Вопрос 9: Как соединить все части сочинения?
Композиционная часть сочинения | Примеры речевых клише и скрепы |
1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть | В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература (9 слов). |
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис (15 слов). | |
Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы. | |
За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы | |
Размышляя над тем, что … (например, дружба и вражда), не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… | |
Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы. | |
В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе | |
В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям... | |
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература | |
Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими. | 1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример (примеры) из художественной литературы 2. Каждый тезис начинается: Во-первых, (тезис + аргумент) Во-вторых, (тезис + аргумент) |
1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении: В этом легко убедиться, обратившись к художественной (публицистической) литературе 2. Каждый тезис начинается: Например, (тезис + аргумент) Кроме того, (тезис + аргумент) | |
2. Внутри основной части, если тезис был заявлен во вступлении (переход от одного аргумента к другому) | Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… |
Можно привести и другой пример. | |
Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, - ... | |
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о..., возьму произведение... В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ... | |
Эта же тема рассматривается и в произведении… | |
3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение | К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо… |
И в заключение мне бы хотелось сказать, что... | |
Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «...» | |
В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что ... | |
В заключение хочется призвать людей ... | |
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что |
II. Практическая работа в группах
Проба пера»
Ребята, перед вами тема сочинения, которая дана в форме высказывания немецкого мыслителя XX века
Тема: Разум — счастливый дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)
Пишем вместе вступление
Группа 1 начнёт сочинение с записи высказывания Эрика Фромма и даст своё толкование этому афоризму.
Группа 2начнёт сочинение с вопросов, которые можно задать, чтобы ответить на высказывание Эрика Фромма.
Группа 3 начнёт сочинение, вступив в диалог с воображаемым собеседником, или пригласит его к разговору.
Группа 4 начнёт сочинение с обоснования причин обращения к этой теме, её актуальности
2) Проверка написанных учениками вступлений[7]
Группа 1. Эрих Фромм, крупнейший мыслитель XX века, сказал: «Разум — счастливый дар человека и его проклятие». Так ли это? Почему разум является и даром человека, и его проклятием? На мой взгляд, Господь дал разум человеку, чтобы тот мог управлять своими эмоциями, чтобы мог мыслить, действовать, познавать мир, находить связь вещей и явлений. Разум является величайшим подарком. И в то же время, если бы человек меньше задумывался о славе, о карьере, об отношении окружающих, то реже бы испытывал зависть, злобу, ненависть, разочарование... В этом, мне кажется, и проявляется проклятие разума. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература (96 слов).
Группа 2.Почему Эрих Фромм, крупнейший мыслитель XX века, назвал разум даром и проклятием человека? Думается, разум дан человеку как дар для того, чтобы его жизнь не была пустой и бессмысленной, чтобы им правили не только инстинкты и эмоции. Однако, когда человек подчиняет разуму все свои чувства, в том числе и добрые, то разум становится проклятием: он порабощает человека.Могу доказать свою точку зрения, обратившись к художественным произведениям. (66 слов)
Группа 3. Слышали ли Вы утверждение Эриха Фромма, который назвал разум даром и проклятием человека? Согласитесь, в этом высказывании скрыт глубокий философский смысл. Мне кажется, разум дан человеку для того, чтобы он познавал мир, а потом использовал свои знания для утверждения добра на Земле. В этом смысле разум – дар. Но человек придумал оружие, изобрёл орудие пыток, научился убивать... Всё это тоже действия разума, и в этом – его проклятие. Человек, слушая голос разума, не должен забывать о чувствах, особенно о чувстве милосердия. Только тогда разум будет приносить пользу и радость. За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы. (94 слов)
Группа 4. Век XXI отличается рационализмом: рвутся связи, созданные поколениями, Растёт влияние техники на человека, его духовное здоровье. Дети перестают играть на свежем воздухе, их поработил компьютер – искусственный интеллект. Всё это влияние разума на человека. Достижения разума стали, как ни парадоксально это звучит, его проклятием. Наверное, поэтому проблема влияния разума на человека актуальна сегодня, как никогда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (63 слова)
III. Домашнее задание.[8]
Продолжите работу над сочинением, используя прием «Цветные поля”.
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь» |
ЗАНЯТИЯ 5-6