Ф.М. Достоевский, очерк «Пушкин».

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

· воспитаниесредствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;

· развитие интереса к отечественной, зарубежной литературе и литературе народов России; умения рассматривать русскую литературу в широком историко-культурном контексте; углубление представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; развитие способностей сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений; формирование умения выявлять социальные и эстетические корни литературных явлений; развитие литературно-творческих способностей учащихся, потребности в самообразовании в области литературы и филологии, в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие образного мышления и воображения, эмоциональной сферы личности; художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений;

· совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений в их историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; умений выявлять в них конкретно-исторической и общечеловеческое содержание, сопоставлять различные научные, критические и художественные интерпретации литературных произведений;

· повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного и эстетического кругозора, формирование читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться русским литературным языком, писать сочинения на литературные темы, искать, обрабатывать и использовать информацию необходимую для постижения художественных произведений (справочная литература, масс-медиа, ресурсы Интернета);

· подготовкак осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.

В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических задач:

· совершенствованиеаналитических умений: историко-сопо-ставительного анализа произведений русской и родной литератур; сопоставительного анализа русского оригинала и его художественного перевода на родной язык, определения адекватности перевода оригиналу;

· активизация речевой деятельности учащихся на русском языке: развитие умений и навыков владения стилистически окрашенной русской речью;

· формированиеличности, способной адекватно воспринимать русскую литературу и культуру, более широко и многомерно осмысливать родную.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами историко-литературного курса, основы которого были заложены на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе базируется на знаниях, полученных в основной школе, и направлен на развитие и систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы. На профильном уровне старшей школы усиливается сопоставительный аспект изучения литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.

Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.

В старшей школе с родным (нерусским) языком обучения на профильном уровне учащиеся, которые предполагают в дальнейшем совершенствоваться в области русской филологии, при изучении русской литературы должны выходить на диалог родной и русской литератур и культур, учитывать их специфику и духовные корни. Таким образом, реализуется идея единого литературного образования, решающего образовательные и воспитательные задачи на материале двух (родной и русской) литератур.

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Вольность» [1], «Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (III, V, IX), «Если жизнь тебя обманет…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «...Вновь я посетил...», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Из Пиндемонти», а также 4 стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник»

Повесть «Пиковая дама».

«Маленькие трагедии» («Моцарт и Солбери»).

Трагедия «Борис Годунов»(в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).

Поэты пушкинской поры

К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, А.А. Дальвег, Д.В. Давыдов.

4 стихотворения по выбору.

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «К*» («Я не унижусь пред тобою…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Есть речи - значенье…», «Благодарность», «Завещание» («Наедине с тобою, брат...»), «Валерик», «Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также 4 стихотворения по выбору.

Поэма «Демон»

Н.В. Гоголь

Повести: «Портрет», «Невский проспект».

А.Н. Островский

Пьесы: «Гроза», «Лес».

И.А. Гончаров

Очерк «Фрегат “Паллада”» (фрагменты).

Роман«Обломов»

Н.А. Добролюбов

«Что такое обломовщина?» (фрагменты).

А.В. Дружинин

«Обломов», роман Гончарова» (фрагменты).

И.С. Тургенев

Роман «Отцы и дети»

Д.И. Писарев

«Базаров» (фрагменты).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Полдень», «Silentium!», «Цицерон», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...», «День и ночь», «Слезы людские, о слезы людские…», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также 4 стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Кот поет, глаза прищуря…», «Облаком волнистым...», «Шепот, робкое дыханье…», «Сосны», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще одно забывчивое слово...», «Как беден наш язык! – Хочу и не могу...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях», а также 4 стихотворения по выбору.

А.К. Толстой

Стихотворения: «Меня, во мраке и в пыли...», «Коль любить, так без рассудку...», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Благословляю вас, леса…» (из поэмы «Иоанн Дамаскин»), «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», а также 4 произведения по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «В дороге», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Праздник жизни – молодости годы…», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Под жестокой рукой человека...» («О погоде»), «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба...», а также 4 стихотворения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).

Н.Г. Чернышевский

Роман «Что делать?» (обзор).

