Классическая картина мира и ее отражение в литературе и литературоведении.

Теория литературы. Вопросы к экзамену.

1. Теория литературы, как научная дисциплина. Структура курса.

Т.л. – это обобщенная философская дисциплина. Она изучает законы развития литературы. Обладает своим понятийным (категориальным) аппаратом.

Теория литературы-это комплексная научная дисциплина. существует в единстве с другими научными дисциплинами. комплексность может быть внутриотраслевая и межотраслевая. теория литературы взаимодействет с другими научными дисциплинами-с искусствознанием, лингвистикой, эстетикой, музыкознанием, историей.

"Меж"-это отдаленная научная дисциплина(психология,философия, квантовая механика)

Структура курса:

I. Культорологическое введение:

· Классическая и не классическая картина мира и их проявление в литературе и литературоведении.

· Смена научных парадигм в развитии современной теории литературы.

II. Сущность литературы как вида искусства:

· Познавательно-ценностная.

· Этетическая (Герменевтика).

· Диалогическая.

III. Теоретическая поэтика как раздел литературоведения:

· Художественное произведение, его основные характеристики и методики его интерпретации. (интертекстуальная методика)

· Изучение теоретических понятий и категорий.

· Роды, виды, жанры.

· Литературные направления, течения, школы.

· Литературные стили.

· Сюжет, фабула, композиция.

· Основы стихосложения.

· Художественная речь.

IV. Историческая поэтика – закономерности литературного процесса.

· Диахронный аспект литературного процесса (горизонтальный).

· Синхронный (классика, массовая, беллетристика).

V. Академические школы естественного и зарубежного литературоведения:

· Мифологическая.

· Культурно-историческая.

· Сравнительно-историческая (копаратирестика).

· Психологическая.

· Отечественный формализм. (Честно.)

· Структурализм.

VI. Зарубежные школы:

· Деконструктивизм (Жак Деррида)

· Рецептивная эстетика (Яусс)

· Нарротология (сюжетосложение) Иглит

Классическая картина мира и ее отражение в литературе и литературоведении.

Ньютон. Аристотель и Платон. Представление о упорядоченности, закономерности, гармоничности и прочности. Устойчивость и миропорядок – главные характеристики. Это логоцентрическая картина. (центрированная к общепринятым ценностям). Истоки этой концепции коренятся в античных представлениях о космосе, как упорядоченном мироздании, идеале.

В средние века была выдвинута идея Бога. В начале XX века эти идеи выражаются в романтизме (Соловьев, философия) «Красота спасет мир».

Классическая картина мира проявляется во всех сферах общественной деятельности. В литературе к.к.м. наиболее ярко проявилась в классицизме XVIII век. (Золотой век, монархия.). Тогда была определена четкая систем жанров (высокий, средний, низкий). Им соответствовали стили. Разработана система стихосложения (Третьяков, Ломоносов).

Классицизм развивал культ человеческого разума, а чувства были низкими.

Содержание и форма художественного произведения.

Целостность худ.произведения. Форма и содержание – ключевые понятия в традиционном лит.вед. Аристотель: некое «что» - предмет подражания, и некое «как» - способ подражания.

В XIX понятия форма и содержания разрабатывались в трудах Ггеля и Белинского.

В современной науке эти понятия наполнены новыми смысловыми оттенками.

Представитель структурализма Лтман предлагаз заменить эти понятия структура (форма) и идея(содержание). Постструктуралисты предлагают ввести понятия – смысл (содержание) и ценность (идея).

Очевидно не целесообразно отказываться от традиционных понятий формы и содержания. Но дихотомический (2-х уровневый) подход к тексту нужно заменить многоуровневым. Этот подход разработан в современных методиках интерпретации текста.

Например система комплексного подхода к изучению текста базируется на «каждый худ.т. содержит несколько уровней».

1. Идейно-тематический

2. Сюжетно – композиционный

3. Образно – символический ,знак

4. Ритмико – интонационный

5. Фонетический и т.д.

