Определение стилевой принадлежности текста

Задание 3

Илинька Грап был сыном бедного иностранца, который когда-то жил в поместье у моего деда.
Мы не были дружны с Илинькой и обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним.
Илинька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет... Когда я теперь вспоминаю свои детские годы, я нахожу, что Илинька был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался презренным существом.
Однажды мы начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Илинька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и, когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет сил.
– Да что ж, в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он встал на голову! – сказал Сережа и взял его за руку.
– Непременно, непременно на голову! – закричали мы все, обступив Илиньку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли за собой.
– Пустите меня, я сам! Курточку разорвете! – кричала несчастная жертва.
Мы помирали со смеху; зелёная курточка трещала на всех швах.
Двое старших ребят нагнули ему голову и поставили на пол; я и Серёжа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучив ему панталоны до колен, с громким смехом вскинули кверху...
Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка... Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор...

(По Л. Толстому)

1. Прочитай отрывок из произведения тихо, вполголоса.

2. Определи жанр этого текста:

а) рассказ;
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ;
г) басня.

3. Кто является рассказчиком этой истории?

а) мальчик – участник этой сцены;
б) Сережа;
в) Илинька Грап;
г) дед одного из ребят, владелец поместья.

4. Найди в тексте слова, фразы, характеризующие Илиньку, и подчеркни их прямой линией.
Изменилось ли у рассказчика отношение к Илиньке спустя годы? Найди соответствующие фразы и подчеркни их волнистой линией.

5. Какую мысль хотел донести до нас автор, описывая эту сцену?

а) некоторые детские игры очень полезны для здоровья;
б) дети могут быть жестоки и только спустя время осознают это;
в) нельзя быть таким слабым, как Илинька Грап;
г) детям надо заниматься спортом.

Уровни выполнения работ

Задание 1

Проверка техники чтения. Темп чтения (при норме 90 слов в минуту)

  • 4-й уровень – выше нормы;
  • 3-й уровень – 80–90 слов;
  • 2-й уровень – 70–80 слов;
  • 1-й уровень – менее 70 слов.

Понимание содержания, жанровой специфики сказки

  • 4-й уровень – даны ответы на все вопросы. Обнаружены характерные особенности волшебной сказки: магические числа (три дня солдат жил один в замке), у героя есть волшебный помощник – королевна; есть волшебный предмет – мешочек с семечками; превращение медведицы в королевну – отголосок тотемистических представлений. В данном фрагменте нет представлений о мировом дереве. Отвечая на пятый вопрос, дети могут вспомнить, что в других сказках («Царевна-лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Белая уточка», «Царевна-змея») героиня тоже превращается в птицу, животное);
  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты, например не указана одна из черт волшебной сказки;
  • 2-й уровень – выполнена половина задания;
  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 2

Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации, знание литературных приемов

  • 4-й уровень – даны ответы на все вопросы.

2. А; 3. А, В;

4. Сравнение; другие сравнения: «каменной стеной» (не обязательно, чтобы дети указали это сравнение), «словно яблоки», «как пламя», «как в хижину огонь».

5. Дети могут указать любую «высокую» тему: о Родине, о любви, о подвигах, о прекрасном;

  • 3-й уровень – даны ответы на три из четырех вопросов;
  • 2-й уровень – выполнена половина задания;
  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 3

Понимание художественного текста, знание его особенностей

Рассказчик, мальчик, участник этой сцены,– вспоминает о детстве спустя годы. Его отношение к Илиньке меняется. В детстве он видит его так: «мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет... он мне казался презренным существом».

Спустя годы: «я нахожу, что Илинька был очень услужливый, тихий и добрый мальчик».

  • 4-й уровень – даны ответы на все вопросы;
  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты;
  • 2-й уровень – выполнена половина задания;
  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

· 4-й класс

· Марина Цветаева

· «Так»

· «Почему ты плачешь?» – «Так». –
«Плакать «так» смешно и глупо.
Зареветь, не кончив супа!
Отними от глаз кулак!
Если плачешь, есть причина.
Я отец, и я не враг.
Почему ты плачешь?» – «Так». –
«Ну, какой же ты мужчина?
Отними от глаз кулак!
Что за нрав такой? Откуда?
Рассержусь, и будет худо!
Почему ты плачешь?» – «Так».