Н.С. Лесков

Повесть «Очарованный странник» или рассказ «Однодум».

М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города»

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

Н.Н. Страхов, Очерк «Преступление и наказание» (фрагменты).

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир»

А.П. Чехов

Рассказы: «Попрыгунья», «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», а также 2 рассказа по выбору.

Пьеса «Вишневый сад».

Русская литература ХХ века

И.А. Бунин

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (рассказ), «Чистый понедельник», а также 2 рассказа по выбору.

А.И. Куприн

Повесть «Гранатовый браслет», а также 1 произведение по выбору.

Л.Н. Андреев

1 произведение по выбору.

М. Горький

Рассказ «Старуха Изергиль».

Пьеса «На дне».

А.А. Блок

Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…», «Вхожу я в темные храмы...», «Мы встречались с тобой на закате…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Фабрика», «Она пришла с мороза…», «Когда вы стоите на моем пути...», цикл «На поле Куликовом», «В ресторане», «Художник», «О, я хочу безумно жить…», «Перед судом», «На железной дороге», «Скифы», а также 4 стихотворения по выбору.

Поэмы: «Соловьиный сад», «Двенадцать».

В.В. Маяковский

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»,

«О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой», а также 4 стихотворения по выбору.

Поэмы: «Облако в штанах», «Люблю».

Первое вступление к поэме «Во весь голос».

Пьеса «Клоп».

С.А. Есенин

Стихотворения: «Шел Господь пытать людей в любови…», «Русь», «Сорокоуст» («Видели ли вы…»), «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я помню, любимая, помню…», «О красном вечере задумалась дорога...», «Письмо матери», «Русь Советская», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «На Кавказе», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо к женщине», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Каждый труд благослови, удача...», а также 4 стихотворения по выбору.

Поэма «Анна Снегина».

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Стихи растут, как звезды и как розы...», «Я счастлива жить образцово и просто...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», цикл «Ученик», «Легкомыслие – милый грех…», «Маяковскому» («Советским вельможей...»), «Заклинаю тебя от злата...», «Дон» («Белая гвардия, путь твой высок…»), «Тоска по родине! Давно...», а также 4 стихотворения по выбору.

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Дано мне тело – что мне делать с ним...», «Невыразимая печаль...», «Notre Dame», «Я не знаю, с каких пор…», «Бессонницы. Гомер. Тугие паруса…»,«Я ненавижу свет...», «О, как мы любим лицемерить…», «Не спрашивай: ты знаешь…», «Образ твой, мучительный и зыбкий…», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Век», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также 4 стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Сероглазый король», «Смятение», «Любовь», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Мне ни к чему одические рати...», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Приморский сонет», «Молитва», «Муза», а также 4 стихотворения по выбору.

Поэмы: «Поэма без героя», «Реквием».

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Про эти стихи», «Быть знаменитым некрасиво…», «Определение поэзии», «Когда разгуляется», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Чудо», «Август», «Гефсиманский сад», «Ночь», «Единственные дни», а также 4 стихотворения по выбору.

М.А. Булгаков

Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».

И.Э. Бабель

2 рассказа по выбору.

А.А. Фадеев

Роман «Разгром»

А.П. Платонов

Повесть «Сокровенный человек».

М.А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон»

В.В. Набоков

1 произведение по выбору.

Н.А. Заболоцкий

Стихотворения: «Меркнут знаки Зодиака…», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц», «Сентябрь», а также 3 стихотворения по выбору.

А.Т. Твардовский

Стихотворения: «Я убит подо Ржевом…», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...», а также 4 стихотворения по выбору.

А.И. Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор».

Драматургия ХХ века

А.Н.Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин, Е.Л. Шварц.

2 произведения по выбору.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ[2]

Г. Айги. Стихотворения.

Р. Гамзатов. Книга «Мой Дагестан», сказание «Возвращение Хаджи-Мурата», поэма «Горянка».

М. Джалиль. Цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

М. Карим. Стихотворения по выбору; трагедия «Не бросай огонь, Прометей».

Д. Кугультинов. Стихотворения.

К. Кулиев. Стихотворения.

Ю. Рытхэу. Роман «Сон в начале тумана» (легенда о белой Женщине-прародительнице).

