Основные мотивы лирики поэта.
Единственное, что в нашей власти,
это не исказить голоса жизни, звучащего в нас.
Б.Л.Пастернак.
Увлечение поэзией стало делом всей его жизни.
Убеждён, что:
- поэзия всегда остаётся «высотой, которая валяется в траве под ногами»;
- искусство всегда реально;
- искусство не копирует жизнь, чтобы выявить её смысл, а вбирает в себя лежащие в её основании ИСТИНУ и ДОБРО.
- Место человека в истории.
Одна из важнейших тем в творчестве, ему посвящены такие произведения, как:
1923г. – цикл «Темпы и вариации» - поиск источника силы, способной противостоять стихии разрушения;
1926г. – поэма «905год» - принимая величие революции, поэт ощущает нравственное неприятие тех её проявлений, которые названы им «обличительными крайностями»; конфликт: художник – эпоха.
1927г. – поэма «Лейтенант Шмидт» - герой века – одновременно его жертва.
Поэт убеждён в независимости искусства, а также в его спасительной для жизни мощи. Творчество для поэта – свидетель и равноправный участник того, что происходит:
Поэзия, не поступайся ширью,
Храни живую точность: точность тайн.
Однако поэт не собирается вступать в конфликт со своей эпохой, но хотел лишь найти место в ней художнику, причём у поэта должна быть внутренняя свобода. (Об этом стих-ие «Стансы»)
- Пейзажная и философская лирика.
Все стихи проникнуты верой в жизнь, радостным удивлением перед её красотой.
В одном из ранних стихов:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит…
Природа для Пастернака – высшее проявление жизни
– носительница её смысла
– на равных с человеком.
В стихотворении «Душная ночь»:
… У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шёл спор. Я замер. Про меня!
1922г. – книга стихов «Сестра моя - жизнь». Основа сюжета – любовный роман; автор проводит героев через все времена года: весна – начало любви, лето – её бурное развитие, осень – пора расставания. Всё это – приметы мира, в котором живёт, любит, испытывает счастье, страдает человек. Мир и человек – единое целое. Природа – субъект действия: не человек видит деревья, а они видят его.
Здесь Пастернак предпочитает, чтобы сам мир говорил за него и вместо него,
например, о зиме:
Она шептала мне: «Спеши!»
Губами, белыми от стужи…
- Поэзия Пастернака – это не стихи о мире, а сам мир, живущий по законам поэзии, где
«в заплатанном салопе сходит наземь небосвод»
«тоска пассажиркой скользнёт по томам»
«предгрозье играет бровями кустарника»
Его поэзия как бы приобщает «мелочи жизни» к «времени и пространству» бесконечного и вечного мира. Мир Пастернака – это не окружающий нас мир и не наш внутренний, а единство того и другого.
- Задача поэта – связать воедино природное и историческое, тем самым укрепить единство мира на основе добра и красоты.
В стихотворении «Зимняя ночь» свеча – точка притяжения человеческой души в вечный источник света: уже не в комнате, но в мире, где мерцает и не гаснет её одинокий свет. Пастернак способен увидеть в капельках воды безграничный океан, именуемый жизнью. Приобщение к природе, к миру даёт человеку возможность преодолеть ощущение одиночества и осознание кратковременности собственного бытия – открывает возможность увидеть то, что далеко впереди:
За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.
В состав будущего входит и бессмертие, причём у Пастернака оно отождествляется с вечностью.
- Назначение поэта и поэзии.
Много лет зрел замысел романа, центром которого должна была быть революционная эпоха: «исторический образ России за последнее 45-летие». Художник и время. (Роман «Доктор Живаго»).
- История здесь – драматическое действие, в центре которого художник.
- Цикл стихов Юрия Живаго открывает стихотворение «Гамлет», лирический герой которого чувствует себя актёром на сцене жизни среди всеобщего «сумрака ночи». Он нравственно противостоит лжи и мрака:
Я – один, всё тонет в фарисействе,
Жизнь прожить – не поле перейти.
- Наделив героя поэтическим даром, автор отдал ему самое дорогое, чем обладал сам. Поэзия вписывается в жизнь героя, оказывается её составной, необходимой частью:
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
- Поэзия, по Пастернаку, – активное начало жизни, утверждение в ней человечности:
Зачем же плачет даль в тумане
И горько пахнет перегной?
Чтобы за городской гранью
Земле не тосковать одной.
- Ещё одно стихотворение: «Быть знаменитым некрасиво», где Пастернак определяет цель творчества, как самоотдачу, а не шумиху, не успех.
Не художник знаменит, знаменито творчество.
А жить надо
… без самозванства;
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
При этом важно сохранить себя как личность, чтобы те, «кто пройдёт твой путь за пядью пядь», поняли, что ты не оступился и остался
…живым и только,
Живым и только до конца.