I раздел. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитиеэмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
· освоениетекстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 408 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V кассе – 102 часа (из расчёта 3 учебных часа в неделю), в VI, VII, VIII классах выделяется по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
II раздел. Содержание учебного материала
№ | Содержание учебной программы основного общего образования по «Литературе…» (основные блоки соответственно Примерной программе) | Кол-во часов | Сроки освоения (указать класс) | ||||
5 класс | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
| Литература как искусство слова. | ||||||
| Мифология. | ||||||
| Русский фольклор. | ||||||
| Древнерусская литература | ||||||
| Литература 18 века | ||||||
| Русская литература 19 века | ||||||
| Русская литература 20 века. | ||||||
| Зарубежная литература | ||||||
| Современная литература | ||||||
8. | Внеклассное чтение | ||||||
9. | Развитие речи. | ||||||
Итого |
III раздел. Учебно-тематическое планирование. 5 класс
№ | Тема (подтема) | Кол-во часов | Цели | Тип урока | Вид контроля | Выполнение практической части | ||
Р/Р | В/Ч | НРК | ||||||
Вводный урок. Литература – искусство слова. | Познакомиться с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле в художественном произведении; о художественном творчестве, о писателе и авторе; о литературных жанрах. | Изучение нового материала | Составление кластера. | |||||
2-5 | МИФЫ. (4) Мифы разных времён и народов. Календарные мифы Мифы о сотворении мира. Мифы Древней Греции. Итоговый урок-путешествие по мифам разных народов. | Дать сведения о мифологии разных народов, о способах отражения видения мира в мифах. Сходство тематики мифов. Различия, обусловленные спецификой менталитета, местом проживания. | Изучение нового материала | Тестирование. | ||||
Внекл.чтение.Общее счастье (из фольклора народов Кавказа) | Познакомить с особенностями фольклора народов Кавказа. | Внеклассное чтение | ||||||
ФОЛЬКЛОР. Общая характеристика фольклора. | Обобщить знания об изученных фольклорных жанрах. Показать отличие устного народного творчества от произведений, имеющих автора. | Усвоение новых знаний | Составление обобщающей таблицы. | |||||
8-9 | Былины. Циклы былин..«На заставе богатырской», Святогор – богатырь». «Три поездки Ильи Муромца». Нравственный выбор героя. | Показать жанровые особенности былин. Знать понятие «былина». | Изучение нового материала | Терминологический диктант. | ||||
Развитие речи.Особенности повествования и описания в былине. | Сюжет и композиция, языковые средства былины. | Развитие речи | Анализ былины по схеме. | |||||
Русские народные сказки. Виды сказок. Народная мудрость сказок. | Расширить представление о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки. | Изучение нового материала | Создание иллюстраций к сказкам. | |||||
12-13 | Волшебные сказки. «Марья Моревна». Герои сказки.Отражение народной жизни в сказке. «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. | Расширить представление о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки. | Изучение нового материала | Создание собственной сказки. | ||||
14-15 | Сказки народов мира. Арабские сказки. «Второе путешествие Синдбада-морехода». Стремление героя познать тайны далёких стран. | Совершенствовать восприятие и понимание волшебной сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи. | Изучение нового материала | Сжатый пересказ. | ||||
16-21 | Малые жанры фольклора Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадки. Типы и циклы загадок. Роль метафоры и сравнения в создании загадок. Анекдот. Его популярность. Герои и сюжеты анекдотов. Песни. Частушки. Стихи и мелодия в песне и частушке. Народная драма. «Озорник Петрушка». Герои пьесы. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора. | Обобщить знания об изученных фольклорных жанрах. Показать жанровое своеобразие пословиц и поговорок; загадок, анекдотов, песен и частушек. Совершенствование навыка выразительного чтения. | Изучение нового материала | Выразительное чтение, создание иллюстраций. Создание собственных произведений. | ||||
Развитие речи.. Использование произведений фольклора в устной речи. | Творческая мастерская: создание загадок. Использование в речи пословиц и поговорок. | Развитие речи | Создание собственных произведений. | |||||
Внекл.чтение Т. Александрова «Светофорчик». | Хорошее, если оно не к месту, может быть хуже плохого. | Внеклассное чтение | ||||||
ЛИТЕРАТУРА XIX века. Русская классическая литература XIX века. Золотой век русской поэзии. | Традиции русской классической литературы. Понятие «классики», «классического произведения». | Изучение нового материала | ||||||
