Контроль предметных результатов

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Тематический план

№ п/п Наименование разделов Количество часов
Вводный урок.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII века.
Шедевры русской литературы XIX века.
Поэзия XIX века.
Литература XX века.
Романсы и песни на слова русских писателей XIX и XX веков.
Из зарубежной литературы.
Повторение.
ИТОГО
     

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

Ø приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

Ø формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

Ø развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

Ø воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

Ø воспитание культуры речи учащихся.

Устно:

v Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

v Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

v Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

v Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

v Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

v Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), ка­талогов.

Письменно:

v Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объема в соответст­вии с изученным.

v Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

v Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

v Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

v Создание письменного оригинального произведения (поучения, на­ставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

v Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

- воспроизвести их конкретное содержание,

- дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

- род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку;

- обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания;

- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;

чтение и речевая деятельность

- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

- давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

- писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

- писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обяза­тельного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

· обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

· ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

· оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

· ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитывают­ся как различные возможные толкования содержания произве­дения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

· начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

· факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

· глубина освоения идейно-художественного содержания произ­ведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз­ личных сторон содержания и формы произведения, обоснован­ность и самостоятельность оценки);

· уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произ­ведений);

· качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.

(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)

Тест итогового контроля

Тест «Итоговый по курсу литературы 9 класса»

Предлагаемый тест может быть использован для проведения итогового контроля по курсу литературы 9 класса в конце учебного года. Тест включает в себя темы, изучаемые в учебнике-хрестоматии под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Автор программы – Т.Ф. Курдюмова.

Вопросы связаны с определением жанров литературы, литературных направлений, художественных средств изобразительности, композиционных особенностей, стихотворных размеров. Выявляют знание текстов изученных художественных произведений, биографий писателей.

В тесте представлена древнерусская литература, литература восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого веков.

Способы формулирования вопросов теста могут также использоваться для создания теста по аналогии самими обучающимися.

Итоговый тест по курсу литературы 9 класса

  1. Жанр «Слова о полку Игореве» - это

а) житие

б) воинская повесть

в) летопись

г) слово

  1. Какой принцип является «лишним» для классицизма?

а) единство места

б) единство времени

в) единство действия

г) единство языка

  1. Авторские мысли высказывает в «Недоросле»

а) Стародум

б) Милон

в) Фонвизин, автор

г) Цыфиркин

  1. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на фоне природы?

а) классицизм

б) романтизм

в) сентиментализм

г) реализм

  1. Какая характеристика не относится к романтизму?

а) деление жанров на высокие и низкие

б) противоречие между идеалом и действительностью

в) конфликт между личностью и обществом

г) стремление к свободе

  1. Жанром какого литературного направления является ода?

а) сентиментализм

б) классицизм

в) романтизм

г) реализм

  1. Соотнесите произведения и литературные направления:

а) классицизм

б) сентиментализм

в) романтизм

г) реализм

1) «Бедная Лиза»; 2) «Фелица»; 3) «Светлана»; 4) «Первая любовь»

8) Кому из героев комедии «Горе от ума» принадлежит фраза «Служить бы рад – прислуживаться тошно»?

а) Простакову

б) Молчалину

в) Фамусову

г) Правдину

9) Кого имел в виду М.В. Ломоносов под именем «Невтон», когда написал: «… может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»?

а) знаменитого певца

б) Нептуна

в) Ньютона

г) древнегреческого философа

10) Кто является автором критического этюда «Мильон терзаний»?

а) В.Г. Белинский

б) А.С. Грибоедов

в) Н.Г. Чернышевский

г) И.А. Гончаров

11) Кто является автором русского романтизма?

а) Н.М. Карамзин

б) Г.Р. Державин

в) В.А. Жуковский

г) А.С. Пушкин

12) Каким стихотворным размером написан роман «Евгений Онегин»?

а) хорей

б) дактиль

в) анапест

г) ямб

13) Из какой страны вернулся в своё имение герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Владимир Ленский?

а) Италия

б) Германия

в) Англия

г) Франция

14) Сколько строк в «онегинской строфе»?

а) четыре

б) шесть

в) семь

г) четырнадцать

15) Как называлось имение, в котором провёл своё детство М.Ю. Лермонтов?

а) Болдино

б) Лермонтово

в) Спасское-Лутовиново

г) Тарханы

16) Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является первой в хронологическом отношении?

а) «Бэла»

б) «Максим Максимыч»

в) «Тамань»

г) «»Фаталист»

17) Какой герой не является действующим лицом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

а) Вернер

б) Вадим

в) Грушницкий

г) Печорин

18) К какому жанру относится произведение «Мёртвые души» Н.В. Гоголя?

а) роман

б) поэма

в) эпопея

г) повесть

19) Как звали героиню повести И.С. Тургенева «Первая любовь»?

а) Ольга

б) Зинаида

в) Елена

г) Татьяна

20) Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А.П. Чехова?

а) «Человек в футляре»

б) «Ионыч»

в) «Крыжовник»

г) «О любви»

21) Основоположником какого литературного направления является А.М. Горький?

а) романтизм

б) сентиментализм

в) критический реализм

г) социалистический реализм

22) Какие художественные средства выразительности использованы в строке С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…»?

а) гипербола и метафора

б) олицетворение, эпитет, инверсия

в) сравнение и градация

г) олицетворение, инверсия

23) Одно из ранних стихотворений В.В. Маяковского называется

а) «Будьте!»

б) «Возьмите!»

в) «Отстаньте!»

г) «Нате!»

24) В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» повествуется

а) о жизни А. Соколова и его семьи в годы гражданской войны

б) о времени Великой Отечественной войны

в) о первой мировой войне

г) о коллективизации

Критерии и нормы оценки

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ

Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» Ставится за сочинение: Глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.
«4» Ставится за сочинение: Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. Допускается: 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» Ставится за сочинение: В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки
«2» Ставится за сочинение: Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
«1» Ставится за сочинение: Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2». Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Учебно-методическое обеспечение программы

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

Словари и справочники:

1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

6) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:

Эскимо, 2008

10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/


Наши рекомендации