаетсявлодкузаундиной, но, толькоотплыв 50 саженотберега, вспоминаетотом, чтоплаватьнеумеет. Этоподтверждаетегоувлеченностьтаинственностьюундиныимиром“честныхконтрабандистов”. НоивэтомромантическоммиреПечориноказываетсялишниминенаходитсебепристанища.
Ноивмире, ккоторомупринадлежитгеройпорождению, онтакжечувствуетсебяодинокимибесполезным. Так, вповести“КняжнаМери”представленыженскиеобразы, которыепомогаютраскрытьпричинытакогосостояниягероя.
КняжнаМериумна, начитанна, благороднаинравственночиста. Онаромантикпонатуре, причемнаивный, таккаконаещемолодаинеопытка. Печоринхорошоразбираетсявлюдях, иособенновженщинах, онсразупонялсущностьМери: ейинтересноинравитсято, чтотаинственно, загадочноинедостижимо, ейхочется, чтобымужчинызабавлялиее. ТакбылосГрущницким, которыйсначалазаинтересовалеесвоимипышнымифразами, апотомнадоел. ВсевниманиепереключилосьнаПечорина, появившегосякакромантическийгерой, такнепохожийнадругих. Печорин, самнезнаяпочему, стараетсяувлечьмолодуюдевушку, иона, посвоейнаивностиинеопытности, влюбляетсявнего.
КняжнаМеринужнабылаЛермонтову, чтобыпоказатьстрастьПечоринавластвоватьнадлюдьми, возбуждатьчувстволюбви, приносядругимтолькострадания. Мывидим, что“молодая, едвараспустившаясядуша”Меринеспособнапробудитьвглавномгероенастоящиеиискренниечувства. ИлюбовьнаивнойМериемутакжененужна.
Другаягероиняповести“КняжнаМери” - Вера-играетбольшуюрольвраскрытиихарактераПечорина. Она - единственныйженскийобраз, которыйсопоставляетсясглавнымгероем, анепротивопоставляется. Ееобразначертаннеясно: Лермонтовнеописываетеежизньподробно, нераскрываетподробноиеехарактер. Ноприэтомуказываетнато, чтоВера - единственныйчеловек, полностьюпонявшийсущностьПечорина, любящаяегосовсемидостоинствамиинедостатками. ЭтупроницательностьиверностьчувствунемогнеоценитьисамПечорин: “Онаединственнаяженщинавмире, которуюяневсилахбылбыобмануть”, - итолькоонаоднавызываетнастоящиеиискренниечувства, хотяимимолетные. ЧувстваВерынастолькосильны, чтоонапрощаетвсестрадания, принесенныеейПечориным, продолжаялюбитьего, зная, чтоониникогданебудутвместе. ВобразеВерымывидимпокорность, жертвенность, унеенетярковыраженногочувствасобственногодостоинства, онасновапризнаетсявлюбвиПечоринупослетого, каконужеодинразееоставил. Всеэтонужнобылоавтору, чтобыещеболеепоказатьэгоизмгероя, егоотношениекокружающим, боязньпотерятьсвободу - главное, поегомнению, вжизни.
Итак, всеженскиеперсонажироманаиграютважнуюроль: сихпомощьюЛермонтовпоказывает, чтоПечоринодиноквлюбойсреде, оннеможетнайтиуспокоениядажеътакомглубокоинтимномчувстве, каклюбовь. Любовьженщины, ккакомубыкругуонанипринадлежала, лишьнамгновениеможетувлечьего, нополностьюотдатьсяэтомучувствуоннеможет, ивэтом - еготрагедия.