· (56 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Вчитайся в строки стихотворения и скажи, кто ведёт беседу?
2. О чём отец спрашивает сына?
3. Что отвечает сын отцу?
4. Как ты думаешь, почему плакал мальчик?
5. У тебя в жизни были такие моменты? Если сможешь, поделись с нами. Если не хочешь – не рассказывай, пусть это будет твоя тайна.

· Эдвар Лир

· Прогулка верхом

Щипцы для орехов сказали соседям – Блестящим и тонким щипцам для конфет: – Когда ж, наконец, мы кататься поедем, Покинув наш тесный и душный буфет? Как тяжко томиться весною в темнице, Без воздуха, света, в молчанье глухом, Когда кавалеры и дамы в столице Одно только знают, что скачут верхом! И мы бы могли гарцевать по дороге, Хоть нам не случалось ещё до сих пор. У нас так отлично устроены ноги, Что можем мы ездить без сёдел и шпор. – Пора нам, – вздохнули щипцы для орехов, – – Бежать из неволи на солнечный свет. – Мы всех удивим, через город проехав! – Ещё бы! – сказали щипцы для конфет. И вот, нарушая в буфете порядок, Сквозь щёлку пролезли щипцы-беглецы, И двух верховых, самых быстрых лошадок Они через двор провели под уздцы. Шарахнулась кошка к стене с перепугу, Цепная собака метнулась за ней. И мыши в подполье сказали друг другу: – Они из конюшни уводят коней! И вот по дороге спокойно и смело, Со щёлканьем чётким промчались верхом Щипцы для орехов на лошади белой, Щипцы для конфет на коне вороном. Промчались по улице в облаке пыли, Потом – через площадь, потом – через сад… И только одно по пути говорили: – Прощайте! Мы вряд ли вернёмся назад! И долго ещё отдалённое эхо До нас доносило последний привет Весёлых и звонких щипцов для орехов, Блестящих и тонких щипцов для конфет.

· (217 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Почему среди всей посуды только эти два предмета решили покататься на лошадях?
Откуда они могли знать о верховой езде?
2. На кого им очень хотелось походить? Чем хотелось заполнить свой день?
3.Какие бы слова из стихотворения ты выписал для разъяснения? Выпиши их и объясни их смысл с помощью словаря.

· Э. Шим

· Как спят лошади

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru

· На берегу озера горит костер. Мы сидим возле него, печём молодую картошку.
Рядом, в темноте, бродят лошади.
Мы их пригнали сюда, спутали им передние ноги. И лошади пасутся на лугу.
Слышно, как они мелко переступают спутанными ногами. Как всхрапывают. Как хлещут хвостами.
Вот луна засветилась над лесом.
Теперь оглянешься, глаза привыкнут к сумраку – и виден весь берег и черные лошади, стоящие по колено в тумане.
– Когда же они спать лягут? – спрашиваю я Саньку.
– Кто?
– Да лошади… Днём работали, ночью пасутся…
– А зачем им ложиться? – не понимает Санька.
– Чтобы спать.
– Да они лошади!
– Ну и что?
– Лошади стоя спят!
Я ещё раз оглядываюсь. И теперь замечаю, что ближняя к нам лошадь совсем неподвижна. Не шелохнётся, стоит с отвислой губой.
Спит.

· (124 слова)

· Вопросы и задания:

· 1. Какое открытие сделал для себя мальчик?
2. Какие иллюстрации тебе хотелось бы нарисовать к рассказу Эдуарда Шима?
3. Что нового ты узнал из этого рассказа?

· Н. Сладков

· На лунной дорожке

· Хорошо плыть ночью по лунной дорожке!
Справа и слева от тебя чёрная стена, а впереди дорожка золотая – прямо на луну.
Плывёшь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота.
Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку, неясные тени движутся по ней: кто-то ходит по лунной тропе. Чьи-то следы-бороздки пересекают её.
Я плыл и вглядывался в диковинный извилистый след. Лунный свет, как блестящие чешуйки рыб, искрясь, оседал на дно.
В конце следа я увидел большую, похожую на гигантское семечко подсолнуха чёрную раковину. Это она бороздила песок.
Раковина была старая, вся в тёмных годовых полосках. Сколько ей лет, столько и полосок на раковине. Каждая полоска – как морщинка.
Раковину называют жемчужницей. За то, что внутри этих раковин часто находят настоящий жемчуг.
Речная жемчужина похожа на капельку ртути. Она, как пузырёк воздуха, вся светится и переливается.
Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда проникает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг.
Это так и не так.
В раковину проникает простая маленькая песчинка. Из неё-то и вырастает чудесная жемчужинка.