Г. Тукай. Стихотворения по выбору. Поэма «Шурале».

К. Хетагуров. Стихотворения. Поэма «Фатима».

Ю. Шесталов. Языческая поэма.

Два произведения по выбору.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Г. Аполлинер, О. Бальзак, Г.Бёлль, Ш. Бодлер, П.Верлен, О. Генри, Г.Гессе, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Т. Манн, Г.Маркес, П. Мериме, М.Ме-терлинк, Г. Мопассан, Д. Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, А.Рембо, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, У.Фолкнер, А. Франс, Э. Хемингуэй, Б.Шоу, У. Эко.

3 произведения по выбору.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство): понятие о долге, чести и справедливости. Роль женщины в семье и общественной жизни. Тема Родины и природы в русской и других литературах народов России[3].

Национальное самоопределение русской литературы. Общеевропейские историко-культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его русской ветви. Романтизм в русскойи других литературах народов России. Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества в романтических произведениях. Преобладание поэзии в литературе 1800-х–1820-х годов. Роль романтической лирики в развитии психологизма; формирование в ней символической образности. Особенности поэтического слова в романтической лирике.

Становление классической прозы в русской литературе 1830-х – 1840-х годов. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русскойи других литературах народов России.Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. Внимание к социальным «низам». Универсальность художественных образов. Значение комедии «Горе от ума», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» для дальнейшего развития русской литературы.

Журналистика 50 – 70-х гг. XIX века. Роль литературной критики в общественно-культурном развитии России. Создание классических образцов русского романа, получивших мировое признание. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.

Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Проблема счастья и общественного служения. Образ русской женщины. Возвышенное и трагическое звучание темы любви.

Формирование национального театра. Демократизация русской литературы. Размышления о народе и ответственности перед ним. Отражение картин народной жизни, традиций, быта.

Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения. Историзм и психологизм. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.

Формирование и развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание в XIX в.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Традиции и новаторство в русской литературе начала ХХ века. Новые литературные течения. Поиски и эксперименты. Усложнение картины мира. Отношение к традициям. Модернизм. Взаимодействие различных эстетических систем.

Трагические события начала века (Первая мировая, революция 1917 года, массовые репрессии, гражданская война, коллективизация) и их отражение в русскойи других литературах народов России. Трагический характер конфликта человека и эпохи.

Реализм и романтика социалистического строительства. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. «Социалистический реализм» в литературе советского периода. Проблема социального заказа, государственного регулирования и творческой свободы в советской литературе. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть». Сатира в литературе.

Великая Отечественная война и ее художественное осмыслениев русскойи других литературах народов России.

Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русскойи других литературах народов России.

Поэтическое новаторство. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). Свобода слова. «Возвращенная» литература и литература русского зарубежья. Основные тенденции современного литературного процесса.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литератур других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

Общность духовно-нравственных идеалов разных национальных литератур, многообразие их художественного воплощения.

Роль русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России.

Проблемы литературно-художественного двуязычия. Русскоязычные национальные литературы народов России. Русский язык как средство создания национально окрашенной художественной образности.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX в. острых социальных проблем, протест писателей против унижения человека, неприятие духа меркантилизма и практицизма, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Христианская и общегуманистическая тематика произведений европейской литературы. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Художественные искания писателей XIX-XX вв. Реализм, модернизм и постмодернизм в европейской литературе и их влияние на русскую литературу. Обращение писателей к парадоксам бытия, взаимодействие реального и фантастического, истории и мифа. Утопия и антиутопия в литературе. Тема молодежи в зарубежной литературе. Взаимовлияние европейской, американской литератур и литератур Востока. Постановка острых проблем современности в зарубежной литературе. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ. Художественное время и пространство.

Содержание и форма. Поэтика.

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм; символизм, акмеизм, футуризм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

Деталь. Символ. Подтекст.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Гипербола. Аллегория.

Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

Литературная критика.

В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

Типологическая общность и национальное своеобразие русской и других национальных литератур.

Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

Художественный перевод.

Русскоязычные национальные литературы народов России.

