Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
Прочитай текст «Две лягушки» Л. Пантелеева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где жили подруги-лягушки?
В погребе;
в канаве;
в лесу;
в парке.
2. Отметь черты, присущие настоящей лесной лягушке.
Храбрая;
трусиха;
сильная;
лентяйка;
соня;
весёлая.
3. В какое время суток подруги вышли погулять?
Днём;
вечером;
ночью;
утром.
4. Зачем лягушки забрались в погреб?
Чтобы полакомиться сметаной;
из погреба очень вкусно пахло;
лягушкам захотелось узнать, что в погребе.
5. Почему одна из лягушек утонула?
6. Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:
решила доплыть до края горшка;
решила бороться до конца со смертью;
решила сбить масло из жидкой сметаны.
7. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть?
Играешь;
ничего у тебя не выйдет;
придумываешь;
фантазируешь.
8. О чём главном хотел сказать нам автор?
Об опасности, которая может подстерегать в погребе;
о вкусных запахах из погреба;
о правилах поведения в сложных ситуациях;
о том, что никогда не нужно падать духом.
9. Составь план текста.
1) Проживание подружек в канаве.
2) ... .
3) ... .
4) ... .
5) Победа!
10. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
«Сказочные истории»;
«Басни»;
«Рассказы о природе»;
«Рассказы о животных».
11. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?
Проверка читательских умений работать с текстом
Правильные ответы к заданиям
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1. | + | |||||
2. | + | + | + | |||
3. | + | |||||
4. | + | |||||
5. | лентяйка | |||||
6. | + | |||||
7. | + | |||||
8. | + | |||||
9. | ||||||
+ | ||||||
11. |
Проверка уровня начитанности
1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.
Сказки;
летописи;
басни;
былины;
пословицы;
_______________
2. Определи жанр произведения.
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри:
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядились.
Сказка;
былина;
летопись;
...
3. Рассмотри репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Персонажами какого жанра являются эти герои?
Сказки;
летописи;
былины;
...
4. Запиши имя одного из былинных героев.
5. Какие персонажи (2–3) тебе встречались чаще всего в сказках о животных.
6. Запиши традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок.
7. Из какой сказки А.С. Пушкина к нам пришла поговорка: остаться у разбитого корыта?
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
8. Запиши 1–2 фамилии писателей-сказочников.
9. В какой из разделов книги можно поместить произведения писателей: Н.Н. Сладкова, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина?
«О братьях наших меньших»;
«Делу время – потехе час»;
«Доброе братство дороже богатства».
10. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?
Сказки;
повести;
басни;
стихи;
...
11. Запиши 2–3 фамилии поэтов, чьи произведения о зиме ты читал.
12. Запиши название последней из прочитанных тобой книг.
Й класс
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И.С. Тургенев)
Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.
1.Где происходят события, описанные в тексте?
а) В лесу;
б) в саду;
в) в парке.
2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?
а) Ветер сильно качал дерево;
б) воробышек пробовал летать;
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.
3. На каком дереве было воробьиное гнездо?
а) На осине;
б) на берёзе;
в) на яблоне.
4.Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?
а) Ринулся спасать своё детище;
б) сорвался с ветки дерева;
в) хотел испугать собаку.
5.Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.
а) Ринулся спасать.
б) Упал.
в) Заслонил.
г) Прыгнул.
6.Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою?
а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть;
в) хотел отогнать собаку.
7.Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.
8.Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.
а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
б) Счастье на стороне смелых.
в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.
9.Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
а) Отчаянный поступок старого воробья.
б) Возвращение с охоты.
в) Отступление Трезора.
г) Встреча с беспомощным воробышком.
д) Любовь сильнее смерти.
10. От чьего лица ведётся повествование?
11.Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:
а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
а | б | в | г | д | |
+ | |||||
+ | |||||
+ | |||||
+ | |||||
+ | |||||
любовь | |||||
+ | |||||
+ | автора |