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru

· (176 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Почему рассказ назвали лунная дорожка?
2. Что видел пловец под водой?
3. Как получается удивительное творение природы – жемчужина?
4. Какое объяснение придумали появлению жемчужины рыбаки?

· Ю. Дмитриев

· «Бархатная» дорожка

· Сосновый лес кажется хмурым. Стволы деревьев – тёмные, хвоя – тёмно-зелёная, а на земле – ни травинки. Да и как же им вырасти, если всю землю покрывает толстый ковёр из опавших сухих иголок – хвоинок!
Мы с Алёнкой любим хвойный лес. Здесь пахнет как-то особенно хорошо и дышится особенно легко. В сосновом лесу и видно далеко вокруг.
Однажды идём мы с Алёнкой по такому лесу, смотрим вокруг – и вдруг... Мы даже остановились от неожиданности. Вот это да!
Яркая, изумрудно-зелёная полоска перечеркнула наискось лес.
– Пойдём скорее к ней! – говорит Алёнка.
И вот мы у этой зелёной полоски. Не больше полуметра, она бежит мимо нас. Алёнка присела на корточки и погладила полоску ладошкой.
– Бархатная, – говорит она. – Бархатная дорожка, – и смотрит на меня вопросительно, ждёт, что я скажу.
Но я молчу: подумай сама. И Алёнка думает. А я терпеливо жду.
Ведь я знаю, в чём дело. Вся земля в хвойном лесу покрыта иголками. Они не дают расти траве. А по тропинке ходит человек. Он ходит и раскидывает хвою. Да, от хвои-то он её очищает, но и утаптывает так, что ни одна травинка не вырастет. А мох вырос. Всю дорожку покрыл сплошным ковром.
Это я рассказал Алёнке. Она так и не догадалась. Маленькая ещё.
А потом мы пошли по «бархатной» дорожке. Ведь не каждый же день случается найти «бархатную» дорожку.

· (212 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Дай оценку авторскому названию текста.
2. Вместе с героями ты бродил по сосновому лесу. Расскажи о своих ощущениях, чувствах.
3. Раздели текст на части. Составь план текста.
4. С помощью устной речи «напиши» изложение.

· Б. Заходер

· Что красивей всего?

· Ребёнок спросил
Ни с того ни с сего:
– А ну-ка скажи,
Что красивей всего?

Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.

Деревья и Травы
Сказали в ответ:
– Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!
– Да что же прелестней
Ночной темноты?! –
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты...

Спрошу Мотылька,
Отвечает: – Цветок!
Спрошу у Цветка,
Говорит: – Мотылёк!
Кто славит поля,
Кто – полярные льды,
Кто – горы, кто – степь,
Кто – мерцанье звезды...

А мне показалось,
Что все они правы –
Все: Звери и Птицы,
Деревья и Травы...
И я не ответил,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос:
«Что красивей всего?» (102 слова)

· Вопросы и задания:

· 1. Просмотри содержание стихотворения и ответь: о чём говорили обитатели природы, отвечая на вопрос, заданный в заголовке?
2. Как ты считаешь, что на свете красивей всего?
3. Что помимо природы интересует и радует человека?

· Саша Черный

· Дневник фокса Микки

· (отрывок)

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru

· ...
Скребутся мыши. Хотя фоксам не полагается, но я очень люблю мышей. Чем они виноваты, что они такие маленькие и всегда хотят есть?
Вчера один мышонок вылез и стал катать по полу прошлогодний орех. Я ведь тоже люблю катать всё круглое. Очень хотел поиграть с ним, но удержался: лежи, дурак, смирно! Ты ведь большой, как слон: напугаешь малыша, и он больше не придёт. Разве я не умница?
Сегодня другой до того осмелел, что взобрался на диван и понюхал мою лапу. Я прикусил язык и вздрогнул. Тяф! Как я его люблю!
Вот только как их отличать одного от другого?..
Если кошка посмеет их тронуть, я её загоню на самую высокую ёлку и целый день сторожить буду... Гав! Дрянь! Ненавижу!..
Почему ёлки всю зиму зелёные? Думаю, потому, что у них иголочки. Ветру листья оборвать очень просто, а иголочки – попробуй! Они тоненькие – ветер сквозь них и проходит, как сквозь решето...