В традиционном исследовании понятие содержания часто закрепляется за каким-то уровнем. Темы , идеи, проблемы поставленные автором.

Остальное формальные проявления текста, формы.

Но целостный подход к изучению произведения предполагает содержание произведения, его смысл, не закрепленный за уровнем текста, это результат взаимодействия всех уровней.

Понимание диалектики. 3 основных периода:

1. Форма – второстепенная, зависит отсодержания.

2. Форма самостоятельная, изолированная (формалисты).

3. Рассмотренные диалектические взаимодействия формы и содержания худ.п.

В связи в этим Бахтин вводитпонятие Содержательная форма, оформленное содержание.

Теоретические понятия.

1. Была разработана четкая система литературных родов и д.р.

2. Литературные направления, течения, школы.

3. Понятие стиля, художественного метода, сюжета, фабулы, композиции.

Однако, в определенный период эти понятия стали с трудом применяться к современному литературному процессу. Они приобрели слишком жесткое значение.

Худ.метод – принципы познания и худ.отражения действительности писателя в своих произведениях.

В традиуионном литературоведении худ. Произведения стали соотносить только с каким-то конкретным худ.методом. ОТсуда стали возникать многочисленные споры. Принцип «или-или» не срабатывал.

Возникла задача: Теоретически переосмыслить содержание самой этой категории. Представить ее как системное единство.

Например Блок: 1 уровень (типолог.ур. метода) поэт-романтик. 2 уровень проявляется в традициях конкретного исторического периода к которому принадлежит автор. 3 уровень – отражает внутренний мир автора, зрелый этап творчества Блока – реализм.

1- Общее, 2- особенное, 3- единичное. Т.о. – худ. Метод это сложное единство.

Современные подходы в определении сути теоретических понятий и категорий основаны на диалектическом осмыслении, углублении их содержания.

Старые понятия не нужно откидывать, их нужно переосмысливать. Внедрить в современную науку зарубежный категориальный аппарат.

Понятие стиля.

1.парасловестный диалог. Лермонтов

2.диалектика души (малейшие душевные переживания). Толстой

3.описание внутреннего психологического облика героев через детали вещного, предметного мира. Гоголь

4.Гончаров, Обломов на стыке Гоголя и Толстого.

5.Достоевский жестокий талант, бессознательные душевные движения своих героев. Глубинные чувства. Психологически невыносимые ситуации.

Фабула, сюжет, композиция.

Сюжетное повествование выстраивается автором, котороый может нарушать порядов событий для того. Чтобы раскрыть идейно-ух. Амысел.

Фабула – то, как события развивались на самом деле.

Фабула и сюжет произведения – его содержательно –формальные особенности, а композиция – формальная особенность. Фабула – категория, характерная для эпоса и драмы, композиция и сюжет присущи произведениям все трех родов литературы, но лирический сюжет своеобразен.

В «Поэтике» Аристотеля различаются действие как событийная система, т.е. фабула и сюжет в собственном смысле – живая последовательность движений ,воплощенных в словах. Для объяснения возникновения сюжета-фабулы Веселовский использовал понятие мотива –это неразложимые дальше элементы низшей мифологии и сказки.

Другой способ образования фабулы –заимствование их у других народов.

В.Я.Пропп сформулировал «Морфологию сказки» 1928г. Он установил строгий закон, которому подчиняется фольклорная волшебная сказка.

Терминологическое разграничение понятий фабулы (лат. - басня, повествование) и сюжета фр. -(предмет) происходит лишь в XXв.

Сюжетом является действие произведения в его полноте, реальная цепь изображенных движений, а фабула – система основных событий, которая может быть пересказана. Фабула только сообщает об объективном действии и его основных перипетиях, в то время как сюжет разворачивает это действие на глазах читателя.

