Модуль 2. Механизмы развития литературы: функционирование и бытование.
Тема 8.Мифология русской литературы; кризис литературоцентризма; элитарная и массовая литература; рождение русского фэнтэзи.
Тема 9.Современный «толстый журнал» как носитель литературной культуры; история и национальная специфичность феномена «толстого журнала»; композиция журналов, критерии их различия (адресность, идеологическая база).
Тема 10. Механизмы существования литературы в новых социальных условиях: воздействие внелитературных факторов на литературный процесс (влияние книжного рынка), проблемы литературной критики, литературные премии, отмена цензуры, писательские стратегии.
Тема 11.Новые имена в литературе. Контрольная работа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Сосуществование эстетических систем: сопоставительный анализ рассказов В.П. Астафьева и Л.Е. Улицкой.
Задания:
1. Исходя из того, чем и как мотивированы в тексте поступки героев, какие связи между людьми акцентируются автором, определите, как представляют себе человека (его модель) эти писатели.
2. Охарактеризуйте героев (каждого в отдельности) и систему персонажей в рассказах: какие связи между людьми изображены? Как люди относятся друг к другу, что ценят, что замечают? Чем автор мотивирует моменты равнодушия?
3. Как проявляется в тексте авторская оценка?
4. Охарактеризуйте пространственную организацию в произведениях. Какова функция оппозиции «город / деревня» в «Людочке»? (Обратите внимание на описание парка) Чем важно место действия в «Подкидыше»?
5. Найдите в обоих текстах приметы времени, кому они важнее: Астафьеву или Улицкой? (У кого более узнаваемы?)
7. Какова природа в рассказах, что под ней понимается авторами?
8. Как и чем детерминирован человек, по мнению обоих писателей?
9. Определите эмоциональность авторов рассказов.
10. Обратите внимание на библейскую аллюзию в начале «Подкидыша».
11. Как вы думаете, почему отчим Людочки большую часть своей жизни провел в лагерях (по какой статье он мог сидеть)? Какова функция этого образа в рассказе?
Литература:
«Людочка» В. Астафьева и «Подкидыш» Л. Улицкой.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: «Толстый журнал» как носитель литературной культуры.
Задание:
Разделившись на группы, подготовить сообщение по плану:
1.Краткая история журнала и общие сведения о нем (гл. редактор, состав редколлегии, рубрики, основные авторы, идеологическая ориентация).
2.Обзор наиболее интересных статей публицистики и критики ~ за последние 2 года.
3. Характеристика разделов Прозы и Поэзии (сообщение о романе (повести) и о поэте).
Литература:
«Новый мир», «Знамя», «Звезда»*, «Октябрь»*, «Наш современник»*. Подшивки за 2008-2009 гг.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 3,4.
Тема: Механизмы существования литературы в новых социальных условиях
Деловая игра «Конференция по проблеме»
На обсуждения выносятся следующие проблемы:
- роль цензуры в литературном процессе
- роль и место литературной критики в литературном процессе
- влияние книжного рынка на развитие литературы
- проблема чтения в современном мире
Задания:
1. Найдите научно-критические материалы по одной из тем, вынесенных на обсуждение, воспользовавшись для этого как книжными, так и сетевым ресурсами.
2. Подготовьте сообщение по найденным материалам (не забудьте сослаться на источник)
3. Выслушав друга друга, сформулируйте общие выводы по интересующей вас проблеме.
Рекомендованная литература (статьи в сборниках студент выбирает сам; возможны поиски указанных материалов в сети:
Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Второй Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года. М.: МГУ, 2006.
Курбатов В. Перед вечером или Жизнь на полях. Псков, 2003.
Быков Д. На пустом месте. СПб., М., 2008.
XX век и русская литература Alba Regaina Philologiai М., 2002.
Онтология диалога СПб., 2002.
Семиотика скандала. Сорбонна, 2008.
Алла Латынина "А мы просо сеяли, сеяли..." // «Новый Мир» 2007, №8.
Ольга Балла Практики неочевидного: история чтения как история человека // «Новый Мир» 2007, №12
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
институт литературных премий: история и практика
Тема: Новые имена в литературе
Задания:
Разделившись на 2 группы, выполните задания двух блоков:
I. Соберите материалы об истории литературных премий, начиная с Пушкинской премии Российской Академии наук. Когда и кем она была учреждена? Кто из известных писателей ее получал?
Подготовьте стендовую информацию о литературных премиях, изучив материалы о них в сетевых ресурсах (не менее 10)
Подумайте, как институт литературной премии может влиять и влияет ли на литературный процесс?
II. Составьте Лонг-лист и шорт лист претендентов на вашу литературную премию.
Выберите из списков произведение или автора, заслуживающего, по-вашему, звание лаурета премии.
Напишите рецензию на это произведение или этого автора для выдвижения его на премию.
Литература рекомендованная:
Воробьева Е.И. Литературные премии. Методология исследования. К постановке проблемы. // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Второй Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года. М.: МГУ, 2006. С. 462-464.
Мария Ремизова Они идут, они уже пришли... // Октябрь 2007, №3.
Журнальный зал «Русского журнала» http://magazines.russ.ru