· (146 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. От чьего имени идёт повествование в рассказе?
2. О чём размышляет фокс Микки?
3. Как характеризует Микки его отношение к мышам?
4. Как фокс воспринимает ветер? Удалось ли автору показать, что это не просто оригинальное восприятие окружающего мира, но именно собачье восприятие?

· Тексты для чтения про себя

· До чего я исхудал, если бы вы знали! Зинина тётя была бы очень довольна, если бы была теперь похожа на меня. Она ведь всё похудеть хочет. А сама целый день всё лопает и лопает.
Проклятый садовник и консьерж сговорились: съедают всю провизию сами, а мне готовят только эту ужасную овсяную кашу. Дворовому псу дают большие кости и суп с чёрствым хлебом. Он со мной делится, но где же разгрызть такую кость, когда она твёрже утюга? А суп...
Даже молока жалеют, жадины! Молоко ведь даёт корова, а не они. Уж я бы её сам подоил: мы с ней дружны, и она мне всегда в глаза дышит, когда я прибегаю в сарай. Но как я её буду доить моими несчастными лапами?..
Придумал штуку. Стыдно очень, но что ж делать – есть надо. Когда дождь утихнет, бегаю иногда в соседнее местечко к знакомому трактирщику. У него по вечерам под граммофон танцы. Пляшут фокстрот. Должно быть, собачий танец.
Я на задние лапки встану, живот подтяну, верчусь и головой киваю.
Все пары и танцевать бросят... В кружок соберутся и хохочут так, что граммофона не слышно.
И уж такую порцию мяса мне закажут, что я еле домой добираюсь. Да ещё телячью косточку в зубах принесу на завтрак... Вот до чего ради голода унижаться приходится! Жаль только, что нет другой маленькой собачки. Мы бы с ней танцевали вдвоём и всегда были бы сыты.

· (216 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Какая речь используется в тексте?
2. Как собака оценивает свою жизнь и какой выход она нашла к существованию?
3. Чем интересны тебе эти два отрывка?
4. Вспомни рассказы, в которых героями являются тоже оригинальные собаки.
5. Сравни их и расскажи, чем они отличаются друг от друга.

· Голубика

· (ненецкая сказка)

· У Солнечного Луча и у Цветущей Фиалки родилась красавица дочь. Назвали её Вечерняя Зорька. Быстро она росла и скоро стала большой мастерицей: за один день сшивает она семирисунчатые пимы, или малицу с окантованным швом, или белый совик.
Выросла Вечерняя Зорька, стала невестой.
Много сватов приезжало к её отцу.
– Солнечный Луч, отдашь ли свою дочь замуж? – просили они.
Но у Солнечного Луча был один ответ:
– Никому не отдам я своей дочки.
Услышал о Вечерней Зорьке Непобедимый Холод. Запряг он семь белых медведей и направил к чуму Солнечного Луча.
Доехал до чума, оперся на свой ледяной посох и сказал:
– Солнечный Луч, отдашь ли ты за меня замуж свою дочь?
– Никому не отдам я своей дочери, – ответил Солнечный Луч.
Но Непобедимый Холод не уехал. Три дня и три ночи повторял он снова и снова:
– Солнечный Луч, отдай за меня свою дочь!
В тёплый полдень ослабевает Непобедимый Холод, а ночью, когда холодно, грозно звучат его слова. А Солнечный Луч ночью и слов не находит, зато в тёплый полдень смело повторяет он:
– Разве же отдам я когда-нибудь свою единственную дочку Непобедимому Холоду?
Горько плачет Вечерняя Зорька. Мать её тоже плачет и приговаривает:
– Непобедимый Холод, уйди! Наша дочка не может быть твоей женой. Ведь она замёрзнет в твоём ледяном чуме.
Но неумолим Непобедимый Холод.
Когда наступил четвёртый день, Непобедимый Холод грозно сказал:
– Солнечный Луч, если не отдашь добром дочь, я увезу её силой.
Проговорил так Непобедимый Холод и подул холодными ветрами. Стало замерзать всё вокруг. Испугался Солнечный Луч, заплакал:
– Что делать? Ты сильнее! Приходится отдать тебе мою дочь.
Усадил Непобедимый Холод Вечернюю Зорьку на свою нарту, запряжённую семью белыми медведями, и направился на Север, навстречу снежным бурям и ледяным горам. Холодно Вечерней Зорьке, окоченела она, стала, как льдинка, постукивать о доски нарты, а потом скатилась на землю и превратилась в ягоду голубику. Доехал Непобедимый Холод до своего чума. Стал он искать свою невесту, а её и следа нет. Рассердился Непобедимый Холод. Лицо у него потемнело, как ночь:
– Я заморожу тебя, гордая красавица!
Дунул он – побелела земля, замёрзло всё кругом. Глубоким снегом покрыло ягоду голубику.
Но пришла весна, Солнечный Луч растопил снег, и ожила Голубика. Собирают люди сладкую ягоду и вспоминают девушку-красавицу, ставшую ягодой голубикой.

