Как писать сочинение по литературе?

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

Оформление работы

Число

Сочинение

Тема или название сочинения (без кавычек)

Кавычки используются в названии темы только тогда, когда тема является цитатой!

Образец

Пятое сентября

Сочинение

Отзыв опроизведении М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Отзыв о повести Г.Р. Троепольского «Белый Бим черное ухо»

Рецензия на роман У. Голдинга «Повелитель мух»

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

«Унылая пора! Очей очарованье…» (Тема осени в лирике А.С. Пушкина)

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ?

Общая схема работы

Внимательно читаю тему сочинения иВЫДЕЛЯЮ в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

ФОРМУЛИРУЮ краткий, точный ответ на вопрос или тезис – ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ.

СОСТАВЛЯЮ ПЛАН, в том числе тезисный, КЛАСТЕР ИЛИ ТАБЛИЦУ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ.

ПОДБИРАЮ ТЕКСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ (важные для раскрытия темы эпизоды).

СОСТАВЛЯЮ СПИСОК ТЕРМИНОВ, необходимых для ответа.

6. «СОЕДИНЯЮ» ТЕРМИНЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ, включаю термины в анализ.

7. ПИШУ на основе плана (кластера или таблицы) ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ, не забывая о том, что любое сочинение должно состоять из НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ.

ФОРМУЛИРУЮ ВЫВОД-ЗАКЛЮЧЕНИЕ в соответствии с основной мыслью сочинения и логикой доказательства этой мысли.

9. ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ! Внимательно перечитываю сочинение (можно вслух для себя, можно другим людям), устраняя повторы и логические ошибки. Проверяю орфографию, пунктуацию, речь и грамматику.

10. ПЕРЕПИСЫВАЮ отредактированный вариант.

ПОЭТАПНАЯ СХЕМА РАБОТЫ

1. РАБОТА СО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ.

Выявив ключевые слова темы, формулирую основную мысль сочинения (тезис), которую буду раскрывать и доказывать в основной части.

Помню, что в первом предложении сочинения нужно указать:

- жанр произведения;

- имя, отчество, фамилию автора;

- полное название.

Желательно написать о времени написания произведения.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была написана в 1838 году.

Следует написать во вступлении и о том, что имеет отношение к теме сочинения (чему посвящено произведение, что послужило импульсом к его созданию какие вопросы волновали автора). Подобные размышления помогут осмыслить тему работы более глубоко и серьезно, даже если в чистовой вариант вы не включите часть первоначальных размышлений.

Самое главное!Предварительное серьезное обдумывание темы, поиск ключевых слов, анализ истории создания произведения и авторского замысла позволит вам сформулировать ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ сочинения уже ВО ВСТУПЛЕНИИ!

Нужно точно знать, какую ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕОРЕМУ (ТЕЗИС) вы будете раскрывать и доказывать!

Основная мысль должна быть сформулирована с опорой на знание текста и позицию автора.

Если тема сформулирована как вопрос, то во вступлении следует дать точный, краткий, понятный ответ. Этот ответ – тезис, который и нужно доказывать.

2. РАБОТА С ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ.

А) составляю план сочинения (систему аргументов (доказательств)), или таблицу, или кластер (схему – «паучок»).

ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ

Характеристика героя(пункты 4, 5,6 можно излагать в разной последовательности)

Основные аспекты Эпизоды, цитаты Термины
1. Место героя в произведении    
2. Его происхождение и социальное положение    
3. Портрет    
4. Мировоззрение, убеждения    
5. Цели и средства их достижения    
6. Характер, проявляющийся в отношениях с другими героями, в поступках, в речи    
7. Авторское отношение к герою    
8. Моя оценка    

ПРИМЕР КЛАСТЕРА(можно использовать при написании отзывов, рецензий, анализе проблем произведения, ответов на проблемные вопросы)

как писать сочинение по литературе? - student2.ru

как писать сочинение по литературе? - student2.ru как писать сочинение по литературе? - student2.ru как писать сочинение по литературе? - student2.ru

как писать сочинение по литературе? - student2.ru

как писать сочинение по литературе? - student2.ru

 
  как писать сочинение по литературе? - student2.ru

как писать сочинение по литературе? - student2.ru

       
    как писать сочинение по литературе? - student2.ru
  как писать сочинение по литературе? - student2.ru
 

как писать сочинение по литературе? - student2.ru

Количество «прямоугольников» не ограничено!

Внутри каждого прямоугольника или вокруг него можно разместить еще прямоугольники, в которых будут нужные цитаты, эпизоды, термины и т.д.

Б) Работаю с текстом, подбирая нужный материал, с помощью которого можно будет доказать справедливость основной мысли (тезиса) сочинения:

- важные детали, ключевые слова произведения,

- цитаты,

- краткий пересказ важных эпизодов,

- интерпретация (самостоятельная трактовка, объяснение) тех или иных фрагментов произведения.

Сочинение по литературе без цитат – пустой звон!

Термины, используемые в сочинении, должны быть средством анализа произведения, следовательно, нужно применять их осознанно.

Использую только те термины, значение которых понимаю!!!

Г) Пишу черновик,выстраивая основную часть в четкой системе: каждый абзац основной части должен раскрывать какой-то аспект основной мысли, доказывать исходный тезис. Сколько аргументов, столько абзацев в основной части.

Заключение – это итог размышлений автора сочинения.

Возможные варианты:

А) «Возвращение» к началу. Что доказывали и что доказали? Противоречия быть не должно!

Б) «Обогащение» исходного тезиса, его расширение и развитие.

В) «Обращение к авторитетам»: приведение в заключительной части работы цитат из критических статей, справочников, учебников, высказываний писателей и литературоведов.

Г) Риторический вопрос (вопрос, не имеющий однозначного ответа, призывающий читателя к размышлению о поставленных в сочинении проблемах).

Д) Риторическое обращение к читателям (восклицание).

4. ПРОВЕРКА И РЕДАКТИРОВАНИЕ ЧЕРНОВЫХ ВАРИАНТОВ.

После внесения изменений еще раз внимательно проверьте получившийся текст, не забывая про орфографию, пунктуацию, грамотность употребления слов и грамматических форм(особое внимание стоит уделить деепричастным оборотам и сложным предложениям).

Можно использовать любые ДОСТОВЕРНЫЕ источники (критические статьи, предисловия, справочники по литературе, в том числе и размещенные в сети Интернет, и т.д.). Если вы пользовались дополнительным материалом, укажите после сочинения источники, на которые вы опирались, а в тексте сочинения правильно процитируйте те фрагменты, которые позаимствованы из чужого текста.

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

Оформление работы

Число

Сочинение

Тема или название сочинения (без кавычек)

Кавычки используются в названии темы только тогда, когда тема является цитатой!

Образец

Пятое сентября

Сочинение

Отзыв опроизведении М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Отзыв о повести Г.Р. Троепольского «Белый Бим черное ухо»

Рецензия на роман У. Голдинга «Повелитель мух»

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

«Унылая пора! Очей очарованье…» (Тема осени в лирике А.С. Пушкина)

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ?

Общая схема работы

Наши рекомендации