Тема 3.4. Творчество Л. Н. Толстого
Учебные задачи. Сформировать представление о творчестве Л. Н. Толстого и о его месте в развитии русской литературы второй половины XIX века. Дать представление об особенностях мировоззрения Л. Н. Толстого и о его отражении в творчестве писателя. Осмысление жанра психологического романа.
Обзор творчества JI. Н. Толстого: особенности, преемственность, новаторство. Особенности жанра рассказа в творчестве JI. Н. Толстого.
Повесть JI. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Образ главного героя: его внутренняя эволюция; характер взаимоотношений с другими персонажами повести. Мотив искусственности в структуре повести. Проблемы композиции. Сентиментальный характер финального события.
Роман «Воскресение». История создания. Влияние западно-европейского типа романа. Особенности жанра и композиции. Нехлюдов как «эпический» герой. Смысл названия.
Тема 3.5. Творчество А. П. Чехова. Рассказы и повести.
Драматические произведения
Учебные задачи. Определение места и роли творчества А. П. Чехова в контексте развития русской литературы конца XIX - начала XX века. Проследить творческую эволюцию писателя.
Специфика развития русской литературы конца XIX века. Раннее творчество А. П. Чехова: образная система, жанровые особенности. Движение жанровых форм в творчестве А. П. Чехова.
Драматургия А. П. Чехова. Создание нового типа театра. Установка на внешнюю бессобытийность. «Подводное течение».
Темы для самостоятельного изучения
1. А. С. Пушкин. Пиковая дама или Медный всадник.
2.Н. С. Лесков. Очарованный странник или Запечатленный ангел. Сказ как основная повествовательная форма в творчестве Н. С. Лескова. Фольклорная основа. Взаимоотношения автора и повествователя.
3.Л. Н. Толстой. Казаки. История создания повести. Повесть «Казаки» и традиции «кавказской» повести. Особенности повествования; основные приемы изображения внутренней жизни героя.
4.В. М. Гаршин. Рассказы (2-3 на выбор). Тема мирового зла в рассказах В. М. Гаршина. Гаршинский герой и способ его мышления. Своеобразие цветописи в рассказах.
5.В. Г. Короленко. Рассказы (2-3 на выбор) или повесть «Слепой музыкант».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Форма практического занятия является важной частью данного курса. Планы практических занятий включают тему, вопросы, задания для самостоятельного выполнения. Вопросы и задания ориентированы на осознание того, какое место занимает творчество того или иного писателя в контексте рассматриваемой эпохи. Также вопросы и задания нацелены на постижение студентами целостного и ценностного характера художественного произведения. Подготовка к практическим занятиям предполагает осознанное отношение к рассматриваемой проблеме, отработку некоторых понятий историко-литературного плана, а также работу с научными статьями, монографиями и т. д. Конспект научно-критических статей должен быть лаконичным, содержать только основные теоретические положения.
В процессе подготовки студент, во-первых, должен внимательно прочесть соответствующие литературные произведения. При этом особо важной представляется установка на «медленное» (внимательное) чтение, с наблюдением над сюжетными перипетиями и конкретными образами в произведении. Лирические произведения необходимо читать по 2-3 раза с целью лучшего освоения «концентрированного» лирического текста. При этом рекомендуется (особенно для практических занятий № 1 и № 2) делать закладки в книге, чтобы на самом занятии студент легко ориентировался в пространстве книги и не тратил драгоценное время на поиски нужного текста (как правило, это касается стихотворных произведений).
Следующим шагом при подготовке к занятию является обращение к рекомендуемым источникам научной и критической литературы. Затем студент должен ответить на предлагаемые в плане практического занятия вопросы или, по крайней мере, обдумать их, сделав, при желании, небольшой конспект ответов.
При подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам или экзамену студент может обратиться к списку научной литературы об отдельных авторах. Этот список дает более полное представление о библиографии по творчеству каждого писателя. С его помощью студент не потеряется в большом количестве научных статей и монографий, посвященных творчеству писателей XIX века. Конспектирование и подробное изучение всех приведенных в списке научных работ обязательным не является. Студент сам выбирает те работы, которые ему необходимы. Однако объем прочитанной научной литературы по курсу «Русская литература XIX века» может влиять на экзаменационную оценку. Желательно, чтобы при ответе на экзаменационный билет студентом был использован не только материал лекций, но и знания, полученные при работе с научными и научно-критическими источниками.
Так как на лекциях вопросы биографии тех или иных писателей освещаются обзорно, студент должен изучать этот материал самостоятельно. Именно поэтому в планах практических занятий предлагаются соответствующие источники, которые не так трудны для восприятия студента.
Работа на практических занятиях должна быть активной и творческой со стороны студенческой аудитории. Ответы на вопросы преподавателя должны быть развернутыми, доказательными и грамотными. В рамках практического занятия студент может применить полученные на лекциях знания на практике: показать умение анализировать литературное произведение, оперировать соответствующими терминами.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Лирика А. С. Пушкина.
Мифология поэтического творчества (2 часа)
План
1. Лирика как художественная система: проблема эволюции. Лицейский и Петербургский периоды в творчестве Пушкина. Мифологема музы.
2. Романтические тенденции в лирике 1820-24 гг. Романтическая философия жизни и творчества.
3. Проблема идеала в лирике Михайловского периода. Цикл “Подражание Корану”: поэтика, образ пророка, мотив пророческого слова. Поэтика и проблематика стихотворения “Пророк”.
4. Мифологизация творчества в лирике конца 1820-30-х гг. Миф о рифме и самосознающие жанры 1830 г.
5. Эволюция темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.
Стихотворения: «Другу стихотворцу», «К Батюшкову», «Моему Аристарху», «Муза», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Рифма», «Эхо», «Труд», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.
Литература
1. Грехнев, В. А. Мир пушкинской лирики. – М., 1993.
2. Лотман, Ю. М. Пушкин. – СПб., 2003.
3. Макогоненко, Г. П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. - Л., 1974.
4. Непомнящий, В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М., 1987.
5. Смирнов, А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина как художественная целостность. – М., 2007.
6. Фомичев, С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – Л., 1986.
Задание:
1. Внимательно прочитайте стихотворения. Попытайтесь осознать и сформулировать, что в них непонятно или сложно для восприятия.
2. Обратите внимание на античные образы. Какое место они занимают в стихотворениях А. С. Пушкина разных лет?
3. Попытайтесь обнаружить присутствие образа музы в указанных стихотворениях; наметить сходство и отличие этого образа в разных стихотворениях. Можно ли говорить о его творческом переосмыслении?
4. Проследите на примере данных стихотворений А. С. Пушкина развитие темы поэта и поэзии. Как она проявляется? Какие образы участвуют в ее создании?