Основные мотивы лирики поэта.

Единственное, что в нашей власти,

это не исказить голоса жизни, звучащего в нас.

Б.Л.Пастернак.

Увлечение поэзией стало делом всей его жизни.

Убеждён, что:

- поэзия всегда остаётся «высотой, которая валяется в траве под ногами»;

- искусство всегда реально;

- искусство не копирует жизнь, чтобы выявить её смысл, а вбирает в себя лежащие в её основании ИСТИНУ и ДОБРО.

  1. Место человека в истории.

Одна из важнейших тем в творчестве, ему посвящены такие произведения, как:

1923г. – цикл «Темпы и вариации» - поиск источника силы, способной противостоять стихии разрушения;

1926г. – поэма «905год» - принимая величие революции, поэт ощущает нравственное неприятие тех её проявлений, которые названы им «обличительными крайностями»; конфликт: художник – эпоха.

1927г. – поэма «Лейтенант Шмидт» - герой века – одновременно его жертва.

Поэт убеждён в независимости искусства, а также в его спасительной для жизни мощи. Творчество для поэта – свидетель и равноправный участник того, что происходит:

Поэзия, не поступайся ширью,

Храни живую точность: точность тайн.

Однако поэт не собирается вступать в конфликт со своей эпохой, но хотел лишь найти место в ней художнику, причём у поэта должна быть внутренняя свобода. (Об этом стих-ие «Стансы»)

  1. Пейзажная и философская лирика.

Все стихи проникнуты верой в жизнь, радостным удивлением перед её красотой.

В одном из ранних стихов:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит…

Природа для Пастернака – высшее проявление жизни

– носительница её смысла

– на равных с человеком.

В стихотворении «Душная ночь»:

… У плетня

Меж мокрых веток с ветром бледным

Шёл спор. Я замер. Про меня!

1922г. – книга стихов «Сестра моя - жизнь». Основа сюжета – любовный роман; автор проводит героев через все времена года: весна – начало любви, лето – её бурное развитие, осень – пора расставания. Всё это – приметы мира, в котором живёт, любит, испытывает счастье, страдает человек. Мир и человек – единое целое. Природа – субъект действия: не человек видит деревья, а они видят его.

Здесь Пастернак предпочитает, чтобы сам мир говорил за него и вместо него,

например, о зиме:

Она шептала мне: «Спеши!»

Губами, белыми от стужи…

  • Поэзия Пастернака – это не стихи о мире, а сам мир, живущий по законам поэзии, где

«в заплатанном салопе сходит наземь небосвод»

«тоска пассажиркой скользнёт по томам»

«предгрозье играет бровями кустарника»

Его поэзия как бы приобщает «мелочи жизни» к «времени и пространству» бесконечного и вечного мира. Мир Пастернака – это не окружающий нас мир и не наш внутренний, а единство того и другого.

  • Задача поэта – связать воедино природное и историческое, тем самым укрепить единство мира на основе добра и красоты.

В стихотворении «Зимняя ночь» свеча – точка притяжения человеческой души в вечный источник света: уже не в комнате, но в мире, где мерцает и не гаснет её одинокий свет. Пастернак способен увидеть в капельках воды безграничный океан, именуемый жизнью. Приобщение к природе, к миру даёт человеку возможность преодолеть ощущение одиночества и осознание кратковременности собственного бытия – открывает возможность увидеть то, что далеко впереди:

За поворотом, в глубине

Лесного лога,

Готово будущее мне

Верней залога.

В состав будущего входит и бессмертие, причём у Пастернака оно отождествляется с вечностью.

  1. Назначение поэта и поэзии.

Много лет зрел замысел романа, центром которого должна была быть революционная эпоха: «исторический образ России за последнее 45-летие». Художник и время. (Роман «Доктор Живаго»).

  • История здесь – драматическое действие, в центре которого художник.
  • Цикл стихов Юрия Живаго открывает стихотворение «Гамлет», лирический герой которого чувствует себя актёром на сцене жизни среди всеобщего «сумрака ночи». Он нравственно противостоит лжи и мрака:

Я – один, всё тонет в фарисействе,

Жизнь прожить – не поле перейти.

  • Наделив героя поэтическим даром, автор отдал ему самое дорогое, чем обладал сам. Поэзия вписывается в жизнь героя, оказывается её составной, необходимой частью:

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

  • Поэзия, по Пастернаку, – активное начало жизни, утверждение в ней человечности:

Зачем же плачет даль в тумане

И горько пахнет перегной?

Чтобы за городской гранью

Земле не тосковать одной.

  • Ещё одно стихотворение: «Быть знаменитым некрасиво», где Пастернак определяет цель творчества, как самоотдачу, а не шумиху, не успех.

Не художник знаменит, знаменито творчество.

А жить надо

… без самозванства;

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

При этом важно сохранить себя как личность, чтобы те, «кто пройдёт твой путь за пядью пядь», поняли, что ты не оступился и остался

…живым и только,

Живым и только до конца.

Наши рекомендации