· (357 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Укажи признаки сказки и выдели ее части.
2. Найди наиболее красивые и необычные отрывки сказки. Выразительно прочитай их.
3. Сколько персонажей в этой сказке? Отыщи обобщённый персонаж. Назови его.

· ВСТРЕЧА С ВОЛКАМИ

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru

· Первый раз я увидел волков, когда мне было чуть больше семи лет. Дело было зимой, я зачем-то вечером вышел на крыльцо и тут около ящика увидел двух больших собак. Собаки чутко сидели на снегу, сразу заметили меня, слегка подались назад. Из ящика легко выпрыгнула и встала рядом с ними ещё одна, точно такая же большая тёмная собака. Не знаю почему, но собак мне захотелось прогнать, я взял полено и что было сил кинул в них... И большие собаки тут же исчезли, как исчезают ночные тени...
О своей встрече я рассказал дома. Взрослые выслушали меня, вышли на улицу. Они отыскали на снегу следы моих «собак», и в один голос заявили, что это не собаки, а волки.
Ну, волки так волки, согласился я. Но оттого, что рядом с нашим крыльцом по ночам бродят волки, страшно не стало ни мне, ни взрослым. Двери в хлев, где стояли у нас коза и поросёнок, хорошо закрывались. Собаки у нас не было, и волкам нечего было у нас стащить.

· (А. Онегов)

· Вопросы и задания:

· 1. Расскажи о встрече мальчика и волков. Была ли опасна эта встреча и почему?
2. Как взрослые догадались, что это были волки?
3. Подумай: почему автор написал про волков – бродят волки, а не как-то иначе? Объясни смысл этого выражения.
4. Какое слово (слова) ты занёс бы в сноску для разъяснения их содержания?

· СНЕГУРКИН ДОМ

· «Ты зачем в бору, Мороз,
Бродишь, ходишь ходуном?
Ты зачем промеж берёз
Бьёшь тяжёлым обухом,
Рубишь, тешешь топором?» –
«А затем, что строю дом».
«Дед Мороз, ответ держи:
Для кого твой дом? Скажи!» –
«Для Морозовой дочурки,
Для беляночки Снегурки
Строю домик изо льда.
В окнах – тонкая слюда,
А крылечко расписное,
Не простое: ледяное.
Крышу домика покрою
Я соломкой снеговою.
Я Снегурочку потешу –
Всю сосульками обвешу,
Подарю ей жемчуга –
Многоцветные снега,
Ледяное ожерелье.
Скоро справлю новоселье!
Приезжает завтра в ночь
К старику Снегурка-дочь».

· (С. Северный)

· Вопросы и задания:

· 1. Расскажи, из чего и как строил Мороз дом для Снегурки.
2. Выбери особенно удачные выражения и сравнения, которые использовал автор в стихотворении.
3. Как меняется интонация в словах автора и словах Мороза?
4. Сколько человек нужно для прочтения этого стихотворения по ролям?

· БАЙКАЛ

· Озеро Байкал. Немало сложено о нём песен, сказаний. Ведь это озеро самое глубокое на земле, самое древнее. Двадцать два миллиона лет живёт на белом свете озеро-море Байкал. Сквозь воду хорошо видны камни на дне. Вот какая она прозрачная. Камни близко, руку в воду сунул, выдернул – обжёгся. Такая холодная, оказывается, вода.
Стоит услышать слово «Байкал», и на память придёт старинная легенда. Будто бы единственная дочь старика Байкала – Ангара сбежала от отца к красавцу богатырю Енисею. Бросил отец вослед беглянке камень. Камень так и остался в реке. Называется он Шаманским камнем.
Легенда говорит, что у старика Байкала триста тридцать шесть сыновей, которые приносят ему воду. А раздаёт богатства единственная дочь – Ангара. Широким потоком вылетает Ангара, разрезает горы и леса, мчась к Енисею.

