Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений
Комплексная разноуровневая контрольная работа
Вариант I
1. Прочитай строфы из стихотворений. Укажи соответствующими буквами названия стихотворений.
а) В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
б) Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
в) Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
1) С.В. Михалков. «Школа»
2) Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»
3) Н.А. Заболоцкий. «Весна в лесу»
2. Допиши предложение.
Эпитет – это ... .
3. Заполни схему «Родные поэты».
Родные поэты |
4.Прочитай строфу. Укажи знаком ––> рифмующиеся строки. Отметь вид строфы.
Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
- трёхстишие
- пятистишие
- четверостишие
5. Запиши имя, отчество и фамилию автора басни «Любитель книг».
6. Кто сказал эти слова? Запиши полный ответ.
– Если вы над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог всем капитанам приказывать.
7. Из какого произведения С.В. Михалкова отрывок? Укажи знаком ––> ответ.
Старик посмотрел на корову свою: – Зачем я, Бурёнка, тебя продаю? Корову свою не продам никому – Такая скотина нужна самому! | «Школа» «Чужая беда» «Как старик корову продавал» |
8. Какие герои и из какого произведения ведут диалог? Допиши предложение.
– Гм... Что же это за капитан такой?
– Он, дяденька, над разведчиками командует. Он у них самый старший. Что он им велит, то они всё исполняют.
– Над какими разведчиками?
– Известно, над какими: над артиллерийскими. Которые немецкие огневые точки засекают. Ух, дяденька, и сердитый же их капитан! Прямо беда.
– А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?
– То-то и беда, что не видел.
– А он тебя видел?
– И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отвезти и коменданту сдать.
Это диалог ...
9. Соедини знаком ––> фамилии авторов с их именами и отчествами.
Катаев Рубцов Михалков Носов Барто | Николай Николаевич Агния Львовна Валентин Петрович Николай Михайлович Сергей Владимирович |
10*. Кроссворд «Авторы изученных произведений».
1. Автор юмористических рассказов для детей.
2. Этот писатель рассказал о судьбе Вани Солнцева.
3. Фамилия поэта, который написал стихотворение «Берёзы».
4. Детская писательница, поэтесса.
5. Поэт, автор стихов о «белоснежном диве».
6. Фамилия детского писателя, автора юмористических рассказов.
7. Автор путешествий Гулливера.
Вариант II
1. Прочитай строфу. Подчеркни её название. Запиши название произведения.
Был у майора Деева
Товарищ – майор Петров,
Дружили ещё с гражданской,
Ещё с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.
четверостишие, пятистишие, шестистишие, семистишие, восьмистишие
2. Заполни схему «Русские писатели».
Русские писатели |
3. Прочитай строфу. Укажи знаком ––> рифмующиеся строки, подчеркни название рифмы.
«Кто больше?» – «Больше денег нет!»
«Кто больше?» – «Вот ещё монету!»
«Кто больше?» – «Вот ещё браслет!
Ещё возьмите брошку эту!»
парная (смежная), перекрёстная, охватывающая (охватная)
4. Запиши имя, отчество и фамилию автора басни «Зеркало».
5. Прочитай отрывок. О каком герое из какого произведения говорится? Запиши полный ответ.
Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало; из провалившегося рта, с обмётанными лихорадкой воспалёнными губами, вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание.
6. Прочитай строфу. Укажи знаком ––> рифмующиеся строки. Как называется такая строфа? Отметь ответ.
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!
- двустишие
- четверостишие
- пятистишие
7. О ком говорится в отрывке? Запиши полный ответ.
Она везде и нигде! Она является из воды, из леса, из воздуха, из маленькой искорки, которая блеснёт на мгновенье в тёмных потьмах осеннего вечера, из большого пожара, от которого зарево высоко стоит в небесах; из холодной струйки, бойкого, студёного ключика, из бурной волны широкого могучего моря.
8. Допиши предложение.
Очерк – это ... .
9. Соедини знаком ––> имена и отчества писателей с их фамилиями.
Николай Николаевич Николай Петрович Николай Михайлович Михаил Александрович Андрей Платонович | Вагнер Рубцов Носов Платонов Шолохов |
10*. Кроссворд «Герои изученных произведений».
1. Имя девочки в стихотворении А.Л. Барто.
2. Герой очерка Н.С. Шер.
3. Герой юмористического рассказа Н.Н. Носова.
4. О ней рассказал Н.П. Вагнер.
5. Разведчик в повести В.П. Катаева.
Вариант III
1. Прочитай отрывок. Запиши название произведения.
Всмотритесь – они растут в этом таинственном тумане. Это уже не травы, не цветы, нет, это странные деревья уродливых невиданных форм. Они встают перед вами, как громадные великаны, и смотрят на вас таинственные, страшные, грозные, смотрят в вашу совесть, в вашу душу, как повелительные силы всей летней тихой ночи, всей величавой могучей природы.
2. Заполни схему «Авторы очерков».
Авторы очерков |
3. Допиши предложение.
Портрет – это ______________________ .
4. Из какого произведения С.В. Михалкова отрывок? Запиши полный ответ.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
– Корову продашь?
– Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад! ...
5. О ком рассказывает К.Г. Паустовский в своём очерке «Великий сказочник»? Запиши полный ответ.
6. Прочитай отрывок. Впиши пропущенные слова. Из какого произведения этот отрывок? Запиши название.
И вот для этой детской потребности «__» – просто пир подробностей, именины сердца. Бесконечные реестры и пересчёты вещей, маршруты поездок, число войск и кораблей, настоящая производственная технология: как шьют ___ одежду в ___, как изготовляют домик в ___ – столько всего для узнавания не даёт и солидная научно-популярная книжка...
7. Соедини знаком ––> имена и отчества русских баснописцев с их фамилиями.
Иван Иванович Иван Андреевич Александр Ефимович Сергей Владимирович | Крылов Дмитриев Михалков Измайлов Хемницер |
8. Соедини знаком ––> заголовки очерков и воспоминаний с фамилиями авторов.
«Воспоминания об А.П. Чехове» «В гостях у Сетон-Томпсона» «Великий сказочник» «Николай Алексеевич Некрасов» «Слово о Крылове» | В.М. Песков К.И. Чуковский К.Г. Паустовский А.И. Куприн С.В. Михалков |
9. Заполни схему «Произведения С.В. Михалкова».
Произведения С.В. Михалкова |
10*.Кроссворд «Авторы изученных произведений».
1. Русский поэт, автор стихотворения «Берёзы».
2. Зарубежный писатель, автор «Путешествий Гулливера».
3. Современный детский писатель, баснописец.
4. Герой произведения Г.Н. Волкова «Удивительный Александр Сергеевич».
5. Автор рассказа-были «Кавказский пленник».
6. Фамилия автора очерка «Великий сказочник».
7. «Русский Андерсен», автор «Сказок Кота-Мурлыки».
8. Русский писатель, автор «Воспоминаний об А.П. Чехове».
9. Автор очерка «Николай Алексеевич Некрасов».
ОТВЕТЫ