Фабула и сюжет могут быть разнонаправлены во времени. Сюжет бывает 3-х уровней. В основе сюжета лежит конфликт. Коллизия – более величественные цели. В сюжете проявляется внутренняя сущность человеческих характеров. Перипетия – любой внезапный поворот в развитии действия.

Композиция – построение, расположение всех элементов художественной формы. С помощью композиции выражается смысл, идея произведения. Она бывает внешней и внутренней. Внешняя: деление эпического произведения на книги ,части, главы, лирического на части и строфы, лиро-эпического – на песни, драматического – на акты и картины. Внутренняя включает в себя все статические элементы произведения, разные типы описаний, портрет, пейзаж и т.д. внесюжетные элементы (экспозиция, пролог и т.д.), эпилог, отступления, формы речи героев, формы повествования: пространственно –временную, психологическую, идеологическую, фразеологическую.

Художественная речь.

Тропы - (поворот, оборот речи) – образные средства поэтической речи, основанные на употреблении слов в переносном значении.

1. Лексический – словарный запас языка, диалект, историзмы, неологизмы, архаизмы и т.д.

2. Синтаксический уровень – построение предложений ,инверсия ,анафора, эпифора и т.д.

3. Семантический уровень – аллитерации, ассонансы и т.д.

Эпитет – (приложение )- образно яркое, красочное определение, которое чаще всего выражается прилагательным или причастием. Он бывает постоянным или нет.

Оксюморон – остромно-глупое, троп, основный на кажущейся несочетаемости определяемого слова и приложения.

Сравнение – распрастраненный троп, основанный на употреблении или рахграничении объектов и их качеств. Краткие и развернутые.

Метафора – перенос, сравнение неназванное, подразумеваемое, скрытое. Объединяет то, что сравнивается и то, с чем сравнивается.

Олицетворение – неодушевленные предметы и силы природы принимают человеческие качества.

Метонимия – переименование – предмет или явление обозначается по одному из признаков.

Синекдоха – соотнесение – различные предметы характеризуются исключительно на основе количественных соотношений.

Перифраз (окольный прием) – выражает понятие описательно или намеком.

Антономазия (названо по-другому) – переименование, чаще всего употребление собственного имени в нарицательном значении.

Гипербола (преувеличение) – литота (простота).

Параллелизм (идущий рядом) стилистическая фигура, суть которой в наличии двух или нескольких идентичных синтаксических фигур, отражающих похожесть явлений.

Анафора – (вынесение) – единоначатие из одного или нескольких слов в одной или нескольких строках стихотворения или прозы.

Эпифора – добавка, повторение – притивоположна анафоре, повторение одного слова в окончании нескольких строк или высказываний.

Разновидностью стилистических фигур являются риторические фигуры – риторический вопрос, восклицание, обращение.

Академические школы отечественного литературоведения и современные зарубежные научные направления.

Отечественное лит.вед. было сформулировано с 1830 года.

Мифологическая школа – (Братья Гримм, Рыбников, Афанасьев) – писатели народных сказок и мифов.

Она впервые попыталась определить научные критерии происхождения в народной лит. Древних мифов.

Традции м. школы были востребованы и сейчас. Ученые пытались определить в худ.текстах отголоски хдревнего миф. Мышления человека. Архитипы (Карл Юнг).

Культурно историческая школа – научный принцип историзма т.е. связали развитие лит с развитием самой истории. (Тихонов, Пыпин)

1. Древнейшая лит.

2. Средние века

3. Новейшая с XVIIIв

Введение принципа историзма заложено в сновы методологии, в то время этот принцип был жетским. Худ.п. ценились по тому, насколько в них иссделователи могли увидеть признаки конкретной исторической эпохи, когда они были созданы. Эстетизм не учитывался.

Сравнительно-историческая школа (Братья Веселовские) – рассматривали отечественную литературу в контесте зарубежной XIX Понятие: Всемирная литература.

Психологическая школа: Овсянников- куликовский. А. Потребня.

Лит.тв. стало соотноситься с особенностями реализации в лит.т. присологии автора. Типология писателей созданная Овс.Кул.