Знать

· содержание художественных произведений, обязательных для изучения;

· наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов (по выбору);

· основные факты жизни и творчества писателей-классиков, творческую историю изучаемых произведений;

· закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные черты литературных направлений и течений;

· основные теоретико-литературные понятия;

Уметь

· воспроизводить содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику;

· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

· раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания и с современностью; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

· соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

· анализировать художественное произведение, его проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительных средства языка, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

· выявлять авторскую позицию, давать самостоятельную интерпретацию изученного произведения; характеризовать особенности стиля писателя;

· определять род и жанр произведения;

· сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

· выразительно читать изученные произведения (или фрагменты);

· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; отстаивать свою позицию, участвуя в диалоге или дискуссии;

· составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения,

· писать сочинения на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;

· использовать различные информационные источники при самостоятельном выборе книг для чтения и анализе художественной литературы;

· создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученики должны уметь:

· сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие, обусловленное образно-эстетической системой родной литературы и структурными особенностями родного языка.

· сравнивать русский оригинал с его профессиональным переводом на родной язык, отмечая соответствие перевода тексту оригинала, выявляя его художественное своеобразие.

· определять в русскоязычном произведении родного писателя национальную специфику на уровне темы, жанра, художест-венной образности.

[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[2] Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.

[3] В историко-литературных сведениях жирным курсивом выделены позиции, имеющие отношение только к школе с родным (нерусским) языком обучения.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

· воспитаниесредствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;

· развитие интереса к отечественной, зарубежной литературе и литературе народов России; умения рассматривать русскую литературу в широком историко-культурном контексте; углубление представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; развитие способностей сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений; формирование умения выявлять социальные и эстетические корни литературных явлений; развитие литературно-творческих способностей учащихся, потребности в самообразовании в области литературы и филологии, в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие образного мышления и воображения, эмоциональной сферы личности; художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений;

· совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений в их историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; умений выявлять в них конкретно-исторической и общечеловеческое содержание, сопоставлять различные научные, критические и художественные интерпретации литературных произведений;

· повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного и эстетического кругозора, формирование читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться русским литературным языком, писать сочинения на литературные темы, искать, обрабатывать и использовать информацию необходимую для постижения художественных произведений (справочная литература, масс-медиа, ресурсы Интернета);

· подготовкак осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.

В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических задач:

· совершенствованиеаналитических умений: историко-сопо-ставительного анализа произведений русской и родной литератур; сопоставительного анализа русского оригинала и его художественного перевода на родной язык, определения адекватности перевода оригиналу;

· активизация речевой деятельности учащихся на русском языке: развитие умений и навыков владения стилистически окрашенной русской речью;

· формированиеличности, способной адекватно воспринимать русскую литературу и культуру, более широко и многомерно осмысливать родную.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами историко-литературного курса, основы которого были заложены на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе базируется на знаниях, полученных в основной школе, и направлен на развитие и систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы. На профильном уровне старшей школы усиливается сопоставительный аспект изучения литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.

Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.

В старшей школе с родным (нерусским) языком обучения на профильном уровне учащиеся, которые предполагают в дальнейшем совершенствоваться в области русской филологии, при изучении русской литературы должны выходить на диалог родной и русской литератур и культур, учитывать их специфику и духовные корни. Таким образом, реализуется идея единого литературного образования, решающего образовательные и воспитательные задачи на материале двух (родной и русской) литератур.

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Вольность» [1], «Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (III, V, IX), «Если жизнь тебя обманет…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «...Вновь я посетил...», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Из Пиндемонти», а также 4 стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник»

Повесть «Пиковая дама».

«Маленькие трагедии» («Моцарт и Солбери»).

Трагедия «Борис Годунов»(в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).

Ф.М. Достоевский, очерк «Пушкин».

Поэты пушкинской поры

К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, А.А. Дальвег, Д.В. Давыдов.

4 стихотворения по выбору.

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «К*» («Я не унижусь пред тобою…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Есть речи - значенье…», «Благодарность», «Завещание» («Наедине с тобою, брат...»), «Валерик», «Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также 4 стихотворения по выбору.

Поэма «Демон»

Н.В. Гоголь

Повести: «Портрет», «Невский проспект».

А.Н. Островский

Пьесы: «Гроза», «Лес».

Наши рекомендации