Виктор Петрович Астафьев. (1924-2001)
1 мая 1924г. – родился в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах. 1941-1945г. – Великая Отечественная война призвала Астафьева на фронт. Он был тяжело ранен. После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусово Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете "Чусовский рабочий".
1951г. – был опубликован рассказ "Гражданский человек". 1953г. – вышел первый сборник рассказов "До будущей весны". 1959- 61г. – Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С этого времени в журналах Урала, Перми и Свердловска регулярно появляются остропроблемные, психологически углубленные произведения В. Астафьева.
Повести "Кража" (1966), "Где-то гремит война" (1967), цикл автобиографических рассказов и повестей о детстве "Последний поклон" (1968 - 92, завершающие главы "Забубенная головушка", "Вечерние раздумья") и др. В центре внимания писателя - жизнь современной сибирской деревни.
Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972-75), одного из самых значительных произведений писателя. 1969-79г. – Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как "Печальный детектив" (1986), рассказ "Людочка" (1989), публицистические - "Всему свой час" (1985), "Зрячий посох" (1988). В 1980 была написана драма "Прости меня".
1991г. – выходит книга "Мною рожденный" (роман, повести, рассказы); в 1993 - "Пир после победы"; в 1994 - "Русский алмаз" (рассказы и записи).
В последние годы писателем созданы роман "Прокляты и убиты" (начало публикации - 1992), вторая книга романа - "Плацдарм" (1994), повесть "Так хочется жить" (1995). В последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске.
Ноябрь 2001г. – умер
Валентин Григорьевич Распутин
(родился в 1937 году)
Очерк жизни и творчества.
Родился в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Окончил историко-филологический факультет Иркутского университета.
В. Распутин мечтал стать учителем, не помышляя о писательской деятельности; в поисках заработка попал в местную газету «Советская молодежь». В 50-60 гг. зачитывался произведениями западных писателей У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Э.М. Ремарка; из русских классиков своими учителями считаем Ф.М. Достоевского и И.А. Бунина.
По окончании университета В.Г. Распутин работал специальным корреспондентом на крупнейших стройках 60-х годов.
В 1965-1967 годах были опубликованы первые рассказы и очерки В.Г. Распутина о жизни строителей, охотников и звероловов. В этих произведениях сразу же обозначилась основная проблематика творчества писателя: столкновение отжившего и нарождающегося, традиционного и нового.
Широкую известность молодому прозаику принесла повесть «Деньги для Марии».
В 1970 году В.Г. Распутин написал повесть «Последний срок», ставшую, по общему признанию критиков, одним из канонических произведений русской «деревенской» прозы. Это направление было продолжено писателем в повестях «Живи и помни» и «Прощание с Матерой»
В народной жизни В.Г. Распутин ищет хранителей многовекового опыта, носителей нравственных заветов. «Меня всегда привлекали, - рассказывал писатель, - образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого…. В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки…»
Сила характеров любимых героев В.Г. Распутина – в мудрости, которая представляет собой гармоническое единство всех граней народного миропонимания. Эти люди являются носителями моральных принципов и норм, именно они создают мощное силовое поле духовной жизни народа.
Одно из самых значительных, вершинных произведений «деревенской» прозы – повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Конкретная жизненная ситуация – затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции, переселение людей на новые земли – приобретает обобщенно-символическое значе6ние.
Жанр повести определяется исследователями как философская притча.
О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матера, с тревогой размышляет писатель. Недаром возникает столько ассоциаций со словом «Матера»:
- материк (земная твердь), мать сыра земля, мать,
- матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни.
Жизненная основа повести – затопление де6ревень и создание гигантских ГЭС и искусственных морей – непосредственно связана с биографией писателя. Его родина – деревня Аталановка на берегу реки Ангары – в 60-е годы стала ложем Братского моря. Повествование о последнем перед затоплением лете деревни Матеры на Ангаре изображает конкретные обстоятельства и детали подготовительных работ.
«Реквием уходящему миру тысячелетней крестьянской культуры» - так определяли повесть критики. Старики прощаются с Матерой как с живым существом. Уход ее осмысляется как вмешательство неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство.
Дарья – своеобразный «идеолог» материнского мира, защитник его ценностей. Дарье нужно, чтобы горящая мельница увидела на прощанье родные лица, пихта на вырубленном острове «как-то сбереглась и показала Дарье себя».
Поражают прозрения Дарьи – ее встреча со своим родом, с «многовековым клином» предков, на острие которого она видит себя. Остров оберегает маленький молчаливый, но с выразительным взглядом зверек, живущий в земле, - Хозяин Матеры. Другая опора острова – царский листвень, которым согласно легенде, «крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Ни тропы, ни огонь «чужих людей» не берут гордое дерево, некий природный корень жизни. Хозяин острова и листвень олицетворяют силы самой природы. Вспоминает писатель и известную русскую легенду о невидимом граде Китеже. Дарье кажется, что, подобно ему, «снялась, летела Матера», не поддавшись разрушителям. Наконец, в финальном эпизоде интересы библейские мотивы – всемирный потоп и Ноев ковчег – барак Богодула.