Составитель: старший преподаватель

Кафедры отечественной литературы ХХ века

Калашникова С. М.

Ростов-на-Дону

Пояснительная записка к курсу

Курс «История русской литературы ХХ века. Часть 2» студенты дневной формы обучения отделения журналистики слушают в течение первого семестра четвертого года обучения (в седьмом семестре). Форма отчетности – сессионный зачет. Курс является частью общего базового курса по истории русской литературы, занимая в системе обучения филолога важное место. Это одна из обязательных дисциплин, главной целью которой является формирование представлений и знаний об основных составляющих историко-литературного процесса в столь сложный и неоднозначный период истории России, как первая половина ХХ века.

Главными задачами являются выделение историко-литературных, теоретических проблем курса и особенностей творческих судеб ряда поэтов и писателей первой половины XX в., определение принципов периодизации литературного процесса эпохи и её культурно-исторических закономерностей. Специфика данного курса в основном связана со сложностью и противоречивостью самого XX века. Как известно, из-за грандиозного политического катаклизма единая национальная литература была разделена на три ветви, которые при наличии общих корней достаточно разнились художественными принципами, темами, составом авторов, периодизацией, являя собой «противоречивую целостность».

Курс состоит из двух базовых модулей, включающих в себя относительно самостоятельные блоки по истории литературного процесса первой половины ХХ века. Деление на модули обосновано принципом периодизации, которая в свою очередь обусловлена особенностями развития самой литературы и явлениями исторического и политического характера, оказавшими существенное влияние на литературный процесс. Так, переходным по преимуществу оказался период начала 1930-х гг. Своего рода демаркационной линией является 1934 год, в контексте которого произошло окончательное оформление эстетических принципов социалистического реализма и был создан Союз писателей СССР как институт партийно-государственного руководства литературой.

Помимо общего обзора и монографических главок, представлена библиография художественных текстов, литературно-критических работ, справочного материала.

В основу программы положены утвердившиеся в науке собственно литературоведческие понятия о системных художественных образованиях. Тем не менее, в современных научных концепциях истории литературы рассматриваемого периода присутствуют спорные и дискуссионные моменты при определении характерных черт и способов функционирования того или иного художественного образования, при анализе отдельных аспектов творческой эволюции того или иного автора и т.д. Формирующемуся литературоведу и историку литературы важно получить представление о различных научных концепциях. Поэтому курс ориентируется на разные подходы к литературе данного периода и различные ее трактовки.

Большое количество рекомендуемой научной и критической литературы обусловлено отсутствием академической истории русской литературы XX века. Вместе с этим расширенный список названных работ позволит студентам приобщиться к процессу научного творчества.

В течение семестра читаются лекции по курсу (36 часов), к лекциям добавляются практические занятия. В течение семестра предполагаются групповые тематические консультации для проверки самостоятельной работы по отдельным темам. Кроме того, в целях активизации самостоятельной работы студентам предлагаются темы письменных работ по проблематике контента модулей.

Рабочая учебная программа по курсу «История русской литературы. Часть 2 (1920 - сер. 1950-х гг.)»

Данная рабочая программа содержит подробные характеристики основных модулей и входящих в них тем, как читаемых в лекциях и разбираемых на практических занятиях, так и вынесенных на самостоятельное изучение.

Модуль I.

Литература 1920-х – середины 1930-х гг.

При изучении данного модуля перед студентами стоит задача освоения основных эстетических составляющих явления синтеза в русской культуре и – уже – литературе, реализующегося в проявлении таких разноплановых тенденций: с одной стороны, тенденции многовариантного литературного развития, с другой – стремления власти, выраженного в культурной политике партии, привести естественное многоголосие к вынужденному монологу. Базовые профессиональные компетенции, получаемые при этом, напрямую связаны со знанием и пониманием основных характеристик историко-литературного процесса данного периода, с умениями сопоставлять различные концепции и точки зрения по вопросу о специфике того или иного художественного течения, литературной группы или объединения, о сущности творчества отдельных авторов, а также адекватно данному культурному контексту анализировать отдельные художественные тексты.

Революция и судьбы русской литературы. Конец 1910-х годов как начальный и очень краткий период в истории литературы, связанный с попыткой ее самосознания в новых условиях культурно-исторического разлома. Крайне ограниченный во времени промежуток литературного развития, демонстрирующий при этом невероятное разнообразие идейных и жанрово-стилевых устремлений и их альтернативность.

С 1922 г. - третий период развития творчества писателей «серебряного века». Высылка из России писателей, философов, ученых, отказавшихся сотрудничать с Советской властью.

"Два потока" русской литературы: литература СССР и русского зарубежья. Их взаимоотношение в 1920-е гг. Понятие «первой волны» русской эмиграции. Темы России и революции, судеб российской и европейской цивилизаций в творчестве поэтов и прозаиков «серебряного века» в эмиграции.