25-26 | Расцвет русской басни в начале 19 века. Басни И.А.Крылова. «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осёл и Мужик» Обличение невежества в баснях. Герои басен. Мораль басен. | Познакомить с истоками басенного жанра. Дать понятие о басне, познакомить с языковыми особенностями басен Крылова. | Изучение нового материала | Чтение басен наизусть; создание иллюстраций. инсценировка басни. | ||||
Внекл. чтение. Е.Носов «Трудный хлеб». | Проблема судьбы братьев наших меньших. | Внеклассное чтение | Подбор эпиграфа к произведению. | |||||
Развитие речи. Жуковский «Лесной царь». Реальное и фантастическое в балладе. | Познакомить с творчеством писателя; ввести понятия «баллада», «литературная сказка». | Развитие речи | ||||||
29-33 | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Связь пролога с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Волшебник Черномор и его злодейства. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы. | Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Научить создавать сообщение о писателе из дополнительных источников по данному плану. | Изучение нового материала | Чтение наизусть Пролога. | ||||
Развитие речи. Повествование, описание, рассуждение. | Познакомиться с типами речи описания, повествования и рассуждения. Научится находить данные типы речи в художественном произведении. | Развитие речи | Типы речи | |||||
35-36 | А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Лирика. «Няне», «Зимнее утро», «Бесы» Мир природы в лирике поэта. | Познакомиться с жанровым богатством и своеобразием лирики Пушкина. | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть. | ||||
Развитие речи. Стихи и проза. | Познакомиться с основными отличиями речи прозаической от речи стихотворной. | Развитие речи | ||||||
38-39 | М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Лирика. «Парус». «Листок». Отношение поэта к окружающему миру. | Судьба и творчество М.Ю.Лермонтова - продолжателя пушкинских традиций. Познакомиться с жанровым богатством и своеобразием лирики Лермонтова. | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть «Парус». | ||||
40-42 | Н.В.Гоголь Цикл повестей «вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Пропавшая грамота». Сюжет и герои. Живописность языка гоголевской прозы. | Познакомить с биографией и творчеством писателя. Наблюдать за языком и фантастическими сюжетами произведения. | Изучение нового материала | Пересказ эпизодов, создание иллюстраций. | ||||
43-45 | И.С.Тургенев Детство писателя. Рассказ «Муму». История создания. Сюжет и герои рассказа. Герасим и барыня. Герасим и дворня. | Познакомить с основными этапами жизни писателя. Показать реальную основу повести; изображение быта и нравов крепостнической России; нравственное преображение Герасима. Проблема сострадания и жестокости. Авторская позиция и способы её проявления. | Изучение нового материала | Характеристика персонажа в устной и письменной форме. | ||||
Развитие речи. Мастерство И.С.Тургенева в создании портрета, пейзажа, описании интерьера. | Показать мастерство Тургенева в создании портрета, пейзажа, интерьера и их роль в произведении. | Развитие речи | Сочинение. | |||||
Внекл.чтение А.Платонов «Неизвестный цветок». | Жизнь ничего не дарует без тяжёлых трудов и волнений. | Внеклассное чтение | ||||||
48-50 | Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов. А.В.Кольцов «Косарь» Автор и его отношение к природе.Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Шумел…». А.Фет. «Ласточки», «Учись…»Человек и природа в лирике. И.С.Никитин, Н.Некрасов, А. Толстой. Лирика. | Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия «лирический герой»; учить выразительному чтению стихов. Формирование навыка анализа поэтического текста. | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть. | ||||
51-52 | Развитие речи. Стихотворная речь и стихотворные размеры. | Познакомиться с двух- и трёхсложными стихотворными размерами. | Развитие речи | Определение стихотворных размеров. | ||||
53-57 | Героическое прошлое России.М.Ю.Лермонтов «Бородино». Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и герои. Л.Н.Толстой «Петя Ростов»(отрывок из романа «Война и мир». Партизанская война на страницах романа. Петя Ростов в партизанском отряде. М.А.Булгаков «Петя Ростов». (фрагмент из инсценировки романа Л.Толстого «Война и мир») Диалог в инсценировке. | Познакомить с историческими событиями, ставшими основой художественных произведений. Проследить путь становления личности героя. | Изучение нового материала | Сжатый пересказ. Анализ эпизодов. Инсценировка эпизода. | ||||
Развитие речи. Особенности исполнения эпоса, лирики, драмы. | Познакомиться с особенностями исполнения эпоса, лирики, драмы. | Развитие речи | ||||||
