СмыслназванияроманаМ.Ю. Лермонтова «Геройнашеговремени».
Намойвзгляд, роман«Геройнашеговремени»названименнотакпонесколькимпричинам. Впервуюочередь, главныйгеройнеразрывносвязансосвоейэпохой, сжизньюдворянства, сегоотношениемкмиру. Лермонтовпоказываетнамчеловека, полногопротиворечий, но, темнеменее, находящегосявпоискеистины. Нонаходитлионто, чтоищет?
Нет, Печорин, подобноОнегину, невидитсвоегосчастья. Скукаиэгоизмобъясняютсяневнутреннейпустотойгероя, аболееглубокимипричинами. «Современныйчеловек»уЛермонтованевиновенвсвоейбесполезностидляобщества. Авторкакбыпредставляетсвоемугероюполнуюсвободувыбора, однакопоступкиПечоринанезаметнодемонстрируютнетолькоеговолю, ноистоящуюзанимивластьобстоятельств, аглавное–влияниесовременногообщества.
Такихлюдей, какПечорин, вдворянскомобществениколаевскойРоссиибылонемного. И, темнеменее, вэтомсвоеобразном, исключительноодаренномчеловекеЛермонтовпоказалтипичногодворянскогогероя 30-хгодов.
Геройнетольконеимеетничегообщего, ноиглубоковраждебенобывательскому, обыденномуотношениюкдействительности, котороегосподствуетвдворянскомобществе. КритическийвзглядумногоинаблюдательногоПечоринанадействительностьеговременивомногомсовпадаетсовзглядамисамогоавтора.
Времясозданияроманабогатозначительнымисобытиямивобщественнойжизни. ДорусскойпубликисталидоходитьидеиГегеля, сочиненияутопистов–Фурье, Руссоидругих. Вместестем, вРоссиипроисходилозаметноеоживлениеобщественноймысли, рождаласьславянофильскаяидеология. Этобыловремяпоявлениямногочисленныхтенденций, ещенеоформленных, ноужезаявившихосебе. ВэтойэпохетольковозникающихлитературныхидейЛермонтовсоздаетроман, вобравшийвсебявсю«незавершенность»эпохи.
Такжеследуетподробнееостановитсянаслове«герой»вназванииромана. Самоэтословонесетвсебенесколькозначений. Герой–этоиглавныйперсонажромана, и, вместестем, яркаяличностьэпохи, чем-тозаслужившаяэтозвание. Сразужевозникаетвопрос: «МожнолисчитатьПечоринагероем, потомучтоегопоступкиидействиеневсегданосятгероическийхарактер?»Лермонтовскийгеройнеобыкновенен, «странен», ивсесобытия, вкоторыхонучаствует, стольженеобыкновенныистранны. Печорин–этосложившийсяхарактер, которыйпопадаетвнеожиданныеситуации. Онпредставленкакисторическизакономерныйгеройвремени. Наверное, такаяэпоханемогларождатьиныхгероев. Присвоей«странности», непохожестинадругих, Печорин, темнеменее, типичныйгеройсвоеговремени, таккакэгоизмом, противоречивостьюхарактера, хандройболеннетолькоглавныйперсонажромана, ноивсеобществовцелом. Такимобразом, назвавсвойроманименнотак, Лермонтовхотелпоказать, чтоПечоринявляется«визитнойкарточкой»своейэпохи. Вегообразе, позамыслуавтора, соединиласьтипичностьтакойличностивобществеиееуникальность, потомучтовдругиевременасудьбаглавногогероясложиласьбыиначе.
Каксодержаниеповести «БеднаяЛиза» Н.В. Карамзинаподтверждаетмысль «…Икрестьянкиумеютлюбить»?
Фраза—«икрестьянкилюбитьумеют». Сентименталисты, вотличиеотклассицистов, отдавалипредпочтениекультучувствапередкультомразума. Приэтомониутверждаливнесословнуюценностьчеловека, еговысокиенравственныекачества. ЭтаключеваяфразауКарамзинадаетновыйвзгляднапроблемусоциальногонеравенства. Различиявсоциальномиимущественномположенииещенесвидетельствуютопревосходствеодногосословиянаддругим. ВысокиминравственнымиценностямиобладалиотециматьЛизы, самаонамноготрудилась. Авторподробноописываетразвитиееелюбовногочувстваотзарождениядоотчаяния. ДляЛизыпотерялюбвиравносильнапотережизни. Идеяповестисосредоточенавприведеннойнамифразе, котораясталаформулойсентиментальнойлитературы.
Немаловажнадляпониманияавторскойпозициииманераизъяснениячувств, котораясвойственнаглавнойгероинеповести: посвоейлексике, попонятиямипредставлениямонаничемнеотличаетсяотвыражениячувствобразованнойбарышни. В. И. Коровинобъясняетэтотем, что«художественноезаданиеКарамзинаотчастиисостояловтом, чтобыприблизитьчувствакрестьянкикчувствамобразованнойбарышниитемсамымстеретьразличиявсодержаниииформахдушевныхпереживаний».