Казачье направление в русской литературе 20 в. за рубежом. Роман П. Краснова «От двуглавого орла к красному знамени». Духовная «тяжба о России» в социально-философской публицистике русского зарубежья. Сменовеховство и евразийство. Статьи Г. Федотова «Лицо России», «Тяжба о России», «Русский человек». Проблема русского самосознания в работах Н. Бердяева, И. Ильина, Г. Федотова, Н. Трубецкого. Эмигрантские произведения о гражданской войне (Р. Гуль «Ледяной поход», А. Деникин «Очерки русской смуты»), об интеллигенции и революции (М. Осоргин «Сивцев Вражек»), о роли личности в истории (романы М.Алданова «Ключ», «Бегство», «Пещера»).

Литературные группы и объединения в СССР: "скифы", комфуты, Леф, "Серапионовы братья", конструктивисты, имажинисты, обэриуты, "Перевал", Пролеткульт, "Кузница", "Октябрь", ассоциация пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, "неокрестьянские" писатели и др. Их философские, политические и эстетические платформы.

Основные вехи политики партии в области литературы и культуры в 20-е-начале 30-х гг. (Декрет о печати 1917 г., резолюция «О пролеткультах» 1920г., Постановление «О политике партии в области художественной литературы» 1925 г. и т.д.)

Постановление ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций" 1932 г. и его последствия.

Гражданская война в прозе 1920-х гг. Особенности публицистики «Окаянных дней» И. Бунина и «Несвоевременных мыслей» М. Горького. Идейно-художественные концепции романа "Голый год" Б. Пильняка, книги «Конармии» И. Бабеля, романа "Белая гвардия" М. Булгакова, "Донских рассказов" М. Шолохова.

Героическая повесть ("Падение Даира" А. Малышкина, "Партизанские повести" Вс. Иванова).

Эпопеи А. Серафимовича "Железный поток", М. Шолохова "Тихий Дон" и А. Толстого "Хождение по мукам".

Героико-романтические романы Д. Фурманова "Чапаев" и А. Фадеева "Разгром".

Развитие реализма в русской литературе 1920-30-х гг. Философское содержание романов А. Платонова "Котлован", М. Булгакова "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия", антиутопии Е. Замятина "Мы". Изображение советской действительности в романе А. Веселого "Россия, кровью умытая". Реализм и романтизм социалистической идеологии в идейно-художественном своеобразии романа Н. Островского «Как закалялась сталь». "Цемент" Ф. Гладкова как «производственный роман».

Сатира в произведениях М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина, М. Зощенко, И. Ильфа и С. Петрова (“12 стульев”).

Романтизм в литературе 1920-1930-х гг. Роман Н. Островского "Как закалялась сталь", повести "Сорок первый" Б. Лавренева и "Партизанские повести" Вс. Иванова, феерия А. Грина "Алые паруса" и др.

Гражданская война в русской поэзии 1920-1930-х гг. Стихи Д. Бедного о революции и гражданской войне (“Манифест барона фон Врангеля”, “Главная улица”). Комсомольская поэзия (А. Безыменский “Молодая гвардия”, А. Жаров “Взвейтесь кострами, синие ночи…”, М. Светлов “Гренада”, “Песня о Каховке” и др.). Революционный романтизм в поэме А. Блока "Двенадцать", Б. Пастернака "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт", М. Цветаевой "Царь - Девица", "На красном коне", В. Маяковского "Хорошо".

Лиро-эпос С. Есенина «Анна Снегина».

"Русская усобица" в стихотворениях М. Волошина ("Заклятье о русской земле", "Гражданская война"). Его поэма «Россия».

Революционная Россия в поэмах Н. Клюева ("Песнь о Великой Матери", “Каин").

Крестьянская поэзия (М. Исаковский, А. Твардовский, П. Васильев и др.)

Поэзия революционного энтузиазма (В. Луговской «Курсантская венгерка», Б. Корнилов «Песня о встречном»).

Трагические противоречия эпохи и их отражение в поэзии А. Ахматовой ("Реквием"), О. Мандельштама, А. Твардовского, Э. Багрицкого ("Смерть пионерки").

Общечеловеческие мотивы в русской литературе 1920-1930-х гг. Произведения М. Волошина ("Подмастерье", "Путями Каина", "Дом поэта"), А. Блока ("Пушкинскому дому"), С. Есенина ("Персидские мотивы", "Спит ковыль…", "Всякий труд благослови, удача!"), О. Мандельштама (“Век”, "1 января 1924", "Нет никогда ничей я не был современник…"), Б. Пастернака ("Пространство", "Ландыши", "Приближение грозы", "Анне Ахматовой", "Марине Цветаевой", "Брюсову").

Поэтический авангард в поэзии первой половины 1930-х гг. (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников).

Духовный мир человека в изображении А. Грина ("Алые паруса") и М. Пришвина ("Родники Берендея", "Кащеева цепь").

Драматургия 1920-1930-х гг.

Пьесы В. Маяковского в советской драматургии.

Героико-революционные драмы ("Любовь Яровая" К. Тренева, "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского).

Наши рекомендации