Проявление истинного и ложного патриотизма в романе «Война и мир» Л. Толстого
На страницах романа «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает патриотизм народных масс, противопоставляя ему полное равнодушие к судьбе своей страны и народа представителей высшего света. Война не изменила роскошной и спокойной жизни столичного дворянства, которая шла по-старому, была насыщена сложной борьбой различных партий, заглушаемой, «как всегда, трубением придворных трутней». «...И из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ».
Толстой разоблачает крикливый патриотизм «растопчинских афишек», написанных псевдонародным языком, лжепатриотизм петербургских салонов, посетители которых, воспитанные на французской культуре и утерявшие свой национальный облик, в связи с войной срочно решили не ездить во французский театр, отказаться от французской кухни и перейти на русские щи.
Светское общество было далеко от осмысления угрозы, нависшей над Россией, оно продолжало жить собственными мелкими интересами: все та же борьба за власть и деньги, все те же интриги и легкий флирт.
Писатель создает яркую картину заседания в Слободском дворце, где «подслеповатые, беззубые, плешивые» старики-дворяне, далекие от политической жизни, оторванные от народа, по-настоящему не осведомленные о состоянии дел, были призваны спасать отечество. Ораторы же из молодых дворян упивались собственным красноречием. Все это очень не похоже на подлинный политический порыв.
Но были среди дворян и настоящие патриоты, такие как старик Болконский, энергично собирающий ополчение для борьбы с французами. Его разбивает паралич. Умирающий, он рыдает, оплакивая погибель России.
Основная мысль Толстого заключается в том, что близость к народу обогащает, наполняет содержанием духовную жизнь. В то время как отдаленность дворянского сословия от народных масс свидетельствует о скудности души его представителей, об отсутствии моральных принципов. Чаще всего это лживые и насквозь фальшивые придворные типа князя Василия или карьеристы вроде Бориса Друбецкого, желающего «устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии», или особо неприятные персоны лифляндских немцев наподобие Берга, который в минуту всеобщего горя не упускает возможности поживиться и занят покупкой шифоньерки и туалета «с аглицким секретом».
Истинных патриотов, близких к народу, мы видим в лице Пьера, князя Андрея, Наташи. «Народная война» 1812 года несла в себе огромную силу, способствующую очищению и нравственному перерождению любимых героев Толстого, благодаря чему они расстались с сословными предрассудками, стали человечнее и благороднее. Князь Андрей, оставив свою гордыню, сблизился с простыми солдатами, понял, что главное предназначение человека состоит в служении родине, народу. Смерть обрывает его духовные искания, но сын Николенька продолжает благое дело своего отца. Нравственное обновление Пьера тоже происходит через сближение с солдатами. Показывая эволюцию этого героя, Толстой описал его увлечение европейской политикой, масонством, благотворительностью, философией. Но ничто не дало ему такого морального удовлетворения, как обретенная через общение с простым народом истина, что цель жизни — в самой жизни: «Пока есть жизнь, есть и счастье».
Многих героев романа война приблизила к основам общенационального единства, приобщила к мыслям и чувствам общегосударственного масштаба, благодаря чему они открыли в своей душе новый мир, обрели свежие, облагораживающие силы.
Примечательна в этом отношении сцена отъезда Ростовых из Москвы, прекрасна Наташа, в патриотическом порыве принявшая решение вывезти раненых на семейных подводах, оставив на поругание врага домашнее имущество.
Говоря об истинном и ложном патриотизме, нельзя не отметить разоблачение писателем «русского патриотизма» немцев. Это, как уже было сказано, и низкое поведение Берга, и презрительные слова Наташи, произнесенные в ответ на распоряжение матери не разгружать подвод для раненых: «...По-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю. Разве мы немцы какие-нибудь?..» И в других эпизодах присутствует обличение тупого солдафонства немцев, состоящих на русской службе, отмечается их презрительное и высокомерное отношение к людям, стране, в которой они живут. И в этом не только отражение горячих патриотических чувств Толстого, но и страстная борьба за основы русской национальной культуры, ее традиций, переживания за влияние на нее иностранных веяний, ослабляющих сознательность определенных слоев общества, несущих в себе разрушительную силу. Ведь только знание своих истоков, истории культуры страны и ее народа делает человека истинным патриотом своей родины.