59-60 | ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. Связь веков. Русская поэзия 20 века – наследница традиций века 19-го. Память о Пушкине в лирике 20 века. | Познакомить учеников с творчеством И.Бунина, А.Ахматовой. Показать связь их поэзии с поэзией XIX века. | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть. | ||||
Литературные сказки XX века. К.Г.Паустовский «Рождение сказки». | Познакомиться с особенностями литературной сказки XX века. Показать отличие от сказки народной. | |||||||
Внекл.чтение К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». | Раскрыть нравственное содержание произведения, душевные качества героя. | Внеклассное чтение | ||||||
63-65 | Г.К.Андерсен Слово о писателе.«Снежная королева». Сюжет сказки из семи рассказов. Герои сказки – Кай и Герда Победа Герды в неравной борьбе. Мастерство писателя в построении сюжета сказки и создании характеров. | Проблема добра и зла; человеческая верность и желание помочь – путь к спасению. Соотношение реального и фантастического в сказке. Противопоставление внешней и внутренней красоты. | Изучение нового материала | Сочинение. Устная и письменная характеристика главных героев. | ||||
66-67 | А.П.Платонов «Волшебное кольцо». Семён и его друзья. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. | Познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой. Связь сказки с русским фольклором. | Изучение нового материала | |||||
Д.Родари «Сказки по телефону». Стремительные сюжеты и активные герои. | Познакомиться с писателем, его произведениями; заинтересовать творчеством. Царство выдумки и фантазии на страницах сказок Д.Родари. | Изучение нового материала | Создание сказок-считалок. | |||||
В.В.Набоков «Аня в Стране чудес». Героиня сказки. | Познакомиться с писателем, его творчеством. Проследить развитие сюжета. | Изучение нового материала | ||||||
70-71 | Д.Р.Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». Смысл двойного названия повести.Сказочная страна. Герои повести Ожесточённость битвы добра со злом на страницах повести. | Выявить особенности художественного мира Д.Толкина. Совершенствовать навык характеристики героя. Необычный герой в необычных ситуациях. | Изучение нового материала | |||||
Внекл.чтение О.Уайльд «Мальчик-звезда». | Познакомить с творческим своеобразием О.Уайльда, заинтересовать его произведениями. Совершенствовать навык характеристики героя. | Внеклассное чтение | ||||||
И.С.Шмелёв «Как я встречался с Чеховым», «За карасями». Двойное название рассказа. | Познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя. Проследить нравственное взросление героев рассказов. | Изучение нового материала | ||||||
74-75 | Тема полёта в прозе начала XXвека. Е.И.Замятин «Огненное «А». мечта подростков о связи с Космосом. А.И.Куприн «Мой полёт». Автобиографический очерк. Отвага и решительность героев. | Выявить особенности рассказов, объединённых общей тематикой. | Изучение нового материала | пересказ понравившегося рассказа. сравнительная характеристика рассказов. | ||||
76-78 | Поэтический образ Родины. Русская поэзия начала XX века. И.А.Бунин. «Канарейка» К.Д.Бальмонт «Снежинка». С.А.Есенин «Пороша», «Берёза». Н.Рубцов «Звезда полей», Н.Заболоцкий «Оттепель». | Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия «лирический герой»; учить выразительному чтению стихов. Формирование навыка анализа поэтического текста. | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть. | ||||
М.М.Пришвин «Времена года» | Познакомить с жизнью и творчеством писателя; показать особенности изображения Пришвиным русской природы. | Изучение нового материала | ||||||
Внекл.чтение Стихи поэтов Заполярья о родном крае. | Познакомить обучающихся с творчеством поэтов Заполярья. | Внеклассное чтение | Выразительное чтение наизусть | |||||
Развитие речи. Создание стихотворений в жанре хокку по данному началу. | Научиться создавать стихотворения в жанре хокку по данному началу, иллюстрировать свои рабоы. | Развитие речи | Создание стихотворений. | |||||
82-83 | Мир братьев наших меньших. С.Есенин «Песнь о собаке. Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения. | Продолжить знакомств с творчеством С.Есенина и В.Маяковского; совершенствовать навык выразительного чтения, определения жанровой специфики и проблематики произведения. | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения по плану. | ||||
84-85 | Героическое прошлое России.Поэзия военной поры. Песни, созданные на стихи поэтов. Урок-концерт: чтение произведений о ВОВ | Познакомить с поэтами-фронтовиками и поэзией военной поры. | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть. | ||||
