РольавторскихотступленийвпоэмеН.В.Гоголя «Мертвыедуши».
Поэма«Мертвыедуши» - сложноепроизведение, вкоторомпереплетаютсябеспощаднаясатираифилософскиеразмышленияавтораосудьбеРоссиииеенарода.
Значительноеместовпоэмезанимаютавторскиеотступленияивставныеэпизоды.ВнихН.В. ГоголькасаетсясамыхострыхвопросовобщественнойжизниРоссии. ОтправимсявследзаглавнымгероемпоэмыЧичиковым, чтобыпознакомитсясдругимиперсонажамипроизведенияипрочестьлирическиераздумьяавтора, сопровождающиеразвитиюсюжетаидающиеключкпониманиюособенностей«Мертвыхдуш». ВнебольшойгородприезжаетскромныйинезаметныйгосподинЧичиковивпервыепоявляетсявобщественавечеринкеугубернатора. ПавелИвановичзнакомитсясместнымдворянствомисразужеделитегона«толстых»и«тонких». ЗдесьследуетироническоерассуждениеГоголяобовсехпредставителяхрусскогодворянства. Автордаженеставитвопросаобихобразованности, интеллигентности. Онкакбынамекает, чтоонивсе, какнаподбор, одинаковоневежественныиглупы, аотличитьихможнотолькопоодномупризнаку - «толстые»ониили«тонкие». «Толстые» - этопочетныечиновникивгороде, ониумеютлучшеобделыватьсвоидела, нежелитонкие. Тоненькиевиляюттудаисюда, ихсуществованиесовсемненадежно. Толстыеженикогда«незанимаюткосвенныхмест, авсепрямые, иужеслисядутгде, тосядутнадежноикрепко, такчтоскорейместозатрещитиугнетсяподними, аужонинеслетят…». ЭтимисловамиавторвысмеиваетдворянствоРоссииичиновничийаппарат, когдадолжностизанимаютдалеконеумныелюди, акрепкиетолстяки, которыхневозможносместить. АкакточноописываетГогольумениерусскихлюдейобщаться, взависимостиоттого, какоеположениевобществезанимаетсобеседник: «Пересчитатьнельзявсехоттенковитонкостейнашегообращения!». Идалееавторпродолжает: «Французилинемецпочтитемжеголосомилитемжеязыкомстанетговоритьисмиллионщиком, исмелкимтабачнымторгашом. Унаснето: унасестьтакиемудрецы, которыеспомещиком, имеющимдвестидуш, будутговоритьсовсеминаче, нежелистем, укогоихтриста…». Благодарятакомупростомусравнению, авторпоказывает, какойбогатойможетбытьрусскаяречьикакжаль, чтоэтобогатствоиспользуетсядлявыраженияугодничестваичинопочитания, царящихвобществе. Каквосхищаетсяавторумениемрусскихлюдейдаватьточныеиметкиехарактеристики, «какпашпортнавечнуюноску», когдачеловек«однойчертойобрисовансногдоголовы!». Гогольпризываетчитателейсохранятьбогатствонациональногослова, котороетак«замашисто, бойкоивырвалосьиз-подсамогосердца…». Вначалешестойглавыпоэмыавторприводитсвоилирическиеразмышленияоюности. Икажется, чтовегонастроениинаступаетперелом. Послеироническихрассужденийо«толстых»и«тонких», послевосторженныхсловорусскомязыке, вновьпоявляютсяуныниеигрусть. Какмногоновыхиприятныхвпечатленийготовилкаждыйдень, прожитыйвюномвозрасте, «всеостанавливалоипоражало…». Теперь, попрошествиилет, все«неприютно, несмешно, иничтонепробуждает, каквпрежниегоды, живоедвиженьевлице, смехинемолчныеречи, ибезучастноемолчаниехранятнедвижныеуста». «Омояюность!Омоясвежесть!» - всеэтобезвозвратноушло, печальнозамечаетавтор. Почемувчеловеке, свозрастом, умираетвсеживое, открытое, доброе? Чтобынепревратитьсявчерствыхиравнодушныхлюдей, авторпризываетнас: «Забирайтессобоювпуть, выходяизмягкихюношескихлетвсуровоеожесточающеемужество, забирайтессобоювсечеловеческиедвижения, неоставляйтеихнадороге, неподымитепотом!». Особеннозначительными, намойвзгляд, являютсяразмышленияГоголяописательскихсудьбах, отехтемах, которыеподнимаютавторывсвоемтворчестве: «Счастливписатель, которыйнеизменялниразувозвышенногостроясвоейлиры, нениспускалсясвершинысвоейкбедным, ничтожнымсвоимсобратьям…Онсокрылпечальноевжизни, показавпрекрасногочеловека…». «Носовсемдругаясудьбаписателя, дерзнувшеговызватьнаружувсе, чтоежеминутнопередочами–всюстрашнуюпотрясающуютинумелочей, опутавшихнашужизнь, которымиполнанашаземная, подчасгорькаяискучнаядорога…», - продолжаетавтор. «Суровоегопоприщеигорькопочувствуетонсвоеодиночество», - констатируетписатель.
Такимобразом, авторпытаетсянетолькоуказатьписателямудобныйпутькславе, ноинаправитьихнатернистыйпутьхудожника, неравнодушногоксудьбамРоссии. Будущее, помнениюГоголя, все-такизаписателями-патриотами, которыхзаботитсудьбанарода. Иавторнадеется, чтокнимтожепридетзаслуженноепризнание.
Отвечаянавопрос«ДлячегоГогольвводитвсвоюпоэмутакмногопрекрасныхлирическихотступлений?», можносказать: авторвоспользовалсятакимприемом, чтобыпоказатьвсюпустоту, мелочность, низменностьжизниразличныхпредставителейроссийскогообщества. Ихобразынаконтрастномфонелирическихотступленийвыглядятособенномелкими, абсурднымииничтожными. Этиразмышленияавторапомогаютразоблачениючиновничестваипротивопоставляютпомещикамсовсемдругойобраз–образРоссии, которая«летитксвоемувозрождению».