· (М. Сергеев)

· Вопросы и задания:

· 1. Расскажи, что тебе особенно запомнилось в рассказе? Что удивило и поразило тебя?
2. Раздели текст на смысловые части.
3. Составь план для пересказа текста:

· А)
Б)
В)
Г)
...

· 4. Выдели в тексте слова, которые нуждаются в разъяснении, толковании. Какой словарь поможет тебе это сделать?

· Текст для чтения про себя

· ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛИВЕРА

· Много недель и месяцев плыла «Антилопа» по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное.
Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла страшная буря. Ветер и волны погнали его неизвестно куда.
А в трюме уже кончался запас пищи и пресной воды.
Двенадцать матросов умерли от усталости и голода. Остальные едва передвигали ноги. Корабль бросало из стороны в сторону, как ореховую скорлупку.
В одну тёмную, бурную ночь ветер понёс «Антилопу» прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился об утёс и разбился в щепки.
Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке.
Долго носились они по морю и, наконец, совсем выбились из сил. А волны становились всё больше и больше, и вот самая высокая волна подбросила и опрокинула шлюпку.
Вода покрыла Гулливера с головой.
Когда он вынырнул, возле него никого не было. Все его спутники утонули.
Гулливер поплыл один куда глаза глядят, подгоняемый ветром и приливом. То и дело пробовал он нащупать дно, но дна всё не было. А плыть дальше он уже не мог: намокший кафтан и тяжёлые, разбухшие башмаки тянули его вниз. Он захлёбывался и задыхался.
И вдруг ноги его коснулись твёрдой земли.
Это была отмель. Гулливер осторожно ступил по песчаному дну раз-другой и медленно пошёл вперёд, стараясь не оступиться.
Идти становилось всё легче и легче.
Наконец вода и песок остались позади.
Гулливер вышел на лужайку, покрытую очень мягкой и очень низкой травой. Он опустился на землю, подложил под щёку ладонь и крепко заснул...

· (По Дж. Свифту)

· Вопросы и задания:

· 1. Расскажи о путешествии корабля «Антилопа».
2. Раздели текст на смысловые части. Озаглавь каждую часть.
3. Выдели слова, которые нуждаются в разъяснении их смысловых значений. Какой словарь поможет тебе в этой работе? Воспользуйся толковым словарём.

· Енот-полоскун

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru Енота ещё называют енотовидной собакой. Он и вправду похож на собачку с короткими ногами, длинным и пушистым мехом.
Енот хорошо лазает по деревьям. Он живёт в дуплах деревьев и норах, которые не любит рыть сам. Часто он забирается в старые барсучьи и лисьи норы. Своё жильё енот выбирает поближе к ручью или речке под кучей хвороста. Днём он спит, но, как только стемнеет, вылезает из норы и бродит по лесу в поисках пищи. Енот любит ягоды, орехи, желуди. Попадётся еноту птичье гнездо – он яйца съест, поймает кузнечика – тоже съест. На болоте он ловит лягушек. Но чаще всего его можно встретить на мелководье ручья или речки. Там он ловит раков, рыбу. Перед тем как съесть рыбу, енот долго полощет её в воде. Вот и прозвали его полоскуном.
Зимой в сильный мороз енот спит в своей норе или дупле дерева. Как потеплеет, просыпается и выходит на охоту. Енот бегает плохо, собаки и даже охотники на лыжах легко догоняют его. Енот хотя и небольшой зверь, да взять его не просто. Лиса знает острые зубы его, длинные когти и не нападает на енота. Только для волков и рыси енот – желанная добыча.

· (Г. Снегирев)
(187 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Расскажи, что собой представляет енотовидная собака.
2. Почему енота называют "полоскун"?
3. Чьи норы любит занимать енот? Почему?
4. Кого ему следует опасаться в лесу? Прочитай это место в тексте.
5. Попробуй заменить выражение "желанная добыча" синонимом.