Внекл.чтение Поэзия Кольского Севера. о ВОВ | Познакомить с поэтами Мурманской области, заинтересовать их творчеством. Показать своеобразие тематики. | Внеклассное чтение | Выразительное чтение наизусть. | |||||
87-89 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро» - произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествие по осенней тайге. Изображение красоты родной природы в рассказе. | Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки. | Изучение нового материала | |||||
Развитие речи. Элементы автобиографии в художественном произведении. | Показать трансформацию элементов автобиографии в художественном произведении. | Развитие речи | Сочинение. | |||||
Т.Янсон «Последний в мире дракон». Мир нарисованных и описанных в книгах сказочных героев. Герои книг Туве Янсон. | Познакомить с книгами и героями Туве Янсон; заинтересовать её произведениями. | Изучение нового материала | Создать презентацию книги. | |||||
92-93 | Путешествия и приключения. Д.Дефо. «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. | Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения: гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Изучение нового материала | |||||
Р.Э.Распеэ «Прикючения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. | Познакомить с биографией и творчеством писателя; совершенствовать умение словесного рисования. Реальность и фантастика в произведении. | Изучение нового материала | Пересказ понравившихся историй. Создание собственных историй. | |||||
95-96 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и её герои. Том и Гек. Приключения подростков. | Познакомить с биографией и творчеством писателя; совершенствовать умение словесного рисования. | Изучение нового материала | Пересказ понравившихся эпизодов. Характеристика героя. | ||||
А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». События и приключения в повести. | Познакомить с биографией и творчеством писателя; совершенствовать умение характеризовать героя, видеть причины его поступков, мотивировать их с точки зрения логики развития характера. | Изучение нового материала | Пересказ понравившихся эпизодов. Характеристика героя. | |||||
Развитие речи. Сюжет и композиция художественного произведения. | Познакомить с элементами сюжета и композиции художественного произведения. | Развитие речи | ||||||
Н.С.Гумилёв «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века. | Совершенствовать навык анализа поэтического произведения. | Изучение нового материала | ||||||
100-101 | Б.Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода». Знакомый герой в новом произведении. | Познакомить с биографией и творчеством писателя; совершенствовать умение словесного рисования. | Изучение нового материала | |||||
Итоговый урок. Тест. | Выявить уровень литературного развития учащихся. | Урок контроля | Тест. |
Учебно-тематическое планирование. 6 класс
№ | Тема (подтема) | Кол-во часов | Цели | Тип урока | Вид контроля | Выполнение практической части | ||
Р/Р | В/Ч | НРК | ||||||
1. | Литература и другие виды искусства.. Герой в мире художественного слова. | Отрочество как важнейший период жизни человека и как объект художественной литературы. Понятие «герой». Кратко повторить изученное в 5 классе, проверить, что прочитано за лето, определить основную тему курса на год | Повторение и обобщение знаний | |||||
2. | Русский фольклор. Былины – богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской». | Актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества, дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин | Усвоение новых знаний | Выразительное чтение. | ||||
3. | в/чтение Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | Расширить представление об эпическом герое, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки устной речи, закрепить представление о жанровых особенностях былины | Внеклассное чтение | |||||
4-5. | А.Н.Островский «Снегурочка» - «весенняя сказка». Близость весенней сказки к фольклору. Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы | Познакомить учеников с творчеством А.Н.Островского как создателя русского национального театра, заинтересовать учащихся «весенней сказкой» о любви, развивать навыки анализа драматического произведения | Усвоение новых знаний | Мини-сочинение «Любовь и гибель Снегурочки» | ||||
6. | Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Духовная красота человека. | Познакомить с памятниками древнерусской литературы. | Усвоение новых знаний | Подробный пересказ. | ||||
7-8. | Литература 19 века. И.А.Крылов Басни. «Два мальчика», «Волк и ягнёнок». Аллегория как основа художественного мира басни Крылова. | Расширить представление о жанре басни; развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст. | Усвоение новых знаний | Наизусть басня «Волк и ягнёнок» | ||||