Писатели эксперементаторы (Достоевский Салтыков-Щедрин)и писатели наблюдатели (Тургеньев, Пушкин).

Начало XX возник интерес к теории бессознательного худ.тв. (Фрейд, К. Юнг).

Начало XX. Формальная школа: Ю. Пинянов. В. Шкловский, Р. Якобсон, В. Жиновский.

Структурализм: как научное направление зарождалось в 20-х годах XX. Оно представлено школами деконструктивистов (Ж. Де Ррида) рецептивной эстетикой и нарротологией (повествование).

Жак Деррида – разрушитель устоявшихся традиций в лит.вед. (шк. Не классич. Направ.) Главная задача – проникнуть в скрытые смыслы слова и разрушить, переосмыслить их устоявшееся значение. В конечном итоге разрушить значение текста в целом. Увидеть бессознательное ТВ. Автора.

Отсюда особое внимание к фоновым деталям, курсиву, ошибкам, абзацам и т.д. Деконструкция названия.

Теория литературы. Вопросы к экзамену.

1. Теория литературы, как научная дисциплина. Структура курса.

Т.л. – это обобщенная философская дисциплина. Она изучает законы развития литературы. Обладает своим понятийным (категориальным) аппаратом.

Теория литературы-это комплексная научная дисциплина. существует в единстве с другими научными дисциплинами. комплексность может быть внутриотраслевая и межотраслевая. теория литературы взаимодействет с другими научными дисциплинами-с искусствознанием, лингвистикой, эстетикой, музыкознанием, историей.

"Меж"-это отдаленная научная дисциплина(психология,философия, квантовая механика)

Структура курса:

I. Культорологическое введение:

· Классическая и не классическая картина мира и их проявление в литературе и литературоведении.

· Смена научных парадигм в развитии современной теории литературы.

II. Сущность литературы как вида искусства:

· Познавательно-ценностная.

· Этетическая (Герменевтика).

· Диалогическая.

III. Теоретическая поэтика как раздел литературоведения:

· Художественное произведение, его основные характеристики и методики его интерпретации. (интертекстуальная методика)

· Изучение теоретических понятий и категорий.

· Роды, виды, жанры.

· Литературные направления, течения, школы.

· Литературные стили.

· Сюжет, фабула, композиция.

· Основы стихосложения.

· Художественная речь.

IV. Историческая поэтика – закономерности литературного процесса.

· Диахронный аспект литературного процесса (горизонтальный).

· Синхронный (классика, массовая, беллетристика).

V. Академические школы естественного и зарубежного литературоведения:

· Мифологическая.

· Культурно-историческая.

· Сравнительно-историческая (копаратирестика).

· Психологическая.

· Отечественный формализм. (Честно.)

· Структурализм.

VI. Зарубежные школы:

· Деконструктивизм (Жак Деррида)

· Рецептивная эстетика (Яусс)

· Нарротология (сюжетосложение) Иглит

Классическая картина мира и ее отражение в литературе и литературоведении.

Ньютон. Аристотель и Платон. Представление о упорядоченности, закономерности, гармоничности и прочности. Устойчивость и миропорядок – главные характеристики. Это логоцентрическая картина. (центрированная к общепринятым ценностям). Истоки этой концепции коренятся в античных представлениях о космосе, как упорядоченном мироздании, идеале.

В средние века была выдвинута идея Бога. В начале XX века эти идеи выражаются в романтизме (Соловьев, философия) «Красота спасет мир».

Классическая картина мира проявляется во всех сферах общественной деятельности. В литературе к.к.м. наиболее ярко проявилась в классицизме XVIII век. (Золотой век, монархия.). Тогда была определена четкая систем жанров (высокий, средний, низкий). Им соответствовали стили. Разработана система стихосложения (Третьяков, Ломоносов).

Классицизм развивал культ человеческого разума, а чувства были низкими.

Наши рекомендации