· Птица-зима

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru На вершине высокой Ледяной Горы, посреди Северного полюса, живет Птица-Зима. Один раз в год поднимается она со своего гнезда и летит над полями и лесами в дальние страны.
Мерно взмахивает Птица своими огромными белыми крыльями, поднимая бураны и метели.
Спешит Зима. Только раз в год разрешается ей хозяйничать на Земле. Только раз в год, на долгие три месяца, прилетает она в наши края.
Торопится белоснежная птица, и пух из её широких крыльев всё летит и летит на Землю, засыпая холмы за рекой, дома и деревья.
Но, смотри, что это за свёрток несёт в своём клюве волшебная Птица-Зима? Из далёких краёв вечной мерзлоты бережно несет она этот сверток. В нём, завёрнутый в белые пуховые пелёнки, сладко спит розовый младенец – Новый год.
Каждый год в одно и то же время опускается Птица-Зима на площадь Старого города. На главной башне уже бьют старинные часы. А малыши и взрослые стоят, затаив дыхание в ожидании чуда. С последним двенадцатым ударом волшебных часов из таинственного свертка вдруг выскакивает задорный малыш – Новый год.
Дети с весёлыми криками бегут ему навстречу. А малыш, смеясь, водит с ними хороводы и зовёт Дедушку Мороза, который обязательно принесёт ребятам долгожданные подарки.
Как мы рады тебе, Новый год!

· (М. Кондратенко)
(198 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Просмотри текст и выдели слова, которые требуют пояснений? Разъясни их смысл.
2. Кратко перескажи этот текст.
3. Выдели части текста. Придумай заголовки к каждой из них.

· Земляника под снегом

· (Японская сказка)

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru Давным-давно это случилось. Жила в одной деревне вдова. И было у неё две дочери: Тие – неродная дочь, а младшая, Хана, – родная.
Родная дочь в нарядных платьях ходила, а падчерица – в лохмотьях. На долю родной дочери доставались ласка да баловство, а на долю падчерицы – колотушки да чёрная работа. Падчерица и воду носила, и стирала, и обед варила, и ткала, и пряла, и весь дом обшивала.
А родная дочь была ленивица. Не любила она трудиться, а любила лакомиться всласть.
Пришла холодная зима. Вот дочка и говорит: "Ох, как мне жарко, хочется холодненькой земляники!"
Позвала мачеха падчерицу и приказала ей :
"Эй, ты, лентяйка, живо иди в лес и набери целую корзинку земляники. А не наберешь, домой не возвращайся".
"Матушка, разве растёт земляника в середине зимы?" – говорит падчерица.
Но мачеха вытолкнула её за порог и закрыла дверь. Постояла девочка и пошла в горы.
В горах тихо. Снег валит хлопьями. Кругом сосны стоят, словно белые великаны.
Ищет Тие землянику в глубоком лесу, а сама думает: "Верно, мачеха послала меня сюда на погибель". Заплакала девочка, бредёт, не разбирая дороги. Наконец от усталости и холода упала она в сугроб.
Вдруг кто-то окликнул её по имени. Подняла она голову. Видит: наклонился над ней старый дед с белой бородой. "Скажи, Тие, зачем ты пришла сюда в такой мороз?" – спрашивает он.
"Матушка велела мне набрать земляники", – ответила Тие.
"Разве она не знает, что зимой земляника не растёт? – ворчит дед. – Но не печалься, я тебе помогу". Стало Тие вдруг тепло и радостно.

· Шагает старик по снегу легко-легко. Тие за ним бежит. И вот диво: на поляне спелая земляника. Собрала девочка целую корзину ягод, а старик куда-то пропал, одни сосны кругом.

· "Спасибо, дедушка!" – крикнула она, низко поклонилась и побежала домой…

· (278 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Какую сказку напоминает тебе эта японская народная сказка?
2. Какое отличие по содержанию ты заметил? Расскажи.
3. Как ты думаешь, чем закончится эта сказка?
4. Выдели вступление и основную часть сказки.
5. Выдели слова, которые требуют пояснений. Попробуй объяснить их значение, исходя из содержания текста.

· Мороз-Красный нос

· (отрывок тз поэмы)

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт – по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде… ……………………………… Где быстрые, шумные воды Недавно свободно текли, – Сегодня прошли пешеходы, Обозы с товаром прошли... Забравшись на сосну большую, По веточкам палицей бьёт И сам про себя удалую, Хвастливую песню поёт: …………………………………. "Метели, снега и туманы Покорны морозу всегда, Пойду на моря-окияны – Построю дворцы изо льда. Задумаю – реки большие Надолго упрячу под гнёт, Построю мосты ледяные, Каких не построит народ. Где быстрые, шумные воды Недавно свободно текли – Сегодня прошли пешеходы, Обозы с товаром прошли… ………………………………… Богат я, казны не считаю, А всё не скудеет добро; Я царство моё убираю В алмазы, жемчуг, серебро…" (Н. Некрасов) (65 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Какие особенности поэзии Н.А.Некрасова ты можешь отметить?
2. Представь, что тебе нужно поставить вопросы к этому произведению, а отвечать будут твои друзья. Расположи вопросы друг под другом.
1. _____________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru

· Тексты для чтения про себя

· 2-й класс

· * * *

· Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком.
"Ну где тебе быть военным! – смеялся отец. – Ты и ружья не поднимешь". Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы или не выходят из дома, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто не купается, а Суворов – бух в студёную воду. Его не страшили ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов окреп. В 16 лет он поступил на военную службу.
Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят четыре он провёл в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил её фельд-мар-ша-лом.
Тридцать пять боёв и сражений провёл Суворов. Во всех был победителем.

· (С. Алексеев)
(125 слов)

· Вопросы и задания:

· 1. Расскажи, какие события описаны в тексте.
2. Прочитай предложения, в которых говорится, как закалялся Суворов.
3. Какие факты говорят о том, что Суворов стал великим полководцем?
4. Какие черты характера помогли ему стать фельдмаршалом?
5. Какова главная мысль этого произведения?
Если сможешь, – вырази эту мысль словами пословицы:
"Тяжело в ученьи – ___________________________________" .

· 3-й класс

· Страна на одеяле

· ( Из журнала "Мурзилка")

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru

· Стивенсону, автору повести "Остров сокровищ", было 32 года, когда он начал писать стихи. Как же это случилось?
Однажды в его доме неделю гостили родственники. Их дети носились по комнатам, дурачились, строили друг другу рожицы. "Разве так играют?!" – удивился Стивенсон. Уж очень отличалась эта шумная возня от игр, какие он сам затевал в детстве!
Возможности поиграть со сверстниками у маленького Лу (так его тогда называли) было мало. Единственный ребенок в семье, он рос в окружении взрослых: отца – известного в Шотландии строителя маяков, матери, которая не отличалась хорошим здоровьем, и строгой няни.
Частые болезни не позволяли мальчику учиться в школе. Приятелей у него не было. Целые дни проводил он больной в кровати, в окружении игрушек. Оловянные солдатики, деревянные лошадки, тряпичные куклы… Кому-то эта компания быстро наскучила бы. Но только не Лу. Природа наградила его особым даром – воображением. Игрушки, расставленные на одеяле, благодаря этому дару оживали. И само одеяло превращалось то в крутые холмы с марширующими по ним солдатиками, то в равнину, где вырастал из кубиков город, то в бушующее море, по которому плыл в дальние страны игрушечный парусник.
Неудивительно, что беготня, которую затеяли его маленькие гости, огорчила взрослого Стивенсона. "Трудные времена ожидают Англию! – сказал он жене. – Растёт поколение, не умеющее играть!" И вскоре начал работу над стихотворным сборником для детей. Ему хотелось, чтобы поэтическое слово увлекло их в ту воображаемую страну, где он, маленький Лу, с радостью оказывался когда-то:

· Ящик на полке с игрушками есть –
Кубиков в ящике этом не счесть!
С ними и в дождик не буду скучать.
Город построю… С чего бы начать?..

· (М. Лукашкина)

· Вопросы и задания:

· 1.Расскажи, каким был в детстве Стивенсон.
2. Что удивило и огорчило его в поведении детей?
3. Как он решил помочь детям жить радостно, весело и разумно? Почему он придавал игре такое большое значение?
4. Как ты понимаешь слова "природа наградила его особым даром – воображением"?
5. Советуем тебе самостоятельно или с помощью взрослых прочитать книгу "Остров сокровищ".

· Определение стилевой принадлежности текста - student2.ru

· 4-й класс

· Снежная книга

· Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.
Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних – круглый, маленький. Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его – другой след, побольше; в снегу от когтей дырки – лисий след.
Заячий след дал круг по полю; лисий – тоже. Заячий в сторону – лисий за ним. Оба следа кончаются среди поля.
А вот в стороне – опять заячий след. Пропадает, дальше идёт.
Идёт, идёт, идёт – и вдруг оборвался, – как под землю ушёл. А где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцем мазнул.
Куда лиса делась?
Куда заяц пропал?
Разберём по следам.
Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано-наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Наелся и опять спать захотел. Пошел искать, где бы спрятаться.
А вот – лисий след, ряд

Наши рекомендации