9. | в/чтение Варианты одной басни. Викторина по творчеству Крылова | Развивать навыки выразительного чтения, учить сопоставлению текстов, развивать представления об особенностях жанра басни | Внеклассное чтение | Викторина | ||||
10. | В.А.Жуковский. Баллада «Лесной царь». Реальное и фантастическое в балладе. | Познакомить учеников с творчеством Жуковского-переводчика, развить понятие о жанре баллады, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста | Усвоение новых знаний | Викторина | ||||
11. | в/чтение Баллады Жуковского «Кубок» и «Роланд-оруженосец». Сюжет и герои баллад. | Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения, привлечь внимание к творчеству Жуковского | Внеклассное чтение | |||||
12. | Жанр баллады в заруб. литер. Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства. | Познакомить учеников с творчеством Ф.Шиллера, раскрыть идею баллады, показать напряжённость сюжета и неожиданность развязки. | Усвоение новых знаний | |||||
13. | р/речи Интерьер на страницах произведений о далёком прошлом. Жизнь героя и мир вещей. | Роль интерьера в характеристике литературного персонажа. Элементы интерьера. | Развитие речи | Кластер «Интерьер». | ||||
14. | Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Герой произведения как читатель. | Познакомить с повестью Аксакова, привлечь к ней интерес | Усвоение новых знаний | Письменные ответы на вопросы. | ||||
15. | Очерк Аксакова «Буран» как одно из ярких описаний природы в литературе 19 века. | Показать мастерство Аксакова в описании природы и психологического состояния человека, показать роль пейзажа в литературном произведении | Усвоение новых знаний | Наизусть отрывок | ||||
16. | В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Сюжет и особенности повествования. | Познакомить учеников с творчеством В.Ф.Одоевского; дать понятие о жанре дневника; проследить изменения, происходящие с героиней «Отрывков…», заинтересовать учеников созданием собственных дневников. | Усвоение новых знаний | Ответы на вопросы (письменно). | ||||
17. | р/речи Творческая работа по созданию дневника. | Развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки письменной речи, умение аргументировано высказывать собственное мнение. | Развитие речи | Сочинение в форме дневниковой записи. | ||||
18-19. | А.С.Пушкин. Годы учения, лицей. Послания и их роль в творчестве поэта. А.С.Пушкин «К сестре», «К Пущину», Послание Юдину», «Товарищам». Повесть «Выстрел». Своеобразие главного героя. Смысл названия произведения | Познакомить учеников с отроческими годами жизни Пушкина, с его первыми поэтическими опытами, показать, как жизненные явления, события отражаются в стихотворениях поэта, развивать навыки анализа стихотворного текста Познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой произв. | Усвоение новых знаний | Наизусть «К Пущину» Сочинение на тему «Пушкин-лицеист». | ||||
20-21. | М.Ю.Лермонтов «Утёс», «На севере диком», «Три пальмы». Тема одиночества в лирике. «Панорама Москвы»-патриотическая картина родной столицы.. | Расширить представления учеников о личности поэта; познакомить с его ранней лирикой, юношескими сочинениями; показать, как в сочинении передаются лирические чувства автора. | Усвоение новых знаний | Составить краткий план «Панорамы Москвы» | ||||
22-24. | И.С.Тургенев. «Бежин луг»- один из самых популярных рассказов сборника. Характеристика героев рассказа. Картины природы как естественный фон рассказов героев. | познакомить учеников с фрагментами биографии Тургенева, увлечь рассказом «Бежин Луг», развивать навыки характеристики литературных героев, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста | Усвоение новых знаний | Наизусть отрывок, тест | ||||
25. | р/речи Речевая характеристика героя рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». | Развивать умение анализировать текст: исследовать речевую характеристику героев; развивать навыки устной и письменной речи. | Развитие речи | Сочинение «Сравнительная характеристика Павлуши и Ильюши». | ||||
26. | Н.А.Некрасов «Крестьянские дети», «Школьник». Тема детства в произведениях. | Познакомить учеников с творчеством Н.А.Некрасова; показать своеобразие композиции стихотворения; рассмотреть художественные особенности стихотворений. | Усвоение новых знаний | Сопоставительный анализ стихотворений | ||||
27-28. | Л.Н.Толстой Автобиографическая трилогия. «Отрочество». Отрочество Николеньки Иртеньева. | Показать мастерство Толстого в описании пейзажа, развивать навыки анализа текста, подготовиться к творческой работе, пробудить интерес к внутренней жизни человека, к «диалектике души», найти точки соприкосновения между гер< Наши рекомендации
|